Честное пионерское
"Печатная книга достигла своего предела"
03 июня 2019 12:04
Искусственный интеллект наступает на творческие профессии. Для нейросети уже не составляет труда написать технические тексты и инструкции, мы их читаем и даже не догадываемся, что их писали не люди, а компьютер. Следующий шаг - написать роман или поэму. Руководитель проекта по искусственному интеллекту РСМД Николай Маркоткин рассказал нашему корреспонденту Артуру Аракелову, как изменится профессия писателя в ближайшем будущем, сможет ли нейросеть писать детективы, и стоит ли опасаться обесценивая художественной литературы, если ее будет так легко создать.
Вы принимали участие в дискуссии на тему «Убьет ли искусственный интеллект профессию писателя?». Так чего нам ждать в недалеком будущем?
Мы сошлись на том, что профессия писателя в текущем её виде претерпит большие изменения. В целом она очень сильно изменится - это будет уже другая экономика профессии. А с точки зрения того, что человек испытывает творческие потребности и реализует их, создавая художественные произведения, литература, конечно, никуда не исчезнет. Вопрос в том, насколько изменится литературный рынок, а изменится он, скорее всего, очень сильно. Классическая схема, когда писатель живет за счет печатных публикаций, вероятно, уйдет в прошлое. Это если говорить об общем знаменателе.
На мой взгляд, современная литература уже претерпела изменения настолько сильные, что экономика профессии писателя исчезает. А в России по сути она уже исчезла: если говорить о том, что называется серьезной литературой, то за счет писательских доходов живет, может быть, всего десять писателей. И это при том, что у нас население 140 миллионов человек, и есть ещё СНГ, где тоже есть читатели русскоязычной литературы. Не так давно в «Коммерсанте» была опубликована статистика, что за 10 лет тиражи упали в 10 раз. И это при том, что человек читает сейчас больше, чем когда бы то ни было, просто его чтение смещается в сторону соцсетей, электронных книг, новостных заметок и так далее - он потребляет текст по-другому. В дальнейшем издательства или медиакомпании, чтобы адаптироваться к этим условиям, будут искать какие-то другие выходы, потому что печатная литература с тиражами по 1000 экземпляров - это уже не очень, честно говоря, экономическая история. Опять же, все будет смещаться в сторону электронного потребления.
Вполне возможно, что с развитием машинного обучения (то, что называется искусственным интеллектом) у издателей будет соблазн, а потом и насущная необходимость, использовать его для создания текстов. Сегодня технические тексты, например, такие как инструкции, уже пишутся с помощью машинного обучения, и никто этого не заметил - это выглядит как нормальный текст. С художественной литературой сложнее, потому что нейросеть функционирует на основе объема данных. Мы можем предоставить нейросети доступ ко всей возможной литературе - это не такой уж и большой объем. Литературу XIX века можно хоть всю туда залить; с более современной литературой нужно договариваться с авторами и издателями, чтобы они дали авторские права на возможность обработки данных. Я думаю, что это просто вопрос времени. Экономика книжной индустрии изменилась настолько сильно, что, если раньше основным каналом продаж был классический книжный магазин, то сейчас все больше преобладает интернет-торговля. Если мы говорим про Штаты, то это Amazon. Он настолько сильно доминирует на рынке и от него настолько сильно зависят издательства, что в перспективе (если его это в принципе заинтересует) он сможет продавить любые правила игры. Например, издательства будут заключать с авторами договор, который предусматривает передачу их текстов для обработки нейросетью.
В такой ситуации постепенно нейросети будут становиться все умнее и умнее, писать все лучше и лучше, и какая-то жанровая проза будет создаваться нейросетями. Потому что ее можно плодить в бесконечном количестве, настраивая немного сюжет - уже сегодня это возможно, но для этого требуется большое вложение человеческих сил, и на самом деле получается не сильно быстрее, чем если бы человек просто сидел и писал. Но чем больше это используется, тем больше это совершенствуется, и скоро мы будем наблюдать написанную искусственным интеллектом фантастику, детективы и так далее - там есть понятные законы жанра, понятные сюжетные линии, которые можно как-то комбинировать.
Сейчас это, возможно, смотрится немного экзотично или дико, но примерно 150 лет назад люди писали от руки. Потом появилась печатная машинка, потом компьютер. Процесс написания текста все время ускоряется. Может действительно получиться так, что писатель жанровой прозы будет оператором машинки с искусственным интеллектом. Или под какого-то лидера общественного мнения будет создаваться линия книжек, для которых он выступает лицом. «500 романов от Ольги Бузовой» мы сможем увидеть достаточно скоро.
Что касается более серьёзной литературы, то нейросеть вряд ли сможет что-то такое породить, потому что мы до конца не знаем механику создания действительно прорывных произведений, которые меняют литературу. Имитировать ее можно, но это в любом случае будет нечто на основе того, что уже было в прошлом. Другое дело, насколько писатели смогут жить за счет таких произведений. Видимо, им придется искать какие-то другие способы получения доходов - на системах вроде Patreon. Изменится образ жизни писателя. Либо ему придется быть медиа-фигурой, либо он должен будет аккумулировать доход от своих поклонников.
Вы пессимистично смотрите на такое будущее?
Я смотрю нейтрально на это. Потому что, с одной стороны, любая перестройка тяжело проходит для людей. Ныне живущим писателям, возможно, придется непросто. Но я думаю, что человечество очень быстро адаптируется к новым реалиям. Возможно, появятся какие-то новые жанры. Возможно, появятся какие-то сервисы по созданию книг, настроенных под ваши личные вкусы: вы приходите на сайт, что-то настраиваете и получаете готовый продукт.
Повторюсь, это касается жанровой имитации. Нейросеть пыталась имитировать, например, стиль Егора Летова – это был известный эксперимент, - но получился, честно говоря, своеобразный результат. Если говорить о серьезной литературе, то я думаю, что нейросеть ее не заменит. Но изменится экономика, изменится рынок. Честно говоря, эти изменения уже перезрели - это довольно консервативная индустрия. Сегодня понятно, что печатная книга достигла своего предела развития. Дальше у нее, видимо, будет перерождение в сторону нишевого продукта, типа винила. Или это будет продукт «догутенберговской» эпохи. То есть уникальная книга, уникальный немассовый продукт. Но никто не понимает, в чем альтернатива существующей индустрии. Мне кажется, что создание текстов с помощью искусственного интеллекта - возможная альтернатива. Не обязательно, что действительно так и будет, но я думаю, что вероятность этого довольно высока. Потому что это выгодно практически всем, кроме писателей.
Сможет ли искусственный интеллект создать новое поколение в искусстве, сказать новое слово?
Трудно сказать, потому что сейчас искусственный интеллект это, строго говоря, не интеллект. Это некая нейросеть, которая работает по определенным законам. Я думаю, что искусственный интеллект однозначно станет инструментом создания произведений искусства, как им стал компьютер, а до него - печатная машинка. Появляются новые средства изображения – меняется профессия художника. То же самое с писателями: у них будет новый инструмент. В этом смысле, может быть, у читателей действительно будет возможность создавать какой-то персонализированный контент.
Сейчас существует только “слабый” искусственный интеллект - нейросеть. Сейчас пока в принципе не очень понятно, насколько возможно создание “сильного” искусственного интеллекта, обладающего сознанием, каким-то творческим потенциалом. Но если мы допустим такую возможность, то все равно непонятно, насколько ему нужно творчество, насколько ему нужна фантазия. И природу фантазии мы сейчас не знаем. Может быть, это вообще какой-то побочный продукт эволюции, и его смоделировать не так-то просто. Да и нужен ли творческий подход искусственному интеллекту - это большой вопрос, потому что это уже не человеческий разум, а некий другой (если удастся его создать). Сможет ли искусственный интеллект быть инструментом - да. А вот насчет того, сможет ли он быть самостоятельным творцом - это уже вопрос. Я думаю, точно сейчас никто не скажет: это слишком отдаленная перспектива.
Искусство, легко поддающееся технической воспроизводимости, очень часто становится оружием пропаганды, так как им проще всего воздействовать на большие массы людей - начало XX века это показало. Сможет ли литература, созданная искусственным интеллектом, стать таким оружием?
Я считаю, что абсолютно не стоит этого опасаться. Если уж чего-то и опасаться, то не литературы. Фейки - это намного более опасная вещь для массового сознания. Что касается литературы и в принципе технической воспроизводимости… Появилась фотография - техническая воспроизводимость гораздо выше, чем у картины. Художник пишет картину в лучшем случае день, фотография – дело нескольких секунд. Так или иначе фотография не убила изобразительное искусство, кинематограф не убил театр, и всё это вместе не привело к тому, что люди стали зомби. Фотография может служить как пропаганде, так и контрпропаганде; кино может служить как пропаганде, так и контрпропаганде. То же самое и с искусственным интеллектом. Вопрос в том, кто им оперирует. Я думаю, что не стоит в этом ключе думать. Если мы говорим об искусстве, то оно может быть даже более демократичным. Крупных издателей сейчас, допустим, десять. А так каждый человек может стать небольшим издательством. Что хочет, то и делает. Вопрос в том, как он это будет распространять. То же самое и с фэйк-ньюс. Это хорошо или плохо? В целом это, конечно, не очень хорошо. С другой стороны, почти всё сегодня, по большому счету, фэйк-ньюс. Это новая реальность, к которой люди адаптируются и гораздо критичнее на все смотрят. Молодое поколение не очень реагирует на фэйк-ньюс, как известно. Человечество достаточно разумно и достаточно адаптивно, чтобы перемолоть любые такие вещи.
Сможет ли искусственный интеллект стать настолько доступным, что каждый сможет им оперировать и, соответственно, стать писателем?
Я думаю, это вполне возможный сценарий. Другой вопрос, найдутся ли читатели на всех этих писателей. У чтения есть всё-таки некая социальная функция: люди читают одну и ту же книгу, обсуждают её, могут похвастаться, что прочитали то, что сейчас модно. «Осилил «Бесконечную шутку»!» - «О боже мой, ну ты крутой!», - и все, значит, похвалили его, какой он умный. А здесь: «Я прочитал роман Васи Пупкина под номером 3009» - «А я прочитал романа Ивана Иванова за номером 3050». Вам просто будет нечего обсудить, потому что вы читали разные книги. И таких книг будет очень много. Писателем ты сможешь стать, но вопрос в том, найдешь ли ты рынок для своих произведений. Наверное, появятся какие-то сервисы по оценкам, появятся какие-то свои критики (возможно, кстати, тоже сделанные на основе искусственного интеллекта). Это будет другой рынок, но точно так же все будет функционировать. Сейчас, грубо говоря, тоже каждый может написать роман, вопрос только в качестве этого произведения. Графоманов очень много, есть много сайтов, где они публикуются. Можно напечатать книгу при желании. Просто, скорее всего, её никто не будет читать. Это будет то же самое, просто создано с помощью машинки, и человек не год будет писать книгу, а десять минут.
Стоит ли опасаться, что искусство, которое может делать каждый, обесценится?
Я думаю, что искусство никогда не обесценится. Фотография не обесценила искусство, кино не обесценило искусство, интернет не обесценил искусство. Просто искусство становится более разнообразным. В 19-м веке были одни способы заниматься творчеством, дальше появились другие. Каждый так или иначе находит свою нишу. Если людям это интересно, то это становится состоявшимся фактом искусства. Если это людям неинтересно, то, возможно, через поколение они это оценят - а может, и не оценят. Я думаю, что смерть искусства наступит только со смертью человечества, потому что это некая потребность, с одной стороны, творчески выражать себя, с другой – потреблять это и удовлетворять свои эстетические потребности. Всегда есть фактор уникальности. Людям хочется потреблять что-то уникальное. Вы можете посмотреть «Мону Лизу» в Google-images, но почему-то все едут в Лувр. То же самое будет и дальше, у людей всегда будет некая социально-эстетическая потребность. Искусственный интеллект – это просто некий новый инструмент, другая реальность, которую мы пока не очень понимаем. Но какие-то контуры ее уже видны.
2
2117
Оставить комментарий
Комментарии (2)
- Классный журнал
-
-
10.09.24№ 122Сталкеры в Усолье 147
-
10.09.24№ 122Руппур, Ишварди и Дакка 215
-
9.09.24№ 122Свинец для прорыва 225
-
8.09.24№ 122Квант духа 311
-
8.09.24№ 122Дейтерий, тритий и токамак 301
-
- Новое
-
-
11.09.2024У МАММОНЫ МИЛЛИОН ОБЛИЧИЙ
-
11.09.2024Он сказал 0.3
-
10.09.2024Нейросеть научилась читать по губам
-
Лишь человек может творить.
Но опасаться всё же стоит.
Грут эксклюзивность рифм утроит...