Честное пионерское

Ленты не о войне

09 мая 2021 15:35
Мы собрали фильмы, которые были сняты во время войны. Это были и сказки, и комедии. И они про жизнь. Многие из них стали классикой, шедеврами мирового кинематографа и нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО.
 
 
В оккупированной Европе и в СССР кинопроцесс в глобальном смысле слова не останавливался. Правда, советским киностудиям «Мосфильм» и «Ленфильм» пришлось перебраться в Среднюю Азию. Там с 1941 года на базе алма-атинской студии и была организована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов. В это же время в Душанбе начинает работать «Союздетфильм». Большинство советских фильмов этого периода  про войну, но «мирные» киноленты также появлялись. 
 
Французский кинематограф начала 40-х подарил миру множество прекрасных  фильмов. Захватив Париж, практически первое, что сделали немцы – создали киностудию «Континенталь». Не всегда учитывая политические заказы, компания в основном делала уклон на развлекательные фильмы. С 1941 до 1944 год было выпущено около тридцати художественных фильмов, часть из них — «Рука дьявола», «Дамское счастье» или «Ворон» стали французской классикой.
 
Местных режиссеров все же не переставали интересовать важные темы – кинематографисты пытались осмыслить происходящее в Европе и в родной стране. В этот период во Французском кинематографе чрезвычайно важной становится тема актерства. Актерская игра становится способом спастись от реальности. Поэтому появляется много картин, где главными героями являются артисты. Пожалуй, один из самых культовых – «Дети райка» Марселя Карне. 
 
В Германии также снимают много. Но бесконфликтный, а в большинстве случаев манипулятивный «фашистский кинематограф», в итоге становится тяжелым и безжизненным. К слову, кинематографические процессы в Германии лично курировал Геббельс. 
 
Голливуд не остается в стороне и снимает большое количество фильмов о войне, правда, большинство из них особой художественной ценности не имели. Надо сказать, что герметичность не миновала Голливуд 40-х. Выдерживают эту самую герметичность разве что мюзиклы, которые пользуются популярностью. Впрочем, достойное кино, несмотря на все сложности, в военный период все-таки снимается. Некоторые картины тех лет считаются шедеврами мирового кинематографа.
 
 

«Жила-была девочка» реж. Виктор Эйсымонт 
СССР, премьера - 1944 год

 


Жуткая история двух маленьких жительниц блокадного Ленинграда, которая вышла на экраны 18 декабря 1944 года. Главным героиням Насте и Кате – 7 и 5 лет. Девочки получают письма с фронта, играют в куклы и мечтают о новогодней ёлке. А впереди долгая зима, в которую надо искать еду, ходить к проруби за водой, заботится об умирающей матери. Съемки начались в январе 1943,  сразу после того, как было прорвано кольцо блокады. Однако ценность этой картины еще и в том, что часть отснятого материала  – документальные кадры. Эйсымонт принял решение снимать в историческом центре непосредственно во время блокады, съемки велись в перерывах между авианалетами. Позже картина была удостоена награды на седьмом Венецианском кинофестивале.
 
 

«Иван Грозный» реж. Сергей Эйзенштейн 
СССР, премьера - 1945 год



Снять фильм о царе-диктаторе Эйзенштейну предложил сам Сталин. И результатом остался доволен. По крайней мере, первой частью. Съемки проходили в Алма-Ате, а декорации строили из подручных средств. Известно, что на роль Елизаветой I Сергей Эйзенштейн хотел утвердить режиссера Михаила Ромма. Однако вышестоящие инстанции дали четко понять, что глава художественных фильмов не может играть роль женщины. Впрочем, некоторые женщины тоже не годились на роль главной героини. Фаина Раневская должна была сыграть Ефросинью Старицкую. Актриса даже прошла пробы, но утверждать ее на эту роль не рекомендовал министр кинематографии Иван Большаков, ссылаясь на то, что «семитские черты Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах». В итоге, первая часть была удостоена сталинской премии. А вот продолжение пришлось вождю не по нраву. Эйзенштейна отчитали в Кремле и заставили вносить правки. Однако сделать он этого так и не успел. В 1948 году у режиссера случился инфаркт. 

Чарли Чаплин позже писал: «Фильм Эйзенштейна „Иван Грозный“, который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а это, на мой взгляд, превосходнейший метод ее трактовки». 
В 1958 году  вторая часть картины вышла в сборке Эйзенштейна. Сейчас «Иван Грозный» признан шедевром мирового кинематографа. 
 
 

«Дети райка» реж. Марсель Карне 
Франция, премьера -1945 год




Историю о популярном в середине XIX века миме Дебюро рассказал Карне и Преверу актёр Жана-Луи Барро: в один из дней Дебюро со своей возлюбленной прогуливался по парижскому Бульвару дю Темпль. Внезапно девушку стал оскорблять выпивший человек, за что и удостоился от Дебюро удара тростью по голове. Пьяный незнакомец скончался на месте. Мима судили. На судебный процесс собрались жители Парижа – всем хотелось услышать голос известного мима.

Карне и Превер решили, что из этого сюжета может получиться отличный фильм. Превер написал сценарий, где центральной героиней стала прекрасная Гаранс, в которую влюблены четверо мужчин. Одним из них был мим Дебюро. Подготовка шла полным ходом: построили декорации Бульвара дю Темпль и даже утвердили актеров, как на голову Карне посыпались неприятности, в том числе и финансового характера. Помощь пришла от киностудии «Патэ», представитель которой предложил закончить работу над картиной. 
Марсель Карне планировал, что «Дети райка» станет первым фильмом, премьера которого пройдет уже в освобожденной Франции. Поэтому, как пишут критики, он любыми способами затягивал последние этапы производства. Премьера фильма состоялась в марте 1945 года. До окончания войны оставалось 2 месяца. ЮНЕСКО включил «Дети райка» в список нематериального культурного наследия. 
 


«Кащей Бессмертный» реж. Александр Роу 
СССР, премьера – 1944 год

 


Фильм снят на студии «Союздетфильм». 
Роль Кащея, по мнению режиссера, должна была  безоговорочно принадлежать Георгию Милляру. 
Изначально актер отказывался от роли, несмотря на то, что уже к тому моменту был известен. Милляр переживал, что не справится с образом Кащея, поэтому на предварительные пробы, куда его позвали лишь обсудить некоторые детали, пришёл с выбритой головой и без бровей. На роль его утвердили в тот же день. Позже стало известно, что в поисках образа Милляр обошел едва ли не все московские храмы – актера интересовало, как иконописцы изображали зло. Кроме того, во время съёмок Милляр переболел малярией и весил по его словам «45 килограммов с ботинками». В совокупности с ярким красным плащом выглядел он ужасающе правдоподобно. 

После выхода фильма Георгия Милляра обвиняли в том, что его Кащей имеет сходство с Гитлером, а следовательно олицетворяет фашизм. «Я до такой вульгарной трактовки не дошёл… Каждая эпоха выявляет своего Кащея и в этом смысле он бессмертен», - говорил актер. На самом же деле образ Кащея был заимствован с третьего всадника на картине Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». 
 
 

«Майор и Малютка» реж. Билли Уайлдер
США, премьера -1942 год

 


Набоковская «Лолита» появится лишь в 1955 году, 13 лет спустя после выхода фильма «Майор и малютка». Сюжет комедии основан на пьесе Эдварда Чайлдса Карпентера и рассказывает историю Сюзан Эплгейт, которая не находит работу в Нью-Йорке и решает вернуться домой, в штат Айова. Однако у девушки не хватает денег на билет. Героиня притворяется 12-летней девочкой, чтобы купить билет за полцены. Но контролёров не проведешь. Скрываясь от проверяющих, она прячется в купе военнослужащего майора Филипа Кирби и влюбляется в него без памяти. Все бы ничего, но майор действительно считает Сьюзен 12-летней «Сю-Сю»…
Джинджер Роджерс получила премию национального совета кинокритиков США за лучшую актёрскую работу в этой картине. И надо сказать заслуженно. 
 

Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Остальные темы
Классный журнал