Блог ведет Елена Заславская

Заславская
Настя, приезжай. Поэтические этюды
*
Эта история не про любовь, хотя есть в ней и любовь, и не про войну, хотя есть и война, и не про расставание, хотя и этого предостаточно. Всё-таки эта история о том, что объединяет людей, несмотря на расстояния, время, границы, войны, конфликты, страхи – она о счастье творить и видеть красоту. Это очень личная история про мою дорогую Настю.
Луганск, 2014 год*
В сентябре 2014 года я вернулась в Луганск. Как только появилась первая возможность приехать. Дом мой был изуродован после артналёта. В квартире валялись осколки снарядов и стёкла разбитых окон. И хотя город отстояли, со дня на день ожидался новый штурм. Целые районы ещё долго оставались без электричества и воды. Предприятия не работали. Еду выдавали по талонам.
Я приехала сама. Папа мой был на фронте. Мама осталась в Лисичанске вместе со старшим сыном. Дочка моя была со своим отцом и его новой семьёй.
Осень. Одиночество. Война. Но несмотря ни на что, я осталась в этом городе.
Настя, приезжай!
Дорогая Настя,
Если бы ты только приехала в этот город и увидела его!
Он как птица с перебитыми крыльями.
Он как самолёт в крутом пике.
Он как человек с распахнутой снарядом грудью.
И в горле становится ком,
И мысли путаются,
И в глазах солёное море.
Но я всё равно тебе пишу,
Чтобы ты хоть на миг увидела его лицо,
Постаревшее за одно лето войны
На много лет.
Дороги изрыты воронками.
Провода висят, как оборванные струны.
В стенах домов пробоины.
Открытые раны –
Пространственно-временные проломы
В прошлое, в мирное время.
Во время, когда
Мы были счастливы,
Мы были вместе,
Мы были…
Помнишь, как мы катались на велике,
Обгоняли маршрутки,
А люди махали нам из окон?
Помнишь, как мы писали картины,
И писали стихи,
И писали признания?
Ты написала на моей двери:
Дай сердцу волю –
Заведёт в неволю.
Моё сердце блуждало.
Моё сердце блудило.
Моё сердце заблудилось.
И никак не вернётся домой.
В моём доме без стёкол холодно,
Зато звёзды заглядывают прямо в квартиру,
Попить чайку со сгущёнкой.
Кошки возле домов сбились в стаи,
Вороны в парках кричат так,
Что слышно за километр.
Собаки-бродяги
Не боятся людей,
А как и люди боятся обстрелов.
Свечки и спички стоят дорого.
Мясо стоит дорого.
Молоко стоит дорого.
Но есть вещи совсем бесценные.
Люди говорят друг другу: «Здравствуйте!»
И это приветствие обретает старый смысл,
Давно утерянный и затёртый.
Я знаю, что если я сегодня не отправлю тебе письмо,
Завтра может не быть света,
А может и меня не быть,
Но засыпаю я всё равно счастливой.
И только по утрам мне все ещё хочется плакать.
Настя, приезжай!
*
Это стихотворение опубликовано в моем поэтическом сборнике «Год войны». Команда из Брянска, Вика Волкова и музыкант Алексей Космический, положили это стихотворение на музыку. Вика читает его, а Алексей играет на тональном лепестковом барабане со смешным названием глюкофон. Получилось красиво. Вот только финал стихотворения музыканты заменили на противоположный: «Настя, не приезжай»!
А она и правда так и не приехала.
Симеиз, 2013 годЛистопад, звездопад и ветер
В городе, который любила,
33 дубочка-сыночка
И калинку-дочку
Настенька посадила.
Не дождём, а огнём
Умываясь,
Запылал светлый город её,
Будто свечечка восковая.
Под страшным обстрелом
От огненных жал свинца
Сгорели, сгорели, сгорели
Настенькины деревца.
Голоса, соловьи и травы,
Листопад, звездопад и ветер —
Снятся настенькиным деревьям,
Если, конечно, верить,
Что мёртвые видят сны.
А Насте снится её дубрава,
Листопад, звездопад и ветер,
Голоса, соловьи и травы,
И снова травы и соловьи.
*
В то военное лето, когда было написано это стихотворение, мы попрощались с Настей. Война разлучила нас, развела, оставила по разные стороны от линии фронта. Лето 2014-го стало для нас летом расставания, а сблизились мы год назад, тоже летом, в Симеизе.
Звездопад и ветер. Голоса, соловьи и травы. Август. Крым.
Мои друзья из луганской арт-тусовки ездили туда ежегодно. Останавливались в горах, в местах, запечатлённых в фильме Сергея Лобана «Шапито-шоу» (этот фильм был очень популярен в наших кругах). Обычно я игнорировала эти поездки, но каждый раз, слушая восторженные рассказы «как классно было в Симеизе», обещала себе: «Всё. Следующим летом поеду! Обязательно!».
В 2013-м мне удалось вырваться на три дня. Крым поразил меня своей красотой: море, горы, кипарисы. Настя рисовала, я писала стихи. Это были дни, полные света и счастья.
Свет моря
***
Звёзды падали в полуночное море,
Мы нагими купались под звездопадом,
Млечный путь стекал прямо в воду,
И мы пили его мокрыми губами.
Тело твоё, молочно-белое,
Светилось, излучая сияние,
Мне захотелось написать поэму,
О тебе, о несбывшихся желаниях.
***
После купания
Мы грелись о камень,
Прислоняясь к нему телами.
Он был молчаливым и тёплым,
С бороздами морщин,
Он знал о жизни всё,
Но ничего нам не говорил.
И мы пытались понять
Тайну, скрытую за безмолвием,
Выпадая из матрицы бытия,
Где всё объясняется словом.
***
Мы живём на склоне горы Кошки.
Ночью она мурлычет.
***
Наши два гамака
Как две колыбели,
Висящие параллельно.
Мы с тобой молочные сёстры,
Вскормленные вдохновением.
Мне казалось, – нас разделяет пропасть:
Пространство и время,
Опыт и возраст,
Но ты говоришь, что детство
Никуда не уходит,
И протягиваешь ладонь мне.
***
Твои руки – в краске,
Твои этюды – прекрасны.
На холстах, сделанных из рубашки,
Теперь картины, написанные маслом.
Твои пальцы в пятнах,
Зелёных, красных,
Я оттирала их, но напрасно,
И ты становишься частью пейзажа
На холсте моей памяти.
***
Моё сердце прячется в раковину,
Раковина прячется в море,
Я разучилась плакать,
Плотно закрыты створки,
И нет ни одной причины,
Кроме
«Быть тебе нужной»,
Чтобы на миг раскрыться,
Поймать тобою оброненную песчинку
И растить жемчужину.
***
Перуанский инструмент кахон
Похож на скворечник,
В нём живёт птица.
Барабанщик Дима,
С пальцами тонкими
И длинными,
Её приручил.
Ночью птица пела,
Спать не давала,
Крыльями била,
А ты хохотала.
***
Замри, ради Бога,
На одно мгновение,
У меня есть машина времени –
Мой полароид!
Как проступит изображение,
Можно будет совершить перелёт,
В день, когда тебе 18,
И ты на вершине горы,
Жизнь – бесконечно прекрасна.
Билет в этот мир,
Исчезающий безвозвратно
В потоке лет, –
Маленькая фотокарточка. На ней ты сияешь.
Опять пересвет.
***
На сколько хватает взора – море,
Сегодня спокойное
И синее-синее.
Здесь, в Симеизе,
Кажется, нет ни боли,
Ни горя,
Истина
Принимает форму
Линии горизонта –
Видима,
Но недостижима.
***
Крылом, заточенным острее финки,
Чайка рассекает море точно на две половины.
***
Мы смотрели кино под звёздами,
В летнем кинотеатре,
На карематах,
Попивая коньяк «5 звёзд»,
И хотелось сделать «стоп-кадр»,
Но время неумолимо,
Время летит вперёд.
Я видела этот фильм.
Главная героиня
В нём всё равно умрёт.
***
Я знаю,
Как шепчутся кипарисы,
Передавая имя твоё,
Растворённое в воздухе ночи,
В поэме о Симеизе,
В неловких, растрёпанных строчках,
Во всхлипах прибоя.
Когда оно растворится,
Обветрится, без вести канет,
Его суровые скалы
Примут в свои объятия.
***
Я уезжаю. Ты провожаешь.
На душном автовокзале
Мы неловко прощались.
– Ты будешь мне сниться.
Зажмурясь, смотрю сквозь ресницы.
В глазах зарождается море,
Солонее, чем здесь, в Симеизе.
*
В последний день моего пребывания в Симеизе Настя выставляла крымские этюды. У меня сохранилась одна её работа того периода. Все остальные она сожгла, когда началась война.
Киев-Берлин, 2016 годБывают такие дни, когда прошлое встречается с будущим, чудеса становятся реальностью, а время и расстояние условностью. Люди, события, наблюдения нанизались, как слова на строку, на моё путешествие из Луганска в Берлин и обратно.
Собственно, о целях поездки. Зимой я получила приглашение принять участие в поэтических чтениях «Lyrik im Аusland» в Берлине. Я решила отправиться в Германию через Киев, где у меня были семейные дела. После участия в харьковских дебатах, инцидента с правосеками, полученных угроз, занесения в картотеку «Миротворца» с железным обоснованием, что мои стихи угрожают национальной безопасности Украины и всего человечества, мне было немного неуютно отправляться на Украину, но всё-таки я решилась.
Отдалённым эхом аукнулись мне в Берлине наши крымские каникулы. Тогда на плато возле горы Кошка мы устроили импровизированный поэтический вечер. Я читала Сонеты о Деве, один из которых был посвящён скандальному перформансу панк-группы «Пусси-Райот» «Панк-молебен».
Сонеты о Деве. Сонет четвёртый
Столетья три тому старик Вольтер
Придумал замечательную шутку,
Что Жанна спрятала под юбку
Ключи от Орлеана. «Ля Пусель»
И я читала, думая про пусек,
Кощунниц и беспутных, диких стерв,
Что превратили ххс в бордель –
Там задирали ноги, чтобы Путин
Ушёл. Быть может, параллель
Немного неуместна, но немного.
Не важно дева, иль не дева – за свободу
Идёшь на битву и на панк молебн,
Но всё сведут к тому что между ног
Писаки и охотники на ведьм.
*
В Берлине участница панк-группы «Пусси-Райот» Надежда Толоконникова презентовала свою книгу «Инструкция к революции». Я не могла не пойти на презентацию. Книга стоила 19 евро. Издана она была только на немецком языке с расчётом на европейскую аудиторию. В основном Толокно говорила о том, как хорошо проснуться в Голливуде и вспомнить степи Мордовии, и о своей группе «Х.. в очко», название которой переводчица перевела «Х.. в очках». Трудности перевода. Мне хотелось плакать. Дерзость, протест, страдание – всё было конвертировано в евро и дешёвый популизм.
***
– Наденька, а как же революция?
– Это только бренд. 10 принципов на обложке VOGUE.
– Наденька, а как же тюрьма?
– После тюрьмы секс приносит мне больше удовольствия.
– Наденька, а как же борьба?
– Я осуждаю насилие.
И где-то далеко, в замке со звездой на крыше
Путин потирает руки.
А Богородица Наденьку уже давно
Не слушает и не слышит.
*
Был ещё один сонет, который теперь мне кажется в чём-то пророческим.
Сонеты о Деве. Сонет восьмой.
Столетия как облака неслись
И на земле сменялся род за родом,
Кровавый меч не раз кроил Европу,
И пламя разгоралось вновь из искр,
И люди находили смысл
В том, чтоб не быть истории поп-кормом,
Чтобы прославить нежный fleur de lys,
А в случае моём так молот с горном*, *герб Луганска содержит изображения герба и молота
И новые герои родились
И вышли в мир, светлы и непокорны,
Хоть в Орлеане, хоть в Камброде,
Я им хочу сказать, noblesse oblige,
Есть лишь одна расплата за свободу –
И это жизнь!
