Блог ведет Ольга Фролова
Фролова
Тающее мороженое и светящаяся лампочка: Как переключить внимание ребёнка при помощи драматерапии
Арт-терапия в широком смысле стала достаточно востребованным способом решения психологических проблем за последние 2-3 десятилетия. Обычно к этому направлению относят терапию изобразительным искусством: рисование, лепка, аппликация и др. Через творчество дети раскрываются, и становится понятно, какая боль сейчас у ребёнка в душе.
Относительно недавно понятие арт-терапии расширилось, и его часть оформилась в самостоятельное направление - драматерапию. О том, что это такое, и как это происходит в домашних условиях, рассказала актриса, режиссер, педагог актерского мастерства и арт-терапевт Екатерина Костеневская.
Домашняя сцена
Драматерапия это облегчение психоэмоционального состояния через игру на сцене. При этом необязательно выступать перед широкой публикой. Достаточно собраться дома небольшой компанией, сделать декорации и реквизит, подобрать музыку, раздать костюмы и распределить роли. За основу можно взять известную сказку, а можно придумать сценку на ходу.
Именно это и входит в задачу Екатерины Костеневской как специалиста, помогающего онкобольным детям в благотворительном фонде “Пантанасса”. В амбулаторных квартирах, которые фонд арендует для детей, приезжающих в Москву на химиотерапию, дети и их родители отдыхают и стараются отвлечься от угнетающих мыслей. Драматерапия востребована там, где есть боль и стресс. А если боль переживает ребёнок, сцена для него может оказаться настоящим спасением.
-
Дети включаются в игру в любом состоянии, даже если нет настроения, - говорит Екатерина Костеневская. - В зависимости от характера, одним больше хочется поиграть во что-то спокойное, другим нужна эмоциональная активность. Сцена лечит, это известно всем артистам. Они выходят на сцену с высокой температурой, и их состояние улучшается. Я стараюсь максимально сделать всё, что в моих силах, чтобы детям было хорошо. Главный результат для меня - это чтобы у детей было ощущение праздника.
Будь как воздушный шарик
Екатерина признаётся, что в условиях квартиры, где живут дети разных возрастов, работать сложно. Не всегда получается поделить детей и адаптировать материал по возрастным группам. Дети могут приходить, уходить во время спектакля, их сложно собрать. Бывают и нештатные ситуации, если кто-то из детей захочет отлучиться или плохо себя почувствует. Но самое приятное - это ощущение радости от завершённого спектакля, когда всё получилось.
-
Чтобы всем было одинаково интересно, нужна частая смена деятельности, подвижные, интеллектуальные, творческие игры, - говорит Екатерина Костеневская. - Я даю им общие задания, у которых есть цель. Например, нужно собрать жетоны и потом обменять их на подарок. Хорошо срабатывают соревнования, когда дети разбиваются на команды и стараются друг друга обыграть.
Екатерина Костеневская считает, что драматерапия нужна всем. Она учит переосмыслять своё состояние, контролировать свои эмоции. Потребление информации сейчас вышло на первый план, отодвинув на второй обращение вглубь себя. Исправить эту ситуацию помогают эмоциональные тренинги. На них дети представляют себя тающим мороженым, яркой лампочкой или воздушным шариком и стараются подражать им звуками и движениями. В результате они переключаются с грусти на радость и проживают те эмоции, которые в обычной жизни не смогли бы испытать.
Возможность пригласить драматерапевта фонд “Пантанасса” получил в рамках исполнения проекта «Второй дом для пациентов Онкоцентра им.Н.Н.Блохина», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Теперь в течение полутора лет фонд “Пантанасса” будет получать поддержку от государства и сможет перестроить свою работу с учетом ограничений, вызванных пандемией.
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал