Мои университеты

Fritz Morgen Fritz
Morgen

Коммуниздить по-крупному

22 марта 2010 00:10
Fritzmorgen об интернете, в котором все можно взять за деньги и за карму
Несколько дней назад в IT-сообществе с интересом обсуждали победу жителя Магадана над фирмой МТС. Антон потратил тысячу с мелочью рублей на эсэмэс-лохотрон, и суд счел правильным оштрафовать сотового оператора, который допустил это непотребство.

Надо отметить, что проблема микроплатежей до сих пор не решена. Заплатить через интернет 100 рублей все еще проблема.

Платить через SMS опасно. Через интернет-кошелек — муторно. Через кредитную карточку — неконфиденциально. Через просмотр рекламы — долго. Куда ни кинь, всюду какой-нибудь мелкий геморрой.

Однако давайте посмотрим на вопрос с другой стороны. А почему бы нам не расплачиваться за разные мелочи простым человеческим спасибо? Скачал книжку — сказал автору спасибо. И никаких проблем ни с вороватыми хакерами, ни с налоговыми отчислениями. В самом деле, не требуем же мы денег, например, с прохожего, которому подсказываем дорогу на улице?

Больших проектов, которые целиком построены на усилиях добровольцев, в интернете полно. В качестве примера приведу всем известную Wikipedia и проект по поиску алиенов seti@home. Добровольцы, не получая ничего взамен, не только тратят свое рабочее и компьютерное время, но еще и перечисляют на счета проектов свои карманные деньги.

Есть в сети также бесплатные фильмы, бесплатная музыка и бесплатные операционные системы. Более того, реальными хитами часто становятся как раз любительские поделки, слепленные на коленке несколькими гиками.

Месяц назад, например, по рунету пробежала волна интереса к игре «Haven and Hearth», которую два шведских студента смастерили в свободное от учебы время.

Игра напоминает оцифровку романа Жюля Верна «Таинственный остров». Сражаться с драконами и стрелять из лука в орков там не нужно. Нужно рубить деревья, строить себе из деревьев дом, огораживать поле частоколом, рыть шахты. Короче, строить цивилизацию в девственном лесу.

Очень любопытно было наблюдать, как пресыщенные многомиллионными проектами игроки с криками «Я два года ждал такую игру» с головой бросаются в кривоватую поделку наших северных соседей.

В первые дни сервер шведов даже загнулся под нагрузкой, не выдержав полчищ игроков из России. Шведы, однако, тут же отписались на своем форуме, что они рады видеть «потомков Рюрика» у себя в гостях и что все проблемы с производительностью будут решены.

Также огромной популярностью пользуется созданная добровольцами игра «Dwaft Fortress», которая, несмотря на примитивную графику, завораживает своими возможностями и глубокой проработкой игрового мира.

Впрочем, справедливости ради отмечу, что энтузиасты пока не выдерживают лобового столкновения с индустрией. Я слабо представляю себе, чтобы кто-нибудь сделал, например, бесплатный аналог GTA, который сможет конкурировать с GTA настоящим и его бюджетом в $100 млн.

Теперь сделаю важное замечание.

Действительно ли бесплатно работают, например, Linux-разработчики? Или они таки что-то получают за свою работу?

Традиционный ответ (его очень любят далекие от темы люди): разработчики бесплатных программ рассчитывают заработать себе таким образом известность, а потом уже конвертировать эту известность в материальные блага типа теплого места в крупной компании.

Ответ менее традиционный: люди стараются из-за кармы. Не секрет, что иногда циферки под твоим аватаром на форуме значат больше, чем, например, стоимость твоего автомобиля или должность на твоей визитной карточке.

Во многих сообществах существуют целые полчища так называемых кармадрочеров, которые меряются друг с другом величиной своего рейтинга.

У Пети 50 тысяч постов. Вася зарегистрирован на форуме еще с 1997 года. Коля имеет отношение «плюс 300» от других пользователей и две золотые звездочки победиля конкурсов. А негр Мамба, пришедший в сообщество месяц назад, просто лох по сравнению с этими крутыми парнями.

В реальной жизни, кстати, аналогов кармы тоже хватает. Дипломы, грамоты, медали, ордена. И ни разу нельзя сказать, что эти нематериальные ценности значат меньше, чем зеленые бумажки с портретами президентов.

Например, будут спортсмены выступать за деньги с той же самоотдачей, с которой выступают сейчас за медали? Маловероятно.

Тем не менее, думаю, основная масса людей создает в сети бесплатно свободное ПО, свободные фильмы, свободные песни и свободные игры, вовсе не рассчитывая заработать на этом деньги или популярность. Есть в конце концов куда более легкие способы добиться и того и другого.

Я полагаю, что руководят энтузиастами совсем иные чувства.

Во-первых, человек, будучи существом социальным, устроен так, что ему физически необходимо кому-нибудь помогать. И если программист не работает бесплатно над каким-нибудь важным проектом, значит ему придется удовлетворять свой инстинкт добра как-нибудь иначе. Подавая в метро нищим, например.

А во-вторых, как говорил Айзек Азимов, единственный способ заставить писателя не писать — это кольт 45-го калибра. Многие разработчики физически не могут не создавать тех замечательный вещей, которые они создают.

Таким образом, коллеги, с большой долей вероятности проблема микроплатежей скоро умрет сама собой, а слово «копирайт» станет таким же нелепым и старомодным, как «дагеротип». Все в интернете станет бесплатным, расплачиваться за съеденную информацию мы будем исключительно по настроению.

И, возможно, это открывает неплохие перспективы для нашей страны. Так как у нас разного рода неденежные формы оплаты традиционно используются куда как шире, чем в цивилизованном мире чистогана.
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям