Блог ведет Сергей Макаров
Макаров
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Современное искусство.
Не всем понятное явление с порой эпатирующими экспонатами.
Под этим понятием понимается все виды и направления в создании предметов искусства или считаемые таковыми созданными после Второй Мировой войны.
Классическое искусство - это законченные произведения представленные на обозрение.
Современное искусство зародилось в период нового послевоенного времени 60-70 годов и отражает социальное состояние общества, развитие его культуры и новых достижений в производстве новых материалов.
Как археологи ищущие артефакт ушедших эпох, коллекционеры современного искусства разыскивают предметы быта и пользуясь компиляцией смысловых пониманий, свойств материалов и предназначений этих предметов, создают новые пластические формы в скульптурном, графическом и прочем фантазийном воплощении, и самое главное в этом процессе, они создают перфоманс из этих предметов, для взаимодействия со зрителем и наполнения пространства новыми формами.
Это может быть что угодно и что может заинтересовать воображение, это могут быть предметы быта, одежды прошлых лет.
Вспоминается коллекция такого собирателя из мусора, известного коллекционера Александра Петлюры, собравшего большую коллекцию предметов.
Его артефакты легкой промышленности прошлых лет, цены тем, что они дают возможность не только сберечь и показать, что было произведено за "железным занавесом", они дают возможность, не побоюсь этого слова, провести научное исследование целого периода жизни людей в послевоенные годы.
Использование этих предметов быта дают богатый простор для создания инсталляций, перфомансов, использования в театральном и кинематографическом мире воссоздавая правдивые картины в постановках спектаклей и фильмов о прошлом страны.
Одним из классических примеров современного искусства побуждающим на действие является скульптура Вучетича перед зданием штаб квартиры ООН в Нью Йорке "Перекуем мечи на орала", дающая не только эстетическое восприятие пластики форм, застывшей в металле динамики движения тела для достижения цели, побуждает на понимание смысла этой скульптуры и уместности её нахождения на своём месте.
Фотография копии уменьшенной скульптуры Леонида Соколова "Ленин и Джакометти" вероятно дала богатую фантазию многим неравнодушным в компиляции подобных скульптур не только у художников и скульпторов, на блошиных рынках частенько используют бюсты писателей и прочих узнаваемых государственных и не очень деятелей для создания спонтанных инсталляций, для привлечение внимания к своему развалу товаров - предметов разных времён.
Порой украшенные, не без чувства юмора, предметы культа, такие как пермские фигуры из дерева или идолы, или этнические статуэтки из диковинных стран становятся объектом пристального внимания и порождают желание обладания этими объектами.
Возникает всегда вопрос:
- Как оценить тот или иной предмет современного искусства?
Предметы современного искусства являются товаром, как и прочие предметы искусства предлагаемые для приобретения его ценителями, коллекционерами и просто не равнодушными к собирательству и украшательству.
У каждого приобретателя таких предметов есть свои резоны, кто в надежде на вложение средств в пользующуюся спросом ликвидность, а кому-то просто интересно эпатировать своих гостей, друзей или заглянувших на беседу о тайнах рождения современного искусства.
Как по сравнению с классическим искусством, проверенным временем, оценить эти предметы современного искусства?
Можно привести примеры такой оценки, не упоминая классику и всем известных произведений Энди Уорхола и прочих художников современного искусства у многих на слуху и порой уже достигших своих вершин оценок в этом странном мире современного искусства.
Картина Василия Кандинского - "Картина с красным пятном", 1914.
Абстракционизм. Масло, холст. 130×130 см
Находится в национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже.
Вот что пишет сам автор о своей картине, на которой изображены сложная цветовая композиция линий и самого красного пятна:
"Было бы лучше, видимо, если бы вместо "темно-зеленый" я писал, например, "космические силы", или вместо "несколько кругов" — "круги в бесконечности"!
Мои названия производят впечатление, что мои картины — это что-то незначительное и скучное.
