Честное пионерское

Карантинный этикет

24 апреля 2020 19:30
Как в самоизоляции не потерять работу и сохранить хорошее впечатление о себе у коллег. Выясняла редактор сайта «РП» Надя Супрун.





Три недели самоизоляции позади. Очевидно, что до лета нам из карантина не выйти. Поэтому самое время разобраться с новой реальностью и этикетом самоизоляции. 
 
Речь пойдет о той самой «удаленке», которая стремительно ворвалась в нашу жизнь. Чем больше мы сидим дома, тем больше вопросов возникает в нашей голове: как заставить себя работать, этично ли проводить онлайн-встречу в ванной и не позорно ли, если ребенок вдруг испортит вам кадр детскими шалостями? Можно ли пить чай и не надевать галстук? Нормально ли в домашних условиях выходить на онлайн-конференцию в футболке со Спанч Бобом? Можно ли не надевать брюки, а только пиджак? А что делать с аксессуарами? Ну и так далее. 
Все эти вопросы мы задали психологу, HR-специалисту и эксперту моды. 






Наталья ВАСИЛЬЕВА, психолог.

Основная задача для труженика на удалёнке – адаптация к новым условиям. Скорость адаптации у каждого своя – у кого больше психической энергии и пластичности, тот и будет чувствовать себя комфортно, и качество работы у него не снизится. И конечно, важный фактор – объективные обстоятельства жизни человека. Если он может обеспечить себе изоляцию от домочадцев в отдельной комнате на время работы – это одно, а если нет, ресурсов ему потребуется больше. 
 
Так что шаг первый – проверяем факты: условия работы из дома и способность к саморегуляции. Чем хуже условия, тем больше придется вложить сил в рабочий процесс. А резерв волевой концентрации внимания довольно органичен во времени даже у дисциплинированных людей.
Шаг второй – меняем среду под себя. Надо организовать рабочую зону, пусть даже на лоджии или в углу комнаты за ширмой, максимально приближенную к той, что была у вас на работе. Это позволит воссоздать атмосферу, которая вам поможет, ведь наш мозг лучше решает рабочие задачи в уже знакомых обстоятельствах. Соблюдать привычный график – циркадные ритмы, по которым живет наш организм, никто не отменял, а они влияют буквально на все. На интеллектуальную деятельность в том числе. 

 

Шаг третий – прокачиваем навык саморегуляции. Двойной профит – и качество работы не ухудшается, и вы становитесь более автономным и эффективным. А это положительно скажется на карьере в целом, и на многих других сторонах жизни. Возьмите на себя задачу структурирования рабочего времени и распределения своих сил. Тут нет лучше способа, чем составить план на день. Это станет внешним каркасом, удерживающим от растекания во времени. И самый главный прием прокачки воли – брать на себя чуть больше ответственности за рабочие процессы, чем вы делали это в офисе. Даже если это грозит тем, что вам придется что-то переделывать. Выигрываете вы все равно больше – опыт проактивного поведения, где центром принятия решений и активных действий являетесь вы сами.
 
Шаг четвертый – вознаграждение. Если внутренних ресурсов на работу из дома тратится больше, то и восполнять их нужно активнее. Придумайте себе большой приз в конце рабочего дня и маленькие промежуточные – в ходе дня, и неукоснительно себя радуйте таким образом. 
 
И да, переговоры онлайн. Многие, кто к ним не привык, ужасаются от вида своего портрета в динамике, и часть внимания утекает на созерцание себя, вместо речей коллег. Выключайте экран со своим портретом на своем гаджете – мозг не привык к такому стрессу.





Анна АЛФИМОВА, HR-специалист, руководитель карьерной практики «Лаборатории карьеры Алены Владимирской». 
 
Сразу стоит развести понятия «дресс-код при взаимодействии с клиентом» и «дресс-код взаимодействии внутри команды».  
 
У любого дресс-кода есть свои задачи. Поэтому все правила, которые существовали на момент присутствия в офисе, сохраняется и при удаленной работе. Отступления если и допускаются, то незначительные. Если вы раньше выходили в скайп с клиентами в рубашке, галстуке и пиджаке, то переход на футболку конечно же неприемлем. Отказаться от пиджака допустимо, от рубашки и, в некоторых  случаях, от галстука – нет. 
 
Дресс-код в онлайн переговорах еще более важен, чем в реальной жизни. Потому что при личной встрече и жесты более выражены, и мимика более читаема. Онлайн-режим нас немного обкрадывает в этом смысле. И правильно подобранная одежда поможет произвести нужное впечатление.  
 
При этом руководители должны понимать, что контролировать соблюдение сотрудниками дресс-кода в данных условиях – крайне неэтично. Люди и так находятся в стрессе. Можно лишь аккуратно рекомендовать. 
 



Что касается взаимодействия с командой, тут проще. Более того, у этой медали две стороны. 
 
Когда люди работают удаленно, им достаточно сложно поддерживать эмоциональный уровень, который был в офисе, когда можно в любой момент подойти к коллеге, получить заряд позитива для того, чтобы дальше работать. Поэтому чтобы поддержать команду, допустимо использовать смешные шапки, короны из фольги или забавный фон у зуме. Главное, делать это осознанно. Это разряжает ситуацию.  Это с одной стороны.
 
С другой стороны, одежда может стать вспомогательным атрибутом, чтобы ввести себя в рабочее состояние.  Если нет ритуала, который позволяет настроиться на рабочий лад, можно быстро «выгореть». Ритуалом может стать все, что угодно: помыть голову, сделать макияж, погладить рубашку. Вплоть до того, что выйти и зайти в квартиру, как будто пришел в офис. Тоже самое нужно сделать вечером: встать из-за стола, сходить в магазин и вернуться домой, как будто из офиса вернулся.  Это помогает не смешивать понятия «дом» и «работа». Какой вариант подходит вам, решайте сами. 

Что касается прочей атрибутики онлайн-совещаний: я рекомендую выбирать нейтральные фоны для общения, чтобы собеседник не отвлекался на ваши прекрасные обои в цветочек. Если такой возможности нет, в зуме есть функция «выбрать фон».  Важно запомнить, что хорошим тоном считается выключать звук во время видео-связи. Включенным микрофон остается только у спикера. Это избавит ваших коллег от детских криков, лая собаки и прочих домашних звуков. Кстати, я не рекомендую пить чай или кофе во время конференции, еще и из домашней кружки. Это неуважение к собеседнику.  Карантин – не повод расслабляться и переходить на гавайские рубашки и круглосуточную пижаму. Наоборот, время развития самодисциплины. А если вы хотите расти, недостаточно просто быть собранным, важно еще и брать на себя больше и быть на радарах команды и руководителя. 





Эвелина ХРОМЧЕНКО,  эксперт моды

Разумеется, если вы участвуете в правительственном интернет-заседании, вы должны быть в совершенно официальном костюме уровнем не ниже BT (business traditional). Единственное отличие от обычного совещания заключается в том, что в данном случае на первый план выступают те детали, которые в обычной жизни будут не замечены. Иными словами: подумайте про то, какие именно часы, запонки, украшения, канцтовары выходят в эфир вместе с вами. «Да кто там обратит внимание на то, какой марки у меня украшения?», - думает чиновница и не снимает любимые серьги престижного бренда. Не сомневайтесь, все обратят внимание. И мигом подсчитают соответствие вашей зарплаты и стоимости ваших украшений. Для тех, кто практикует BT, особенно важно, как сидит одежда – не расходится ли рубашка в районе пуговиц, демонстрируя доказательства отсутствия спорта в вашей карантинной жизни. Не забывайте про опрятность: женская посыпавшаяся тушь и мужской, некстати выросший к видео-конференции, волосок на носу – все это будет немилосердно зафиксировано бездушными камерами участников сессии.




 
Если в вашей компании в обычное время царит BC (business casual), то здесь, помимо вышеперечисленных моментов, таится море дополнительных сложностей. Пусть во время ближайшей встречи с коллегами майка с идиотской картинкой окажется не на вас. Что же надеть?
 
Свежая рубашка белого, голубого, серого цвета - универсальное решение. Дамам всего лишь нужно смягчить этот образ легким макияжем, небольшими сережками или демократичной подвеской. Мужчинам можно дополнить такую рубашку неярким галстуком с нейтральным рисунком или, в отсутствии такового, - расстегнуть верхнюю пуговицу рубашки. 
 
Хорошая идея для мужчин – дополнить рубашку мягким пиджаком или трикотажным кардиганом. С одной стороны, такой выбор подчеркнет некоторую неформальность общения, с другой – будет держать ситуацию в рамках норм цивилизации. Вспомните, как обычно показывают в кино представителей умственного труда. 
 
Женщины могут надеть трикотажную водолазку или кашемировый твинсет. Тут на первый план выступает проблема плотности материала и жесткости облегания – цвет, рельеф и форму нижнего белья коллегам знать не стоит. 
Подойдут ли платья? Почему бы и нет, только стоит вычесть из вашей деловой коллекции все платья в цветочек и все безрукавые модели. 
 
Избегайте блуз в пижамном стиле. Это вечерняя группа одежды. Рюши, рукавчики фонариком, ассиметричный крой с одним рукавом, обнаженное плечико -  все это кидайте в топку неделовых видео-контактов. Их у вас, я надеюсь, тоже немало.




________

Когда закончится пандемия, все окончательно поймут, что мир уже не тот. И мы не те. Привычные ритуалы перестанут быть нужными, а мы начнем обживать новую цифровую реальность. Карантин – отличное время, чтобы настроиться на будущее. 



 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал