Честное пионерское
Фильм на выходные: "Рим" Феллини
28 марта 2014 09:03
Галина Аксенова, киновед, доцент Школы-студии МХТ, автор и ведущая киноклуба в ГУМ Кинозале, выбрала для нас фильм на выходные. Как всегда, перед просмотром она дает подсказки и объясняет две метафоры Феллини, которые несколько раз повторяются в фильме, - это зеркало и проститутка. О городе, "соблазненном и покинутом" Муссолини, и об исторических событиях, на фоне которых создавалась картина, - в ее колонке.

Действие начинается на родине Феллини в приморском городе Римини. Урок истории. Дети смотрят слайды и в память о Цезаре пересекают Рубикон. Я тоже когда-то совершила этот переход, вернее переезд, со сценаристом «Амаркорда» Тонино Гуэрра. Его впечатление от реки полностью совпадало с феллиниевским. Но, каким оно было, вы увидите в фильме, я не хотела бы опережать события.
Там же сцена из спектакля о Юлии Цезаре. Великого императора играет сын Шаляпина – Федор-младший. Цезаря закалывают. Он умирает с хорошо известными словами: «И ты, Брут». Но прежде чем умереть, Юлий Цезарь произнес другие, не менее знаменитые слова: «Жребий брошен». Феллиниевский автобиографический герой – тоже бросает жребий и оказывается в Риме.
Поезд, как машина времени перевозит героя из провинции в столицу, из 1920-х - в 1939 год. На точность даты указывает огромная афиша фильма Марио Кемерини: «Grandi Magazzini”, который вышел в 1939 году. Отсюда начинается вторая часть, длящаяся почти до конца войны.
У Феллини в «Риме» есть несколько повторяющихся метафор. Они проходят через весь фильм. Назову две: зеркало и проститутка. В зеркале отражается город. В фильме – режиссер. Что же касается дам древнейшей профессии, то Рим – проститутка. Город – «соблазненный и покинутый» Муссолини. Город продажный и, искупающий свою продажность, как библейская грешница. Для Феллини вульгарность – часть культуры вечного города, и он показывает эту прекрасную вульгарность, позаимствованную Римом у античных авторов. Одна из таких сцен – показ церковной моды. Феллини безжалостен к церкви, а она – к нему.

Третья часть фильм – современный – Рим «свинцовые семидесятые». Начало терроризма. Неофашизм и «Красные бригады».
1968 – «битва на виа Джулия». Фашисты захватили архитектурный факультет Римского университета.
1969 – в Риме прогремели три взрыва. Один - у могилы Неизвестного солдата на Капитолийском холме.
1970 – заговор князя Валерио Боргезе. В непроизнесенной речи он собирался обратиться к народу со словами: «Те, кто помогал иностранцам поработить страну, обезврежены». Заговор провалился.
Начинается «черный терроризм», главная задача которого сеять панику среди населения.
Идут выборы, которые окажутся самыми успешными для фашистской партии. Одна из задач: «ломать кости даже тем, кто падает на колени».
На фоне этого в 1970 году создаются прокоммунистические террористичекие «красные бригады».
Политика никогда открыто не появлялась в фильмах Феллини. Но «в открытый предмет может попасть каждый», как «дребезжал» Коровьев в «Мастере и Маргарите» (кстати, упоминание булгаковского романа здесь абсолютно уместно, потому что в нем звучит тема Рима). Задача зрителя - внимательно смотреть фильм. Слово «vote» - «голосуй», - на всех стенах и столбах, которые попадают в камеру. В конце мы видим двух боксеров на ринге. Они, словно две политические партии, сражаются за победу, но повезет кому-то одному.
В последней финальной части «мама Рома» из фильма Пазолини – великая и усталая Анна Маньяни отказывает Феллини в интервью и желает спокойной ночи. За столом в Трастевере сидит американский писатель Гор Видал. Он восхищается городом, говорит, что именно в Риме, который видел закат многих эпох, хорошо встретить конец света. Гор Видал пьет за конец, чокаясь с друзьями по застолью. Гор Видал – иностранец. Он многого не видит и радуется тому, что в Риме не думают о политике. Феллини не комментирует и не дает оценок, оставляя за зрителем право на сложение мозаичной картины, какой и является этот фильм.

«Рим Феллини» – энциклопедия жанров: это исторический фильм, мелодрама, варьете, комедия из школьной жизни, документальный фильм, сатирическая комедия, мюзикл, политический репортаж и хроника начала 1970-х.
К марту 1972 года Феллини закончил свой фильм.
14 марта 1972 года при странных обстоятельствах погиб Джанджакомо Фельтринелли – миллионер, коммунист, друг Че Гевары, издатель, благодаря чьим стараниям мир прочел роман Пастернака «Доктор Живаго».
Выборы 1972 стали успешными для фашисткой партии Италии.
О том, что было, что есть и что будет, Феллини рассказал в своем «Риме» с бесжалостным и нежным юмором, на который способен только он.
- Все статьи автора Читать все
-
-
24.05.2014Фильм на выходные: "Третий человек" 0
-
18.04.2014Фильм на выходные: "Правила игры" Ренуара 1
-
12.04.2014Фильм на выходные: "Пленница" 1
-
04.04.2014Фильм на выходные: "Маркиза фон О" 0
-
22.03.2014Фильм на выходные: "Злые улицы" Скорсезе 1
-
2
7874
Оставить комментарий
Комментарии (2)
- Классный журнал
-
-
24.05.23№ 114Дом 2.0 2894 1
-
23.05.23№ 114Жизнь моих домов и дома моей жизни 673 1
-
15.05.23№ 114Придомовые территории 1156
-
14.05.23№ 114Игра на выезде 941
-
14.05.23№ 114У корней Чуковского 961
-
Кто ещё не видел, смотрим здесь, ребята - HD17.RU