Честное пионерское

Анонс номера от главного редактора

02 декабря 2020 21:15
Мы выпускаем в свет один из самых светлых номеров «Русского пионера» — декабрьско-январский. Но светлый он не потому, что белее снега (хотя и это тоже). Дело в том, что это — сотый номер нашего журнала. Дожили. За 12 лет мы это сделали. Карабкались, номер за номером, к вершине. Вышли на плато. И куда теперь? Выше — только звезды. То есть — к ним. С другой стороны, и звезды — тоже у нас, за пазухой. Просто откройте этот номер и почитайте. Мы, конечно, озадачили их в очередной раз темой номера. Это «Свободная тема». Ну а какая же еще. Освобождайтесь. Говорите как есть. И хочется даже в конце концов и в самом деле уже сказать: «Все свободны». Но нет: у нас все заняты, слава Богу.

 

Актер и режиссер Константин Богомолов, рассуждая на «Свободную тему», выбрал для нее единственное, о чем, видимо, и стоит говорить. То есть задался наконец вопросом о смысле жизни. Выводы, к которым он приходит, неутешительны. Но только с одной стороны. Потому что есть и другая.
 
 
Актер Сергей Гармаш написал колонку памяти Галины Волчек — в канун годовщины ее смерти. Здесь и то, о чем не знал никто, кроме них; и то, о чем и не узнают. И то, что лишился он одновременно и Волчек, и театра; и что по-другому, видимо, никак и не могло выйти. А мы говорим: спасибо за все, Галина Борисовна. Вечно живая.
 
 
Старший вице-президент Private Banking Банка ВТБ Дмитрий Брейтенбихер осмысливает тему номера на первый взгляд рвано и не слишком ли эмоционально? Но именно в этом не то что просматривается, а просто отовсюду бьет в глаза искренность, без которой и нет человека, в том числе и такого, и даже, может быть, прежде всего такого, как Дмитрий Брейтенбихер. Несмотря на весь его прайвет бэнкинг. И не может быть. Да, это, Дмитрий, по-нашему.
 
 
Анна-Мария Бродская, дочь поэта, пишет прозу в «Русский пионер». Это переводная проза: Анна-Мария не знакома с русским языком. Переводчик Дария Донскова долгими зимними ночами корпит над каждым ее словом: нельзя ведь подвести члена настолько литературной семьи. И оно того стоит: в социальной утопии, которую рисует Анна-Мария, ты вдруг отчетливо видишь отношения Отца и Дочери не только в идеальном будущем, но и в неидеальном прошлом.
 
 
Музыкант Андрей Макаревич изучает отношения человека с миром и структурирует их. Кто-то же наконец должен был это сделать. Нестареющий, в отличие от тех, кто его населяет, мир, который столько лет прогибался под него, начинает вызывать у него, как он сам признается, глухое раздражение: оказывается, продолжает прогибаться, и уже не только под него, Андрея Вадимовича, а может, и даже и не столько. Андрей Макаревич в этой колонке не хочет признаваться только в том, что любит он этот мир с годами только больше. Потому что в нем есть чем дорожить.
 
 
Телеведущий Владимир Познер в качестве «Свободной темы» выбрал сочинение о том, кто во что верит и чем это может закончиться. Тема очень свободная, и даже возникает вопрос, а не слишком ли. Да вроде нет.
 
 
Свобода главнее всего: хлеба, зрелищ и даже покоя. Режиссер Иосиф Райхельгауз вспоминает и время неволи, которое сегодня модно идеализировать, и проклинаемое десятилетие, которое дало нам свободу. Читателю нашего журнала, скорее всего, станет ясно: рабу нужны закрытые границы, цензура и вождь.


Певица и телеведущая Ольга Бузова не просто так сейчас катается на коньках на глазах у всей страны. Читатели «Русского пионера» уже должны были свыкнуться с мыслью о том, что колумнисты «РП» — люди амбициозные. Но все-таки Ольга Бузова — первая из них, кто намерен участвовать в Олимпиаде в женском одиночном катании. И ведь поучаствует.
 
 
В номере, посвященном свободной теме, писатель Дмитрий Быков выступает с почти академическим исследованием особого литературного жанра. Если в этом жанре поднатореть, то с его помощью можно эффективно лишать свободы и близких родственников, и кредиторов, да кого захочешь. Методичка прилагается. Пользуйтесь, если угодно.


Писатель Гитана-Мария Баталова в своей колонке объяснила, как она стала свободной. Какой мучительной ценой в буквальном смысле слова даются слова (она носом бьет по клавиатуре компьютера, чтобы написать каждое из них, или надевает специальный ободок на голову, а к нему прикреплен обломок карандаша. Им и печатает). И что должно преодолеть вдохновение, чтобы стать рождественским рассказом. Ее проза будто из другого времени — то ли из прошлого, то ли из еще не наступившего. Эта проза из времени трудного, трагичного, а значит, она — о настоящем.
 
 
В свободном номере небо не забыто. И птицы появятся. Обозреватель «РП» Александр Рохлин в Природном парке Волго-Ахтубинской поймы встречается с отцом Василиском, который знает птичий язык и еще имена всех птиц, обитающих на 63 гектарах парка. Включая фламинго.
 
 
Об этом можно до хрипоты спорить — многие так и делают, — спорить и гадать, что бы было, кабы СССР не разрушился. Но довольно разглагольствовать! На страницах «РП» история терпит сослагательное наклонение, и прямо сейчас бесстрашный следопыт «РП» Николай Фохт отправится на тридцать лет назад, спасать Советский Союз. В те самые дни, когда все решалось.
 

В своем свободном полете на тему 100-го номера шеф-редактор «РП» Игорь Мартынов с птичьей высоты обозревает проделанный путь и проясняет, почему каждый номер, какой бы ни был по счету, все равно первый. И как все это вертится.
  

Обозреватель «РП» Александр Рохлин оказывается, причем по своей воле, за кулисами бродячего цирка, среди тигров, пуделей и акробаток. Поскольку из-за пандемии зрителям вход в цирк заказан, заглянем туда хотя бы вот так, из-за кулис. Воспрянем духом. Приободримся.
 
 
В чем, между нами говоря, ценность уроков мужества обозревателя «РП» Николая Фохта? Понятно, что он своими правдивыми историями мотивирует читателя на смелые, даже бесстрашные поступки. Но главное — он не оставляет мотивированного читателя беззащитным. Он всегда покажет ему эффективный приемчик — как правильно разорвать дистанцию и выполнить проход в ноги, чтоб окончательно скрутить противника болевым. Ведь даже у боксеров- мастеров есть слабые места.
 

Для того чтобы в полной мере оценить смысл и игру слов этой — не побоимся такого эпитета — исповедальной колонки писателя Виктора Ерофеева, надо прочитать вслух ее название по-французски. Но лучше все-таки про себя. Мы же не в Париже, где такое звучит нормально. А вообще, речь пойдет о выживании на фоне всей этой фонетики.
 

Бороться за жизнь, сражаться за любовь — казалось бы, что может быть важнее в наше смутное время. Ольга Ускова, основательница компании Cognitive Technologies, в своей свободной колонке доказывает, что нужно спасти еще лосят. Жизнь и смерть близкого, любовь, разделенная карантином, и ногастые малыши — никакого бизнеса, только личное. 
 

Счастливая, таинственная и свободная — автор колонки, 6-й президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов поведет читателя в мифическую страну, где нет ни морозной зимы, ни изнуряюще знойного лета, лишь равномерно теплые весна и осень. Такому гиду можно доверять: Кирсан Илюмжинов знает эту страну с детства. Не заблудимся.


Писатель и адвокат Павел Астахов написал историю на тему настолько свободную, что она, кажется, вообще ни к чему толком не имеет отношения. Такие ведь тоже должны быть. Впрочем, очевидно, что если кого-то из наших колумнистов интересуют прежде всего вопросы жизни и смерти взрослых людей, то Павла Астахова, как можно заметить и по этому рассказу, — по-прежнему, как и раньше, когда он был уполномоченным по правам ребенка в России, — да, тоже вопросы жизни и смерти, но детей.


Президент Федерации рыболовного спорта России Андрей Крайний на страницах «Русского пионера» занимается крайне любопытным делом: пишет мемуары, в которых все действующие лица, слава Богу, живы и здоровы и занимают более чем активную жизненную позицию. Не рискованным ли делом занимается Андрей Крайний? А проверяется экспериментальным путем.
 
 
Глава Ростуризма Зарина Догузова, обдумав «Свободную тему» номера, из остальных свобод для описания выбрала по объяснимым причинам свободу передвижения, то есть путешествия. И свободное владение иностранными языками сыграло во всей этой истории далеко не последнюю роль. 


Наш постоянный автор, директор AVRORACLINIC Лиана Давидян пишет про родной дом, который невозможно уничтожить, даже если его захватить. Пишет про свободу, которую невозможно отнять, даже если подчинить человека обстоятельствам. Душа и сердце останутся неприкосновенны. Можно закрыть глаза и снова очутиться на свободе.
 
 
Редактор международного отдела «Ъ» Леонид Ганкин, продолжая традицию осмысления темы номера через жизнь и смерть, видел Леонида Брежнева в гробу. Как и многих других. И не рассчитывает на взаимность. Но вот, например, Евгений Примаков ее Леониду Ганкину все-таки в свое время продемонстрировал. 

 
Давно уже чувствовалось, что писатель Сергей Петров намерен поведать о самом главном. О том, как он был следователем, про то, что он, радиоведущий Сергей, уже не раз рассказал. В этом вольном номере настало время поговорить о любви: какая она? Надо обязательно прочитать новую колонку Петрова, чтобы постичь всю сладость и невозможность писательской любви.

Психолог Лена Фейгин пишет о самом важном. Последняя попытка остановить смерть — проговорить, вспомнить жизнь. И выяснится, конечно, что и так понятно: жизнь близкого человека была уникальна, а потеря невосполнима. Смерть не остановить, но надо пытаться это сделать — даже после жизни. 


Режиссер Игорь Хуциев продолжает и развивает на страницах «РП» литературную линию своего отца, режиссера Марлена Хуциева. А в этом, сотом по счету, номере предлагает свою версию литературного журнала. Достаточно, кстати, детализированного — вплоть до рубрик и тем. Так что авторы и читатели могут со всей головой погрузиться в альтернативную реальность. А кто-то там, возможно, и останется. 


Ну а что еще остается делать ведущему алкогольной рубрики, когда на дворе такая пандемия? Мешать коктейли, вволю экспериментировать с ингредиентами. Горнист «РП» Вита Буйвид как раз этим и занимается, как вдруг на пути ее смелых экспериментов возникает неожиданное препятствие.
 
 
Гастронавт-любитель, кулинар- энтузиаст «РП» Николай Фохт в этом номере испечет хлеб не потому, что любит его (он его вообще не ест), а по другой, уважительной причине. Но символизм и харизматичность продукта будут соблюдены в полной мере. А вкусовые качества сами оцените — рецепты, как положено, прилагаются.

 
А также рассказ Майка Гелприна, фотоувеличитель и шахматный кружок Кирсана Илюмжинова
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Классный журнал