Честное пионерское
Эрмитаж рад вторжению "Манифесты"
06 июля 2014 16:52
В Санкт-Петербурге проходит "Манифеста 10" - крупнейшая европейская биеннале современного искусства. Главной площадкой проекта стал Государственный Эрмитаж и Эрмитаж 20/21. Как постоянные экспозиции музея уживаются с современными инсталляциями, редакции ruspioner.ru рассказал искусствовед Кирилл Алексеев.
- Оправдал ли ожидания проект «Манифеста 10»? Биеннале всегда отличалась радикальными проектами. Неслучайно, наверно, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский поспешил заверить на открытии, что все, что представлено на «Манифесте», не нарушает законов РФ.- Что значит, оправдал? Да, «Манифеста» - это кочующий фестиваль современного искусства, который всегда отличала некоторая политическая ангажированность. «Манифеста» приезжала чаще всего в небольшие города и поднимала не только эстетскую волну, но и интерес к тем городам, где она проводилась. Чтобы привлечь внимание к проекту, организаторы часто задействовали такие вещи, как политический перформанс, актуальное искусство, связанное с вопросами цензуры и политики. Но это все, по большому счету, было исключено из программы нынешней «Манифесты», зато добавлено большое количество гигантских музейных площадей, которые едва ли «Манифеста» когда-то видела – Государственный Музей Эрмитаж, Эрмитаж 20/21. Но должен заметить, что каких-то политических перформансов никто и не ждал, поэтому оправдывать особо было нечего. Разговоры по поводу того, что от оригинальной концепции «Манифесты» почти ничего не осталось, я бы повернул в другое русло. Самое главное в итоге, что это довольно удачный повод для продвижения Санкт-Петербурга как культурного центра Европы. С этой задачей, конечно, «Манифеста 10» справилась.
- Эрмитаж спокойно пережил вторжение «Манифесты»? Ведь постоянная экспозиция музея соседствует с экспонатами современного искусства?
- Думаю, что 99 процентов успеха «Манифесты» – это открытость музейных сотрудников Эрмитажа и их способность координировать постоянные экспозиции музея с экспонатами современного искусства. Такое возможно только в продвинутых музеях – таких, как Версаль, Лувр или Британская Национальная галерея. Теперь в этом ряду стоит и Эрмитаж, что не может не радовать.
Томас Хиршхорн "Срез". "Манифеста-10". 2014
Некоторые работы «Манифесты» выставлены непосредственно в теле основной экспозиции Эрмитажа. По такому же принципу осваивали пространство Эрмитажа 20/21: там представлена специальная экспозиция, которая организована по музейным принципам. Она начинается с Матисса и продолжается вплоть до огромной инсталляции Томаса Хиршхорна «Срез» - разрушенного здания, которое находится во внутреннем дворе Эрмитажа 20/21. Это весьма символичная инсталляция, смысл которой заключается как будто бы в ощущении войны. Отсюда разрушенные, разрезанные этажи, через которые вы видите интерьеры комнат, в которых висят произведения искусства. Не будучи в прямом политическом контексте, эта работа Хиршхорна, одного из ведущих европейских художников, дает то самое ощущение, к которому цензура просто не может придраться, потому что эта работа на уровне атмосферного переживания, а не внушения.
- «Манифеста» заняла около 50-ти площадок. Все посетить практически невозможно, что, на ваш взгляд, надо посмотреть в первую очередь?
- Как ни странно, я сначала посоветовал бы посетить Кадетский манеж. Если на основной площадке «Манифесты» есть определенные законы постоянной экспозиции, то в этом пространстве художники эти законы создают сами. На этой площадке я бы выделил проект Нижегородского музея и работу Ивана Плюща «Процесс прохождения» - ковровая дорожка, которая уходит вверх и запутывается так, что мы не видим конца. Хороший художник и в большом формате талантлив, и в малом. Два проекта, которые я назвал, прежде всего прекрасны тем, что они великолепно делают окружающее пространство частью своей экспозиции.
Только побывав в Кадетском манеже, стоит идти на основные проекты. Потом я бы посоветовал посетить Эрмитаж 20/21, третьей площадкой выбрал бы Музей стрит-арта, а потом пошел бы в основное здание Эрмитажа. Гуляя по таким знакомым и художественно освоенным интерьерам Зимнего дворца, вы неожиданно увидите вкрапления современного искусства. Катарина Фрич, например, в интерьерах рококо – это все чрезвычайно интересно и достойно внимания.
Иван Плющ "Процесс прохождения". "Манифеста-10". 2014
- Все статьи автора Читать все
-
-
03.03.201613 фактов о дневнерусском искусстве 0
-
10.06.2014Крым в цене 0
-
0
5490
Оставить комментарий
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Классный журнал
-
-
1.10.24№ 122Атом со шпинатом 783 1
-
30.09.24№ 122Футбол с черепами 998 1
-
29.09.24№ 122Атом и лилипуты 924 1
-
28.09.24№ 122Спасение на вершине 1017 1
-
27.09.24№ 122Футбол по талонам 1390 1
-