Интурист или бефстоганов по воскресениям.
Компания подобралась разношерстная.
Говорили на нескольких языках,перебивая друг друга бесконечно.
Интереса различные иностранные слова ни у кого из окружающих не вызывали,так как здесь большинство были иностранцы,а отель так и назывался - “Интурист”.
Мужчина сидел спиной ко входу,постоянно заходили и выходили красивые девушки в вечерних нарядах. Место было модное и популярное в городе.
Бармен удивлял все новыми и новыми оригинальными коктейлями,на большом полотне экране мелькали кадры из фильма “Брак по-итальянски”,где Мастрояни и Лорен по прежнему смотрелись модно,живо и обольстительно.
Было жарко,несмотря на вечер и ветерок с моря находившегося в зоне видимости.
За красивой витиеватой оградой продолжали парковаться дорогие атомобили, наполированные от души своими хозяевами,из них выходили грузные их владельцы в сопровождени стройных юных спутниц с рыбьими губами.
Официант принес меню,удивляющее своим ценообразованием ,все по 10,третьим номером в нем фигурировало блюдо “Бефстроганов” с гарниром из картофеля фри.
Это было фирменное блюдо ресторана и со вкусом его мужчина был знаком с давних времен….
Солнечный день,воскресение утро.мальчик лет восьми и девочка четырех ,красиво ,“нарядно” одетые шли впереди родителей, держась рука об руку.
Родители же степенно ступали чуть позади,любуясь своими чадами.
Большие голубые банты были завязаны у девочки на косах,мальчик был в модном синем костюмчике с беретом на голове.
Маршрут начинался от дома где жила семья,в самом центре и пролегал через оживленную улицу,где в воскресные дни и вечерами будней, все состоятельные и не очень, обитатели города прогуливались.чинно здоровались с друг с другом,городок то был небольшой и почти все знакомы были.
Далее движение проходило через сад,который по не понятным причинам назывался “Парапет”,через знаменитый кинотеатр и далее выводил к морской набережной с бульваром.
Минуя фонтан* с известными литературными героями поэмы,где богатырь разрубает пасть дракону и оставив позади фуникулер,семья оказывалась у точки предназначения,серого здания в стиле конструктивизма,автором которого являлся знаменитый архитектор начала века и которое гордо именовалось “ИНТУРИСТ”**.
Нынешний “Интурист”,точнее “новый старый интурист”,так как существовал еще и новый интурист,а этот старый снесли,заново воздвигнув в метрах 500 от предыдущего существования,был абсолютно точной копией того снесенного.
Открывающиеся большие прозрачные двери,обдавали сидящих на улице холодом кондиционируемых помещений,да-да именно так, ибо жара на улице несмотря на наступивший вечер, не спадала и лишь распахивающиеся стеклянные створки выхода на уютную летнюю терассу с каждым вновь прибывшим обволакивали сидящих порцией живительной прохлады!
Марчео Мастрояни на экране продолжал обольщать Софи Лорен,градус всеобщего веселья, царящего за столиками, становился выше видимо за счет употребленных экзотических коктейлей или все таки чуть снизившуюся температуру воздуха.
Компания за столом,в которой находился мужчина, продолжала свое щебетание на различный лад,”оливье”был уже съеден и наш герой с нетерпением ожидал основное заказанное блюдо,блюдо,которое навсегда практически стерлось из его вкусовых воспиминаний многочисленными деликатесами,испробованными в разных уголках света,в коих он побывал.
В прохладных и просторных залах ресторана было немноголюдно и работала вентиляция.
Посетителей было в это раннее время не мало и все почти семейные.
Наверное все сидящие за столиками были знакомы с друг с другом или почти все.
И все почти были семьями в это дневное время.
После традиционного салата “оливье” и “московского борща” с плавающими по его поверхности чудесным образом кружочками нежно розовых сосисок,подали главное блюдо.
”Бесфстроганов”,это такие ломтики говядины,обжаренные вначале в масле,а затем тушенные в сметанном соусе со специями.
Хрустящие ломтики картофеля фри,янтарной горкой возвышающиеся рядом с дымящимся мясом, также соблазнительно манили своим ароматом.
Мальчик по взрослому заправлял краешек салфетки за ворот,важно придвигался поближе к столу,еще не очень умело орудуя ножом и вилкой расправлялся с поданным блюдом.
Солнечные зайчики, отбрасываемые столовыми приборами, играли на потолке и стенах помещения.
Когда с блюдом было покончено,приносили кофе,в такой чашке, на блюдечке которого было выведено вязью название отеля.
Прохлада,тишина,дневной свет проникающий сквозь высокие окна,приглушенный звон посуды,доносящийся из-за ширмы в углу зала,проникающие оттуда же ароматы готовящихся блюд и воскресный день недели неразрывно переплетались в единый узор в сознани ребенка.
Затем семья выходила на приморский бульвар,проходила неспешно через “венецию”, так называемые каналы с мостиками и прогулочными лодками.
Тенистые ивы своими длинными ветвями манили в таинственную прохладу островков,шашлычные ароматы и доносящийся едва людской гомон из-за, пленил воображение …
Семья садилась за столик,приносили мороженное,в железных запотевших креманках с чайными ложечками из аллюминия и лимонад в изумрудных бутылках.
Ивовые ветви сплошным пологом укрывали посетителей от любопытных глаз прохожих.
Редкие любовные парочки обнявшись сидели на проплывающих по узким протокам лодочкам,нега воскресного дня чувствовалась повсюду.
Ну вот и дождался наш герой своего вожделенного лакомства,принесли…горячий и еще скворчащий на сковороде “бефстроганофф” и рядом ту самую “солнечного сияния” картофельную соломку.
Заправив салфетку за ворот майки,мужчина плотно пододвинулся к краю стола и запустил дорогие из тяжелой хирургической стали приборы в блюдо.
Да, это был тот самый вкус.
Вкус детской воскресной безмятежности,вкус давно утраченного счастья,вкус настоящести жизни и яркости событий и переживаний.
Ему даже показалось, что он услышал мелодию из того времени в исполнении известной на всю страну певицы выигравший конкурс в одной социалистической стране.
Но нет ,это на секунду большой монитор с Мастрояни и с Лорен переключили на канал исторических новостей и мелодия была оттуда.
Потом подали кофе,в тех же самых кофейных чашках как в далеком детстве,с той же “вязью”…
Вечер близился к концу,открыв глаза,а мужчина сам не заметив,сидел уже с минуту зажмурившись.
Он не обнаружил семейных пар с детьми,а грузные владельцы дорогих внедорожников со своими рыбьегубьеми спутницами никак не были похожи на образы из его представления.
Вечерняя поездка на авто мимо приморского бульвара со множеством огней,красивых павильонов и атракционов тоже никак не связывалась с теми самыми летними прогулками и мороженным в железных креманках,подаваемыми в тенистых аллеях “Венеции”.
Город был величествен в вечернем наряде, огромное полотнище государственного флага,говорят самое большое в мире,красиво и ярко подсвеченное,словно в рапиде ,реяло над набережной.
Город был красив,но уже по своему,по новому и лишь послевкусие от “бефстроганофф” сохранившееся от ужина,было тем самым и отсылало воображение к тому воскресному дню и разве что “интурист” теперь было применимо не только к отелю,но и к самому мужчине.
15/08/2016/Москва/Аддис Гаджиев
*«Бахрам Гур»- памятник и одноимённый фонтан в столице Азербайджана, в городе Баку, на территории небольшого сквера перед городским фуникулёром. Бронзовая скульптура изображает героя поэмы Низами Гянджеви «Семь красавиц» сасанидского шахиншаха Ирана Бахрам Гура, убивающего мечом змееобразного дракона, обвившегося у его ног.
Установлен памятник в 1959 году, когда трое друзей-студентов - Аслан Рустамов, Альберт Мустафаев и Горхмаз Суджаддинов принимали участие в конкурсе на оформительское улучшение Баку. Облик сказочного героя списан с Альберта Мустафаева. «Бахрам Гур» является одной из первых профессиональных работ заслуженного художника Азербайджана Горхмаза Суджаддинова, а также первым в Азербайджане скульптурным памятником литературному герою одной из поэм Низами Гянджеви.
**Одна из самых первых гостиниц "Интурист"
[1] была построена в Баку в 1934 году по проекту знаменитого советского архитектора Алексея Щусева.
Эту гостиницу стали называть «старым» "Интуристом" после ввода в эксплуатацию гостиницы «Азербайджан» в 1970-х гг., так как первоначально гостиница «Азербайджан» называлась «Интурист» - новый «Интурист». Позднее новый «Интурист» переименовали в «Азербайджан», но старый «Интурист» так и остался старым.