Честное пионерское
Солнце в виде черного квадрата
26 сентября 2015 13:00
Сегодня в "Ударнике" пройдет закрытый показ спектакля "Победа над солнцем". Театр Стаса Намина воссоздал оперу-мистерию, которую около ста лет назад поставили несколько авангардистов: Велимир Хлебников и Алексей Крученых написали текст, Михаил Матюшин сочинил музыку, а Казимир Малевич создал супрематические декорации и костюмы. Именно в этом спектакле впервые появился черный квадрат. Почему пришло время вспомнить эту неоднозначную постановку и какое солнце все-таки должно победить: настоящее или в виде черного квадрата - редакции "РП" рассказал режиссер спектакля Стас Намин.
Почему решили возродить, воссоздать оперу, написанную почти сто лет назад? Почему именно сейчас настало для этого время?
Чтобы ответить на эти вопросы, мне, наверное, придется позанудствовать и сделать небольшое вступление – своеобразный экскурс в прошлое, и определиться с терминологией, чтобы было понятно, что мы сделали и как это квалифицировать.
Слово «реконструкция» означает воссоздание, максимальное приближение к утраченному оригиналу (не путать с копией, с репликой). Чтобы произведения, созданные другими людьми в абсолютно другое время, называть «реконструкцией», необходимо, прежде всего, ясно представлять себе ее задачи и полноту, а также условную необходимость воссоздания. Ответственность тех, кто осмеливается реализовывать саму идею возвращения в условно новую жизнь, достаточно спорна и опасна, так как современное общество, для которого и делается та или иная реконструкция, пропускает ее через свое актуальное видение, субъективную эстетику и вкус, ушедшие далеко от атмосферы, в которой был создан оригинал. Это касается в полной мере и постановки «Победа над солнцем» – оперы-мистерии 1913 года. Должно было пройти достаточно много времени, чтобы человечество осознало значимость этой постановки. Только с 1980-х годов, с возросшим интересом к русскому авангарду, появились первые робкие попытки воспроизвести текст Велимира Хлебникова и Алексея Крученых, трудно воспринимаемых без определенной подготовки (текст в стиле зауми). Публикация авторами небольшой брошюры, только приоткрывала возможности к домысливанию постановки.
Так что же все-таки происходило 3 и 5 декабря 1913 года в театре «Луна-Парк» в Петрoграде?
В воспоминаниях поэта и писателя Бенедикта Лифшица и одного из авторов, Алексея Крученых, – все, что происходило на сцене и в зале в то время, было ими и другими зафиксировано достаточно фрагментарно и литературно-эмоционально. Воспоминания были написаны и рассказаны, когда интерес к «дореволюционному времени» был уже достаточно велик. Авторы постановки привлекли к репетициям небольшое количество разных студентов, которые с большим трудом пытались заучивать достаточно сложный текст Хлебникова и Крученых. Только два актера-профессионала исполняли вокальные партии. Все остальные сбивались на речитатив, оставляя длинные паузы, теряя ритм действия. Текстовые блоки были разъединены, заполнения футуристического рваного звука было на слух резким и странным.
Каждый спектакль (из двух) не был похож на другой. Отсутствовала, как было на профессиональных сценах, предварительная запись фиксации движений на бумаге. На сцене двигались произвольно, хаотично, порой мешая друг другу. Осложнялось это еще и объемными костюмами, которые Малевич сконструировал, создал их из очень простых грубых материалов (толстый картон, многослойная наклеенная марля, шпаклёваная и окрашенная в яркие цвета).
Довольно сложные в изготовлении, но очень эффектные футуристические костюмы осложняли передвижение на сцене. Перед студентами-актерами была поставлена задача – по возможности максимально выучить текст и, не нарушая канву и идею спектакля, – в произвольной форме «пленить и покарать» солнце, которое было негативным, имеющим другой цвет и форму (черное и в виде квадрата).
Были только две репетиции, что на такой сложный в текстовом и визуальном действии спектакль очень мало и профессионально недопустимо. Все это напоминало удачный современный экспромт-перформанс (по-русски «капустник»). Какофоническая музыка Михаила Матюшина была органично «растворена» в действии, усиливая два пианино диссонантными звуками, усиливая четвертитоновой музыкальной структурой. В начале спектакля все персонажи были одеты в условные шлемы-маски, из которых нечетко, глухо доносились слова героя-персонажа. Произносить текст Крученых из-под склеенного разрисованного картонного шлема было очень трудно. Впоследствии шлемы были сняты, но оставались на сцене. Эти замечания важны для того, чтобы лучше понять реальную атмосферу происходящего на сцене и иметь их в виду в процессе воссоздания будущих постановок оперы «Победа над Солнцем». Скованность и неудобство передвижения в костюмах, клееных, загрунтованных для покраски и не пропускающих воздуха, утомляли актеров, они начинали двигаться медленно. Немногие профессионально подготовленные исполнители с оперно-вокальной школой, на которых ложилась еще большая физическая нагрузка, уставали, сбавляя запланированный ритм спектаклей.
В 1920 году в городе Витебске спектакль был показан во второй раз, но уже в совсем иной форме, с новыми сценическими костюмами, с учетом семилетней разницы нового подхода и вкуса. Поэтому его трудно классифицировать как повтор или реставрацию оригинала.
После этого «Победу» надолго забыли, зато в восьмидесятых годах произошел настоящий взрыв: оперу пытались реконструировать выдающиеся мастера по всему миру. Но это были, скорее, ремейки на тему, не претендующие на статус реставрации.
На этом заканчивается экскурс в прошлое. Прошу прощения, что усыпил вас, но это было нужно, чтобы понять настоящее. А оно связано со столетним юбилеем оперы, которая стала вехой в истории авангарда, в ней впервые появился как задник кулисы – знаковый черный квадрат.
И как пришла идея создать реконструкцию культовой оперы?
Русский музей начал подготовку к этому юбилею задолго, к персональной выставке Малевича, которая открылась в Санкт-Петербурге в декабре 2013 года, а далее планировались выставки Малевича по всему миру. Тогда появилась идея реконструкции оперы «Победа над Солнцем», которую музей предложил нашему театру. Заранее предусматривалось тщательное воссоздание текстового, музыкального и особенно визуального ряда, максимально приближенного к первоисточнику.
У меня давние отношения с Русским музеем – еще в начале 2000-х мои эксперименты в живописи, графике и фотографии привлекли внимание искусствоведов ГРМ, за эти годы мы осуществили несколько успешных творческих проектов.
Мы отнеслись к проекту реконструкции очень серьезно. И после полугода репетиций, используя архивы Русского музея, воссоздали в точности не только костюмы и сценографию Малевича, но и музыку Матюшина и дословный текст Крученых и Хлебникова.
Партитуру музыки Михаила Матюшина для двух роялей, как и в оригинале, создал мой давнишний друг, один из первых музыкантов группы «Цветы», музыкальный руководитель нашего театра Александр Слизунов. В спектакле музыку исполняют две великолепные пианистки, также актрисы нашего театра – красавицы Александра Попова и Анастасия Макушкина. В постановке мне помогал Андрей Россинский – тоже мой давний друг, который с самого начала работает в театре.
Следуя исключительно за оригиналом текста, мы буквально «нанизывали» на сюжет все световые и звуковые эффекты. Балетмейстер нашего театра Катя Горячева создала потрясающую, на мой взгляд, хореографию, а Григорий Бродский, актер и сценограф, ветеран театра, используя все разрозненные сохранившиеся эскизы Малевича, – сценографию и видеоинсталляцию. Благодаря уникальности труппы нашего театра – одинаковое профессиональное владение вокалом, актерским мастерством и хореографией – у нас получилось действо, не похожее на все, что я видел в театрах мира. В результате, по мнению международных экспертов, наша версия оказалась наиболее близкой к оригиналу, задуманному авторами.