Но слишком претенциозные названия претят мне.
Вообще, я считаю названия необходимым злом, поскольку они так же, как и предмет, всегда ограничивают, вместо того чтобы расширять".
Эта картина пока не продаётся, она находится в экспозиции музея и сколько она может стоить - это предмет аукционной сделки с потенциальными покупателями.
И всё же возможно смело предположить, что она будет оцениваться не только с точки зрения её художественного содержания, но и с учётом имени автора.
Пример наших дней:
На белом квадратном полотне большая округлая зелёного цвета "клякса" с ровными краями" и всё!
За большинство работ Эллсворта Келли особо крупные суммы выручить не удаётся, однако это полотно - исключение.
За этот холст с деформированным зелёным кругом в середине, нашёлся ценитель и заплатил за него 1,6 миллиона долларов!
Да, и это несмотря на то, что это всего лишь холст с деформированным кругом в середине!
Вероятно, этот покупатель посчитал хорошим вложением денег для их сохранности от инфляции и будущей доходной перепродажи?
Но кто ещё сможет так же высоко оценить эту картину?
так что же может быть оценено правильно?
Вопрос одновременно риторический и спорный.
Да, главный конфликт нашей эпохи - между личностью и пятном.
А как автор или ценитель подобного современного искусства сможет словесно описать свое восприятие этого округлого зелёного цвета "кляксы" ?
Произведения неизменно выше своего творца, уже потому, что не он ими распоряжается, а наоборот.
Основатель TRON Джастин Сан сдержал слово и съел банан, приклеенный скотчем к стене, ранее купленный им за $6,2 миллиона, да, у богатых ценителей современного искусства свои причуды.
Просматривая каталоги аукционных домов с предметами современного искусства вспоминается сцена из сериала Пуаро, когда Пуаро на выставке предметов, озадаченно осматривая их он не может однозначно сформулировать свое отношение к увиденному.
Вероятно он "испорчен" хорошим воспитанием и его насмотренный глаз никак не даёт ему сигналов признать, это видимое им, произведением искусства.
Предметы современного искусства мертвы на полках выставок, они оживают только в пространстве, предназначенном для его деформирования, создания новых иллюзий и попыток взаимодействия со зрителем.
Формирование понимания, как и самих объектов современного искусства ходят по краю и очень сложно не свалится в китч художникам - кудесникам, скульпторам и галеристам при создании этих объектов для коллекционирования или для представления в виде выставок или перфомансов.
Формирование понимания современного искусства без знаний и пониманий классических произведений искусства, истории и много, что даёт богатство воображения и понимания смыслов - просто возможно.
Возможно кому-то покажется всё это современное искусство каким-то далёким и хранящимся где-то на полках разваленных завалов у коллекционеров, немного повезло москвичам и екатеринбуржцам.
Памятник Махатме Ганди скульптора Гуатам Пал , в Москве, установлен на Ломоносовском проспекте недалеко от площади Индиры Ганди в Раменках.
Студенты Московского Университета раньше, возможно и сегодня, имеют традицию - наряжать его в зависимости от сезона года, то шарфик завяжут и зимнюю шапку водрузят, то соломенную шляпку летом на его лысоватую голову поместят.
В Екатеринбуре, на улице Вайнера есть прижизненный памятник дружбе - "Друзья", увековечен местный шарташский кузнец и художник Лысяков Александр Андреевич, на берегу местного озера Шарташ его кузня расположена.
Снаружи у входа в магазин на углу здания он сам с его друзьями - конём и собакой, а во нутреннем помещении магазина - всё остальное от коня имеется.
Вот вам и объекты современного искусства с перфомансом или инсталляцией... .
Насчёт различия понимания этих терминов очень жизненное и несколько неприличное определение имеется, но весьма лаконичное и доступное для понимания, с любым уровнем образования и прочего... надеюсь вы его знаете.
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал