Честное пионерское
13 фактов о дневнерусском искусстве
03 марта 2016 18:00
Накануне в Винтажном зале Центра современного искусства Винзавод в рамках Лектория "Русского пионера" прошла первая лекция из цикла "Русское искусство". Мы отложили телефоны и планшеты, взяли в руки блокноты и ручки и записали несколько фактов из лекции искусствоведа, преподавателя Школы экспертов и коллекционеров Кирилла Алексеева, которые стоит знать всем.
1. София Новгородская. Думаете, она всегда была такой белоснежной? Забудьте, белый цвет появится только в 16 веке. Когда дневнерусские храмы только строили, то обязательно показывали кирпичную кладку. Когда спустя несколько веков фасад побелили, то все равно оставили участки, чтобы была видна историческая кладка.
Кстати, очень легко отличить раннюю кладку от поздней: чем тоньше кирпич и больше раствора - признак ранней архитектуры, чем больше кирпич и меньше раствора - признак поздней.
2. Украшение древнерусского искусства - Магдебурские ворота Новгородской Софии. Ровесники самого собора, к русскому искусству особого отношения не имеют. Они были сделаны в Магдебурге, но их украли шведы. Когда они плыли в районе Северной Европы, то на пути встретили славян (новгородцев), которые отобрали эти ворота и привезли их домой. Это прекрасный образец романского искусства, который прижился в Новгороде.
4. Интересный факт: все деньги с Новгородского Торга сносили и хранили в Церкви Симеона Богоприимца. Кто ограбит церковь? Такие случаи, конечно, были, но их можно пересчитать по пальцам. А так деньги были защищены.
5. Главная святыня Великого Новгорода - икона Божией Матери "Знамение". 12 век. Если присмотреться, то над глазом Богородицы виден как будто шрам. Как он появился? Подошли суздальцы к Новгороду на предмет ограбить. Новгородцы вынесли икону "Знамение", повесили ее на стену и сказали: "Братцы, слушайте, ну свои же, не надо грабить". Суздальцы, ничего не говоря, осыпали новгородцев градом стрел, одна из стрел попала в икону. Новгородцы, которые всегда нанимали войско, старались при этом договориться с людьми, но это был не тот случай. Новгородцы гнали суздальцев больше 100 километров. И силы небесные им помогали.
6. Икона об иконе: осада Новгорода и чудесное спасение города благодаря иконе "Знамение" стали сюжетом для другой иконы "Битва новгородцев с суздальцами" - такое на Западе не встретишь. Западная традиция отличается от русской тем, что на Западе икона - это просто изображение исторического события, а на Руси - это сакральное изображение. У нас поэт больше, чем поэт, художник больше, чем художник.
7. Церковь в Старой Ладоге. Часто спрашивают - что означают черные купола в церквях. Ответ: ничего не означают, просто медь почернела.
8. Первый известный по имени архитектор на Руси - мастер Петр.
Главную достопримечательность Юрьева монастыря, Георгиевский собор, создал в 1119 году мастер Петр, первый русский зодчий, имя которого называют летописи. Также он построил Рождественский собор Антониева монастыря: сохранились фрагменты фресковой росписи в алтаре. Обнаружена фигура, над головой которой надпись "Петр". Предполагается, что это портрет мастера Петра - строителя собора.
9. Поребрик и бегунец - два базовых орнамента кладки в древнерусской архитектуре. Вплоть до 17 века поребрик и бегунец у нас будут украшать фасады. Соответственно, бегунец — вид орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса, поребрик — тип кладки, в которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены (ребром наружу).
10. Икона Николая Чудотворца в Церкви Николы на Липне. Автор - Алекса Петров. В иконе есть французский орнамент, немецкий, греческий. Все вместе это нигде не могло оказаться, как только на Руси. Русь в этот момент времени (13 век) представляет из себя котел, где перевариваются множество культур.
11. Владимирская икона Божией Матери. Антология русского искусства. Оригинальное изображение 12 века - это только лик Богородицы и Христа, фигура Христа была сделана уже в 14 веке, абрис фигуры Богоматери в 15 веке, а в 16 - начале 17-го - руки.
12. Спас Нерукотворный. Любимая икона Малевича. Квадрат - в него вписан круг, в этот круг симметрично вписан крест, на фоне креста - изображение Спасителя с легкой асимметрией глаз. Если бы глаза смотрели не в сторону, а на вас, то изображение сразу стало бы плоским. Вот эта асимметрия придает невероятное движение всему образу, внутреннюю динамику.
13. Дмитровский собор во Владимире. Резное каменное зодчество. Источником декоративных элементов являются, не поверите, арабские рукописи 11 века вместе с французскими и немецкими "Книгами вымышленных существ" 12 века. Можете себе представить готический собор, на котором мусульманские декоративные элементы даются прямыми цитатами? А на Руси это было совершенно возможно.
Продолжение - 1 апреля. Лекция №2. "Русский Ренессанс" 14-16 вв. Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий. Мифы и факты. Богословие иконы. Московский Кремль и иностранные мастера на Руси. От Иоанна Грозного до начала эпохи Романовых.
КУПИТЬ БИЛЕТ
- Все статьи автора Читать все
-
-
06.07.2014Эрмитаж рад вторжению "Манифесты" 0
-
10.06.2014Крым в цене 0
-
0
13784
Оставить комментарий
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Классный журнал
-
-
12.09.24№ 122Морская 803 1
-
11.09.24№ 122Ледорубка 313 1
-
10.09.24№ 122Сталкеры в Усолье 383 1
-
10.09.24№ 122Руппур, Ишварди и Дакка 843
-
9.09.24№ 122Свинец для прорыва 431 1
-