*
Удалось ли мне прославить «молот с горном» – это вопрос. Очень хочется так думать. Доменная печь с червлёным пламенем, справа и слева два чёрных молота изображены на гербе Луганска. Раньше это был герб литейнопушечного завода, из которого и вырос город, ставший мне родным. Город, родившийся в угоду войне и закалённый в войнах минувшего времени.
Пророческие получились стихи. Нынешняя война все расставила по своим места. Она породила новых героев – Гиви и Моторолу, Дрёмова и Мозгового. Война показала, что такое настоящая борьба. Под её увеличительным стеклом легко можно было разглядеть кто человек, а кто сволочь, кто свой, а кто чужой, что есть правда, а что ложь. И что такое свобода, за которую идут на битву, мне показала война. Мой взгляд на Панк-молебен, и пусек она тоже изменила.
Кстати, другая участница группы «Пусси-Райот» Мария Алёхина в разгар военных действий приезжала в Луганск. Останавливалась у нацболов в квартире, в которой базировались интер-бригады. На встречу я не пошла, хотя такая возможность и была.
О своей поездке Алёхина рассказала в интервью изданию «Медуза»: «Мне было стыдно. Мне было стыдно за то, что мы ничего не сделали. Мы не сделали ни одного высказывания про войну. Последнее высказывание было в Сочи. Дальше мы ездили в колонии, а дальше случилась аннексия Крыма, и мы ничего не сделали. Мы строили «Медиазону», но это не отменяет того, что мы ничего не сделали. И я решила, что, по крайней мере, я должна увидеть это своими глазами. Я не имею права высказываться о событиях, хотя бы немного не посмотрев на них. Для меня было важно увидеть, почувствовать, хотя бы попробовать это сделать.» На вопрос корреспондента, изменила ли она свое отношение к этой истории после поездки в Луганск, она ответила: «Да, изменила. Это вот две России, ты знаешь? Надя шила флаг на Болотной площади. А я сидела в Луганске». Алёхина рассказала, что посетила крестины в подвале церкви, фасад которой был полностью разрушен украинскими «Градами». Но несмотря на это подчеркнула: «Я не мыслю эту ситуацию как полярность, в которой нужно непременно занимать либо позицию Украины, либо противоположную. Что я делала? Я говорила с людьми. Просто садилась и говорила. Везде. С продавцами кофе, с прохожими, с теми, у кого я жила, с теми, кто туда приезжает. Почему они туда приезжают?»
И правда, почему сюда приезжают люди?
В Житие старца-диакона Филиппа Луганского, особенно почитаемого здесь написано: «13 июня 1905 года явилась Царица Небесная старцу Филиппу и сказала: “…И день сей явления моего граду Луганскому помни, и учи всех чтить его, о граде же сем скажу, что к концу мира наречется он – Святоград Луганский. И многие люди будут съезжаться сюда в преддверии этих грозных дней, сами не зная зачем.”»
А Настя так не приехала!
Из Берлина в Луганск, я снова отправлялась через Киев, ведь луганский и донецкий аэропорты были разрушены войной. Железнодорожного сообщения тоже не было. Луганск стал городом, в который не летают самолёты и не ездят поезда. Я попросила Настю не провожать меня. На прощанье она подарила мне свой автопортрет. На нём она написала: «Я смотрю на тебя с любовью».
Мне предстоял долгий путь домой.
***
На моей сумке револьвер и патроны.
В ней вполне могли бы быть револьвер и патроны,
Но в ней цветы. Репродукция Сезанна.
Ты мне её подарила. А я тебе не сказала,
Вне пространства и времени
Не мы, а наши картины и стихотворения!
Помнишь, как у Превера:
«Et nous ne savons pas ce que c’est que la vie».
Мы ничего не знаем наверняка,
А можем только
Любить и верить.
Верить и любить.
*
Все мои поездки в Киев были связаны с семейными делами. Там теперь жил мой бывший муж, отец моей дочери. Мы расстались весной 2014 года в самый разгар судьбоносных для Донбасса событий. Страна разламывалась на части, и моя семья тоже не выдержала проверку на крепость. Настя была в числе тех людей, которые помогли мне пережить разрыв и двигаться дальше. Но я не препятствовала общению дочери и бывшего мужа. Поэтому иногда, на каникулы, я привозила дочь на Украину. Каждая такая поездка дарила мне встречи с Настей.
***
После его свадьбы
Мы не виделись.
Встретились
В Прощёное воскресенье.
– Прости, – говорит он.
Я молчу.
– Хотя мне не за что
Просить прощения, – говорит он.
Я молчу.
– Чувство вины –
Плохое чувство, – говорит он.
Я молчу.
И глядя ему вслед,
Хочу только одного:
Выстрелить ему в затылок…
Своим непростительным поцелуем.
***
– Любить и обладать
Не одно и то же, – говорю я ей,
И чувствую, как сердце её бьется
Совсем близко.
– Здесь в Киеве очень много луганских мест, – говорит она,
И признаётся, что приезжала,
К нам, к террористам,
В непризнанную республику.
– Я боялась тебя увидеть.
Мне пришлось бы остаться.
И правильно.
У нас война.
А она
Мечтает создать коммуну,
Где будет только Мир и Любовь,
Любовь и Мир.
*
Это погружение в «Любовь и Мир» после того как у меня были только «Боль и Война» воспринималось очень остро. Наверное, благодаря этому и появились эти стихи, написанные по мотивам наших встреч в период с 2016 по 2018 год.
Луганский тростник
***
Буря над Киевом.
Тучи, будто дельфины,
Бьют хвостами,
Пускают фонтаны
Холодными ливнями.
Мы на крыше,
Промокшие злые счастливые,
Посредине страны,
Что когда-то казалась единою.
Так закончилось детство.
Впереди неизвестность,
Но вместе мы
Ловим бурю сердцами,
Как два буревестника.
***
По мокрым улицам Киева
Босиком.
Ты была такая красивая
Под дождём.
Ты была такая счастливая.
Мы вдвоём,
И вода повсюду.
Если бы замерло время
Мы бы стали акварельным этюдом.
***
Жёлтая лодка плывёт
Среди жёлтых кувшинок.
Зыбкие блики танцуют,
И водная гладь
Манит смыть золотые песчинки,
Прилипшие к телу,
И в объятьях реки
Провести этот тёплый закат.
***
Луганский тростник,
Превращённый в перо.
Он полый внутри
Ты его наделяешь душой,
И строгая графика линий
Обретает черты мои
В чёткой и резкой картине.
И ты создаёшь меня снова и снова
Из чернил, тростника и любви.
***
Настя ныряет.
Белые ягодицы.
Как половинки луны.
***
Старый сатир
Похотливой рукой
Разгоняет мурашки
На влажной спине,
Все ниже и ниже…
Но нимфа смеясь упорхнула.
Настя, рисуй,
И возьми бледно-розовый цвет,
Глядя на бёдра мои, повторяй по-французски:
«Cuisse de nymphe effrayee».
***
Сад белых улиток:
Они как овальные камни.
Ножки должны быть
Маленькими-маленькими,
Чтобы ступать по тропинке
Не раня.
Так и сердце моё
При встрече с тобой
Робко показывается из раковины.
***
Мы ели чернику,
Лаваш и мёд,
Руки были в чернилах
И синий рот.
Вертлявая рифма,
Воробушком поцелуй.
Счастье неуловимо,
И всё-таки нарисуй!
2016
Хранители осени
***
Знаешь,
Здесь в настоящем,
Мне каждый листок опавший
Напомнит
О прошлом,
Как падали жёлтые письма клена
В двор наш,
Будто в почтовый ящик.
Вот они –
Под ногами,
Возле той самой скамейки,
Где мы с листопадом играли,
Смеялись,
Купались в листьях,
Подбрасывали их ввысь и
Запихивали под куртки
И кофты,
Наплевав на простуду,
Чтобы внести этот ворох в комнату
И вчитываться в любимый почерк,
В прожилки, тонкие жилки,
Разбирая средь недомолвок,
Многоточий,
Прочерков
И ошибок
Щебеты птиц и рыдания ливней,
Несбывшиеся обещанья,
Слова любви
И слова прощанье.
***
Последний листок – золотая рыбка,
Сделай так, чтобы её улыбка
Не гасла,
Сияла ясно,
Чтобы легко прощаясь
Могли не плакать,
Пошли ей счастье,
Мне, так и быть, только эхо счастья
И свет из мрака.
***
Когда-нибудь
Ты вылепишь из глины
Лицо моё,
И шрам, и родинку, и каждую морщину,
Свидетельницу болей и тревог,
Ты влажными и тёплыми руками
Коснёшься острых скул,
Быть может, Бог
Вот так лепил Адама
И жизнь в него вдохнул.
Твори меня – средь смерти и войны,
Жизнь на любви замешанная глина,
Ведь чтобы выжить, нам нужна причина,
И чтобы умереть – нужна причина,
А для любви причины не нужны.
***
На кремовой поверхности коржа
Пишу пером: «Любовь пребудет вечно»,
Но буквы расплывутся дрожа
И скоро мы съедим его беспечно.
И будет пир!
Мы преломляем торт!
Мир в двадцать лет прекрасен, светел, ясен.
И ты не веришь в то, что все пройдёт.
И в этом есть трагедия и счастье.
2017
Ласточка весны
***
Иногда тайна
Проступает слишком явно
На снегу, на окне, на стене,
Складывается как мозаика
Из кусочков смальты,
Как Песнь Песен
Звучит во мне.
Мы играем с реальностью в кошки-мышки,
Мы прячем слёзы и прячем смех.
Назови моё имя и я услышу.
И я узнаю тебя из всех.
***
Сквозь синие-синие-синие сны,
Дожить до весны
И спросить у весны,
Холодные губы,
А пальцы нежны,
Что будет? Что будет?
Не ведаем мы….
Стихи и этюды
И чувство вины.
***
Есть альфа и омега.
Мы встретились где-то на середине.
Два зелёных побега,
Озимые,
Пробиваются сквозь снег,
Чтобы стать хлебом.
На столе.
Так и душа прорастает
Сквозь холод и боль.
Солнце в радость.
Дождь в радость.
Радость быть с тобой.
***
Когда-то
Здание Академии было храмом.
В самом сердце его,
В Алтарной,
Теперь стоит старое фортепиано.
Ты знаешь,
Когда ты играешь,
Это кажется невозможным,
Но я слышу,
Как звенят колокола
В звуках клавиш.
Там в прошлом
И здесь в настоящем.
***
Как ласточка
Легка и быстрокрыла
Душа, чтоб поднялась,
Чтоб ввысь надо миром воспарила
Ей вниз
Необходимо пасть.
Казалось, нет предела тёмных бездн,
Средь бурь и бед скитаясь, где б ты ни был,
Ты смотришь вверх, там звёзд не перечесть
И крылья жаждут неба.
***
Кафе «Вагончик».
На нас фуражки.
Куда мы мчимся,
Давно не важно.
Ты знаешь адрес
Из старой книжки,
Из старой сказки:
Есть город призрак
Зовут Луганском.
Есть город счастья,
Есть город детства,
Своё распятье
Там примет сердце.
Мы машинисты,
И нам не выйти.
Вагончик жизни
Куда летишь ты?!
***
Не стремись к совершенству,
Давай совершать ошибки,
Бежать, набивая шишки,
Рассветам навстречу.
Когда же мы станем большими
И мудрыми тоже станем,
Наши шрамы, наши морщины,
Будто стихи на память,
Будто твои картины,
Грядущим от нас ушедших,
Дань новому символизму
На пути к совершенству.
***
На Петровке,
На барахолке,
Волшебник какой-то
Продавал очки с розовыми стёклами.
– Мне бы такие!
Я бы стала профессором любви!
Пока мы мечтали и хохотали
Их купили.
Видать, до профессорства мы не доросли.
2018
*
В один из моих приездов Настя сказала: «Ты открываешь для меня Киев. Я полюбила его так же, как и Луганск». Мы много гуляли и разговаривали про жизнь и живопись, про её идею с коммуной, которая неожиданно приняла форму «пожить в скиту».
Однажды мы залезли на крышу десятиэтажки. Настя стала на край и сделала вид, что сейчас прыгнет. Моё сердце на миг остановилось.
Оказалось – внизу была плоская крыша балкона. Это была шутка.
Москва, 2013-2018 год*
Последнее время, я всё чаще езжу в Москву и всё реже в Киев. Впервые в Москву я ездила с Настей. Мы жили в мастерской художника Игоря Дудинского, гуляли по городу, по разным галерейкам и выставкам.
В одну из поездок, я написала ей, что снова влюблена, а она прислала мне свои работы: «Эти картинки с крестовыми птицами называются эстампы, потому что сделаны отпечатком с оригинала, вырезанного на линолеуме резцами. Я как-то рисовала мелом вместе с детьми, это было на Пасху, я стала рисовать кресты, а потом поняла, что это каркас птиц, а птицы везде рождаются на земле, летают по воздуху и плавают на воде, вездесущи как Святой Дух, поэтому и голубь есть птица мира. На этих картинках часть из этой серии.
Лена, Любви чуть-чуть не бывает, она только и стремится, что умножиться! Будь внимательна, летая на крыльях над Москвой.
Целую и обнимаю тебя крепко-крепко».
Я выслала ей новые стихи.
Так и быть!
Как будто я летела долго-долго,
Пересекая линии границ, фронтов,
Дорог,
И росчерком крыла,
И росчерком пера
Перечеркнув всё то
Что так любила,
Остановилась,
Чтоб понять,
Как ты мне дорог,
И ощутить,
Как песня хлынет горлом,
И чтобы ты почувствовал меня,
Почувствовал во мне необходимость,
И небосвода красоту и неделимость,
И невозможность этот мир объять,
И как он станет мал
И даже тесен,
Когда в моих объятиях уснёшь
И отзовется нежной Песней песен,
А может, просто колыбельной дождь.
И если будет боль.
Пусть будет боль,
Как плата
За возможность быть,
Быть друг у друга,
И если впереди огонь
И злая пуля
Грозится укусить,
И если впереди молва и стыд,
И Божий суд,
Что ж, так и быть!
Тяжёлая горячая ладонь
Прикрыла сердце, как пугливую пичугу.
*
В ответ она мне написала: «Моя прекрасная Лена, ты сотворила горячие стихи! Я думала раньше, что когда любишь, то не важно расстояние, но теперь понимаю, что любовь притягивает. Стремление быть с любимым человеком рядом самое настоящее и не обусловлено слабостью, а напротив – силою и готовностью признаться, что ты уже не можешь быть собою без человека, которого любишь!
Думаю, что самое сильное нужно вырезать в камне, и это не только про слова, но и объёмные формы тоже. Как, на первый взгляд мёртвый и немой камень заговорит и покажет жизнь. Для меня это соединение неба и земли, когда человек оживляет камень, оживляет прах!
Ничего не бойся! Думаю, что мир, когда видит любовь, вопиет и бурлит, но это иллюзия по сравнению с силой, которая есть в Любви! Если хочешь говорить и петь, то вперёд. Нужно выявлять правду, но при этом не делать её показательной и нарочитой, а говорить, как есть. Я знаю, что ты так умеешь и чувствуешь так».
ЭпилогСлово и Свет
– Я приняла послушание.
Тёмные пряди
Обрамляют лицо её,
Как на иконе.
И между нами
Живопись светом,
Живопись света,
И Он.
Будучи рядом,
Она далеко.
– Плакать не надо, –
она говорит мне.
– Ты ведь сама утверждала,
Что нет расстояний,
И времени нет.
Есть только
Слово
И
Свет!
*
А я всё думаю, может быть, она пошутила, как тогда, на крыше десятиэтажного дома. И мне по-прежнему все ещё хочется ей сказать: «Настя, приезжай!».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
*
Мы собирались издать эту книгу вместе с Настей. Я писала стихи, а
Настя рисовала иллюстрации. Готовую рукопись я показала ей. Она написала мне письмо, которое я решила включить в книгу.
Раскрывать красоту. Письмо Насти Лелюк.
О чём эта книга? Мы говорим в поэзии и живописи о том, что вечно и не заканчивается, а только усиливается и нарастает под градом испытаний, которые сыпятся на голову.
Что если мы делаем маленькую книжку, которая содержит в себе тот стержень, вокруг которого жизнь и накручивается? И если мы усомнимся в этом, то слегка пошатнёмся и нас может подхватить буря, так что нужно стоять, несмотря на непогоду вокруг – тревоги пройдут, а мы останемся!
Для меня важен вопрос о личном и общем, и я не могу разделять эти две части, но только совмещать, а вот каким образом? По-моему, вообще не должно быть разделения, но я не уверена в том, что мир таков. И ещё нужно быть готовыми и сильными и растерять, и беречь своё!
Главное, что мне нравится, что эта книга как жертва: мы выносим в мир то, чем живём, без претензий, это потому, что любовь можно только умножать!
И всё-таки эта книга получилась как личная вещь, как любовная записка в школе, что можно краснеть и смущаться. И у меня сразу возник вопрос о том, нужно ли так выражать и показывать, а ответ моего сердца был, что нужно, потому что люди берегут и прячут важное и сокровенное, а этим нужно делиться. Не бояться, а раскрывать красоту!
***
Оставь сомнения для уходящих дней,
свой страх из кожи вынимай
и по ветру развей.
Для уходящего заката неизвестно утро,
но ты хранишь прохладу
ранних солнечных лучей.
И все живёт внутри в едино время,
только вокруг кружит, сбивая с толку.
Зачем боишься, что подделка,
и думаешь,
что с настоящим шутить можно.
Ты всех сомнений больше и сильней,
когда не забываешь о высоком.
Мы уже вместе столько дней,
что расставание покажется далёким
и невозможным,
только если веришь,
что верю я тебе ещё сильней.
Настя Лелюк
(отрывок из ранее опубликованного)
Гегель: - "Все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй — как фарс."
Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 2014, от начала событий на Украине.
Был он, был обилен на события той зимой, Олимпиадой в Сочи, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.
Так можно начать описывать события на Украине 21 февраля 2014 года (Смена власти на Украине в феврале 2014 году), вспоминая роман М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Роман, описавший историю события – смену власти в Украине, был замечательно и не превзойдено экранизирован режиссером Владимиром Басовым в Х/Ф «Дни Турбиных», вышедшего на экраны 18 августа 1976 г.
Перечитывая роман, невольно находятся аналогии на современные события наУкраине, так красочно описанные свидетелем тех исторических событий Михаилом Булгаковым.
История возникновения Рады, гетмана Скоропадского - это все на наших газах повторилось вновь в 2014 году;
................................
Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 2014,
"Вслед звезде черная даль за Днепром, даль, ведущая к Москве, ударила громом тяжко и длинно."
"И только труп и свидетельствовал, что … не миф, что он действительно был... .
Девичьи косы, метущие снег, огнестрельные раны, звериный вой в ночи, мороз.
Значит, было. А зачем оно было?"
"Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь?
Нет. Никто. Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю, выйдут пышные всходы, задрожит зной над полями, и крови не останется и следов.
Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет. Никто."
"И увидал я мертвых и великих, стоящих перед богом и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них, и судим был каждый по делам своим."
Год 2014- "Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор.
Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле.
Нет ни одного человека, который бы этого не знал.
Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?"
1923-1924, Москва, М.А. Булгаков
http://ruspioner.ru/profile/blogpost/14956/view/29517/