Следуя исключительно за оригиналом текста, мы буквально «нанизывали» на сюжет все световые и звуковые эффекты. Балетмейстер нашего театра Катя Горячева создала потрясающую, на мой взгляд, хореографию, а Григорий Бродский, актер и сценограф, ветеран театра, используя все разрозненные сохранившиеся эскизы Малевича, – сценографию и видеоинсталляцию. Благодаря уникальности труппы нашего театра – одинаковое профессиональное владение вокалом, актерским мастерством и хореографией – у нас получилось действо, не похожее на все, что я видел в театрах мира. В результате, по мнению международных экспертов, наша версия оказалась наиболее близкой к оригиналу, задуманному авторами.
Наверно, это то, что назвали новым театром на Первом съезде поэтов-футуристов Матюшин, Крученых и Малевич. Заседание съезда проходило под председательством М. В. Матюшина; двумя делегатами-участниками были А. Е. Крученых и К. С. Малевич (секретари съезда). Ожидался приезд Велимира Хлебникова, но он так и не добрался до Уусикиркко в связи с денежными затруднениями. Кстати, вот что они провозгласили на том съезде в июле 1913 года:
Мы собрались, чтобы вооружить против себя мир!
Пора пощечин прошла.
Треск взорвилей и резьба пугалей всколыхнет предстоящий год искусства!
Мы хотим, чтобы наши противники храбро запрещали [защищали?] свои рассыпающиеся пожитки. Пусть не виляют хвостами и не сумеют укрыться за ними.
Мы приказывали тысячным толпам на собраниях и в театрах и со страниц наших четких книг, а теперь заявим о правах баячей и художников, раздирая уши прозябающих под пнем трусости и недвижности:
1) Уничтожить «чистый, ясный, честный, звучный Русский язык», оскопленный и сглаженный языками человеком от «критики и литературы». Он не достоин великого «Русского народа!»
2) Уничтожить устаревшее движение мысли по закону причинности, беззубый здравый смысл, «симметричную логику», блуждание в голубых тенях символизма, и дать личное творческое прозрение подлинного мира новых людей.
3) Уничтожить изящество, легкомыслие и красоту дешевых публичных художников и писателей, беспрерывно выпуская все новые и новые произведения в словах, в книгах, на холсте и бумаге.
4) С этой целью к первому Августа сего года взлетают в свет новые книги «Трое». Хлебников, Крученых и Е. Гуро. Рис. К. Малевича; «Небесные верблюжата» Е. Гуро; «Дохлая луна» – «Сотрудники Гилея» – «Печать и Мы» и др.
5) Устремиться на оплот художественной чахлости – на Русский театр и решительно преобразовать его.
Художественным, Коршевским, Александринским, Большим и Малым нет места в сегодня! – с этой целью учреждается новый театр «Будетлянин».
6) И в нем будет устроено несколько представлений (Москва и Петръградъ). Будут поставлены Дейма: Крученых «Победа над Солнцем» (опера), Маяковского «Железная дорога», Хлебникова «Рождественская сказка» и др.
В 2015 году театр представляет оперу «Победа над Солнцем» на трех знаковых международных площадках: в июне мы выступили в Городском театре Базеля (Швейцария) в рамках крупнейшей выставки современного искусства «Арт-Базель»; в сентябре – в программе Московской международной биеннале современного искусства, а в октябре – в музее фонда Louis Vuitton в Париже в рамках ежегодной Парижской выставки-ярмарки FIAC.
В 2015 году театр представляет оперу «Победа над Солнцем» на трех знаковых международных площадках: в июне мы выступили в Городском театре Базеля (Швейцария) в рамках крупнейшей выставки современного искусства «Арт-Базель»; в сентябре – в программе Московской международной биеннале современного искусства, а в октябре – в музее фонда Louis Vuitton в Париже в рамках ежегодной Парижской выставки-ярмарки FIAC.
Есть мнение, что спектакль вошел в историю только благодаря Малевичу и его супрематизму, который процветал в этой постановке. Можно ли отдать первенство именно оформлению оперы, а не музыке и либретто?
Мне кажется, что сила этой оперы – в органичном сплетении сценографии, музыки и текста. Они одинаково значимы и неотделимы.
Насколько эта постановка утопична? Или иронична? Ведь понятно, что победить Солнце невозможно.
Солнце, которое Малевич представляет черным квадратом, в оригинальной постановке побеждает реальное солнце, но, судя по тексту Хлебникова и Крученых, почти однозначно речь идет не о философском мировоззрении супрематизма, а о каком-то социальном перевороте, о каких-то грядущих трагических изменениях в жизни России, где все встает с ног на голову и действительно реальное солнце превращается в черный квадрат, накрывающий страну. Думаю, авторы сделали черный квадрат символом наступающей советской эпохи, которая черным покрывалом закрывает Россию, лишая ее солнечного света. Когда "Черный квадрат" уже стал известной картиной, есть мнение, что Малевич каким-то образом посвятил ее Ленину, что своей двусмысленностью подтверждает такое видение оперы. Иногда даже открытым текстом там звучат политические заявления, актуальные при любом авторитарном режиме и сегодня. Такое же предвидение звучит еще раньше, в одном из тезисов доклада В.В. Маяковского «Пришедший сам» (перефразированный заголовок книги Д.С. Мережковского «Грядущий Хам» (СПб., 1906), доклад был прочитан Маяковским на втором диспуте «Союза молодежи» в Петербурге («О новейшей русской литературе», 24 марта 1913 года). То было их гениальное предвидение трагедии начинающегося века. Но, так же как и сам Малевич в конце жизни возвратился из супрематизма в романтику импрессионизма, и свержение с пьедесталов всей существующей классики по сути есть не отрицание ее, а необходимый фундамент для провозглашения нового, революционного взгляда на искусство. Мы сегодня, наверно, имеем право желать, чтобы реальное солнце, наконец, разорвало черный квадрат, закрывший его для нас на целый век.
Думаю, в спектакле очевидна наша трактовка. Кажется, нам удалось разгадать коды и символы, заложенные четырьмя гениальными художниками в своей «Победе над Солнцем».
Почему для показа на биеннале выбран "Ударник"?
«Ударник» - это один из уникальных памятников русского авангарда в архитектуре. А у меня есть еще и личные мотивы – какое-то время в юности я жил в этом доме. Сегодня этот легендарный кинотеатр принадлежит Breus Foundation, а с Шалвой Бреусом нас связывает многолетняя дружба. Думаю, лучшее место в Москве для «Победы над Солнцем» трудно себе представить.
4
4429
Оставить комментарий
Комментарии (4)
- Классный журнал
-
-
1.10.24№ 122Атом со шпинатом 461 1
-
30.09.24№ 122Футбол с черепами 601 1
-
29.09.24№ 122Атом и лилипуты 600 1
-
28.09.24№ 122Спасение на вершине 703 1
-
27.09.24№ 122Футбол по талонам 1033 1
-
Лучше сказать: Мы попробовали разгадать и перечислить то, что попробовали разгадать...
1. ......
2. ......
3. .....
Время может только подтвердить разгаданное...
Только так
Железный век умер, наступил бронзовый..
Пушкин!
Сорваны шали и шины гнутся, как воск под взорами..
Окна проведены внутрь дома...
Дом.. Окна.. В одно окно вошел и пошел по нему....
Куда придешь? Кто знает об этом? Знает только тот, кто построил дом с окнами, уходящими во внутрь..
В одно окно вошел... попал туда-то..
А если в другое окно войти? Куда попадешь..Туда же, куда попадешь, войдя в первой окно...
Входить в окна мы забудем.. Заглядывать только будем... Заглянули в окно, увидели кино оконное.. И хватит на этом... Пошли к другому окну... Заглянули.. Увидели.. Пошли дальше...
Мы собрались с одной целью – дать миру оружие, которым обладаем мы сами!
Прошло время пощечин и играть с равным интереснее, чем со слабым.
Треск взорванной любви и борьба пугал общества всколыхнет предстоящий год искусства!
Мы хотим, чтобы наши противники храбро запрещали свои рассыпающиеся пожитки, познав наше оружие.
Пусть хвосты наших противников перестанут вилять и перестанут быть укрытием для них.
Мы приказывали тысячным толпам на собраниях и в театрах и со страниц наших четких книг так, что прошло 102 года и тысячные толпы все в раздумьях над их четкими книгами и приказами.
Приказывали, а сейчас заявляем о правах художников и рыбочей- баячей раздирать уши, прозябающих под пнем трусости и неподвижности мозга своего:
1. Уничтожить «чистый, ясный, честный, звучный Русский язык», оскопленный и сглаженный языками человеков от «критики и литературы» ради ласки ушей, прозябающих в неподвижности мозга своего.
Чистый, честный, четкий, яснозвучающий Русский язык без складок удобных достоин Великого Русского Народа!
Одним словом – мат родной и любимый достоин Великого Русского Народа!!!
Только мат воспринимается Великим Русским Народом чистым, честным, четким, яснозвучающим Русским языком.
2. Уничтожить устаревшее движение мысли по закону причинности, беззубый здравый смысл, «симметричную логику», блуждание в голубых тенях символизма, т.е. богатый – бедный, тонкий - толстый, высокий –низкий, плохой – хороший, ленивый - трудоголик и т.д..
Дать личное творческое понимание подлинного мира людей нового мира, открытого нам через прозрение сквозь туман старого мира.
Прозрели так, что матов вряд ли хватит, чтобы привести их в состояние стояния.
3. Уничтожить изящество, легкомыслие и красоту дешевых публичных художников и писателей, работающих на миллионные толпы, путем беспрерывного выпуска все новых и новых произведений в словах, в книгах, на холсте и бумаге.
Уничтожили так, что уже на миллиардные толпы работают дешевые публичные художники, писатели.
4. С этой целью к первому Августа сего года взлетает в свет книга «Три небесных верблюжат с дохлой луны» сотрудников Гилея - Печать и МЫ.
Под редакцией ГУРУ -Крученного Хлеба в оформлении Ралевича.
Взлетает и начинается сбор урожая Зорь ясных и чистых.
5. Устремиться на оплот художественной чахлости – на Русский театр и решительно его преобразовать.
Чахлости по причине неподвижности мозга своего.
Так устремились, что загнали его глубже в чахлость.
Художественным, Королевским, Александринским, Большим и Малым нет места в настоящем, а в будущем посмотрим, но лучше пусть остаются в нашем прошлом.
С этой целью учреждается новый театр «БУДЕТТЛЯЯНИН»
6. И в театре «БУДЕТТЛЯЯНИН» будет устроено несколько преставлений (Москва и Петръградъ).
Петръградъ – по просьбе народа переименовали Санкт-Петербург в Петроград и возвели футуристов в пророки. Хорошее дело. По просьбе народа, а народ то прост… Футуристы.. Нельзя быть туристом в жизни.
Будет поставлено ДЕЙствие МАтеринское « Рождественская сказка - "Солнечная Победа над железной дорогой" в соавторстве трех крученных хлебов, взошедших маяками.
Постановкой руководят участники съезда: речетворец Бурлак, художник Ралевич и музыкант Катюшин.
Скорее вымести старые конюшни и возвести небоскреб.
Небоскреб цепкий, как пуля серебряная.
Какой небоскреб? Скорее башню возвести по имени Равилон.
А дальше: принято и утверждено единогласно…
Раздирать уши..
А про глаза забыли..
А про нос забыли..
И хорошо, что забыли раскрыть глаза, да забыли прочистить носы..
Более-менее спокойно прошла их деятельность и слава тому, кто в парил им слово ФУТУРИЗМ.. ФУ ТУР ИЗМ