Честное пионерское

Чужая оттепель, или Стилизяги

11 декабря 2013 17:03
Спецкор «Русского пионера» Николай Фохт посмотрел художественный сериал «Оттепель» - реконструкцию его любимой эпохи. И понял, что без генной инженерии тут не обошлось.
Я приветствую «Оттепель» на Первом. Приветствую с горечью в сердце своем.
Да, я смотрел это кино – я не мог его пропустить. Возвращение в шестидесятые, реконструкция моей любимой эпохи. Мы все часто обожаем то, в чем никогда не участвовали, вспоминаем то, чего с нами никогда не было. Вот также люди мечтают о звездном небе, о космосе – который, кстати, вошел в обиход именно тогда, в конце пятидеятых – начале шестидесятых. Спутник, Гагарин, Белка-Стрелка. 
Роскошное время. 
Поэтому с любовью и отчаянием смотрел я кино «Оттепель».
Если в двух словах: плевать на неточости, на лакировку, на несоответсвия и т. д. Это вообще обсуждать глупо. Но вот что серьезно, на мой взгляд – «Оттепель» облокачивается на чужой замысел. Конечно, все сразу заметили, что новый русский хит – это замаскированные «Mad Мen», сериал про безбашенных рекламщиков с Мэдисон аеню. 
Ну, к слову сказать, не таких уж и безбашенных: на поверку людишки эти вполне прагматичны и трусоваты, обстоятельства сильнее героев американского бестселлера. Да и кино, если честно, беспредметное, первоначальная идея скатывается к тривиальной мелодраме. И, на мой взгляд, раскочегарился сериал только в четвертом сезоне. Ну это так, к слову.
Что тут плохого, если вдруг наш развивающийся кинобизнес возьмёт за образец удачную киноисторию?
Да все тут плохо, в конкретном случае. Становится ясно, что во главе угла – коммерческий расчёт: так и вижу продюсеров, которые убеждают инвестора – целевая аудитория перспективная! Там у них рекламщики – тут у нас киношники и киноманы. А это в разы больше. Плюс старшее поколение, которому хочется видеть свое прошлое ясным и ярким, без Гулага, Сталина, Хрущева, но с Гагариным! Оттепель, но без всей этой политической чепухи.
А если еще музыку придумать соответсвующую, получится не хуже, чем «Семнадцать мгновений весны», где музыка сделала кино.
И началась работа по стилизации: картинка и характеры из «Mad Man», песенка из «Земли Санникова». «Оттепель» - главное слово того времени. Можно было бы с таким же успехом назвать фильм «Спутник», или «Кукуруза», или «Гагарин»… Нет, «Гагарин» нельзя, «Гагарин» проиграет суд дочерям. 
И все получилось ровненько, не придерешься. Не выловишь этот мизер. Вот сказали, что «Оттепель» сделана с любовью.  Это такая стилизованная любовь, по расчёту. В те времена, в шестидесятых, ее бы, скорее всего назвали пошлой. Когда своей фантазии не хватает. 
Стилизация – это последнее прибежище амбициозных и равнодушных. Стилизация выданная за вдохновение – лукавство может даже пострашней бездарности, китча. 
А может и не пострашней. Вон как люди радуются, вон как распевают изуродованную мелодию Зацепина. Стилизация и стилизяги. Невсерьез, мимо сердца. Генномодифицированные шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые и проклятые девяностые…
Все это я говорю со смайликами в конце предложения. Если честно, я уважаю труд создателей «Оттепели», правда. Как труд создателей «Веселых ребят» и «Кубанских казаков», «Свинарки и пастуха», «Девушки и бригадира».  Только в сердце нет радости: горечь и безнадега.
 
P.S. Да, и если можно, киньте в личку: почему герой уезжает в Одессу? Я пропустил сакральное значение этой финальной таблички.     
  
 
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (9)

  • Rinat  Yuzaev
    12.12.2013 10:19 Rinat Yuzaev
    Вот и меня эта самая Одесса зацепила... Хотя, может быть, это-- своеобразная провокация режиссера? Многие зациклились на этой табличке))
  • Anna Tafinceva
    12.12.2013 15:56 Anna Tafinceva
    Потому что приезжал друг Петюня из Одессы и сказал, что у них там ох как все творчески, это когда Хрусталев щи варил)))
    •  
      Николай Фохт
      12.12.2013 16:31 Николай Фохт
      анна, спасибо. теперь все стало окончательно понятно))
  • Gregory Karpinsky
    13.12.2013 15:55 Gregory Karpinsky
    «Семнадцать мгновений весны», где музыка сделала кино?

    Я даже поначалу подумал, может Вы, Николай, смотрели его не в прямом эфире, а лет через 20 после выхода фильма на экраны? Оказалось - нет, возраст у Вас вполне подходящий. Откуда же такое мнение?

    Что касается Меладзе, тут вопрос очень спорный. Я не думаю, что у кого-то есть сомнение в профессионализме композитора. Да, в каждой мелодии можно найти Санникова, Besame Mucho и прочее. Имеющий уши да услышит. Но вместе с тем, везде есть и Меладзе. И для этого тоже не надо иметь особый слух. Вся музыка сделана на очень высоком уровне. Именно "сделана". Композиция - это такое ремесло. Бах не даст соврать.

    А фильм - ну да, он не про то, о чем мы все думали, когда нам вбивали его ежесекундной рекламой. Совсем не про то. И сын - это не отец. И американские - не наши. Ну и хрен с ними со всеми. Снято! Просмотрено! Забыто. Пересматривать никто никогда не будет.

    •  
      Николай Фохт
      13.12.2013 22:08 Николай Фохт
      gregory, про семнадцать мгновений - да, вот такое устойчивое мнение. если и плюсанул, то самую малость. мелодия в 17МВ - главный монтажный элемент, вытаскивающий, имхо, слабый сценарий. если разобраться. честно, да, в детстве мне так не казалось, когда первый раз смотрел. да и во второй. но однажды, когда пересматривал поневоле. пришла в голову эта мысль, поделился. при том. что кино вызывает только положительные эмоции, из детства, наверное))
      не в каждой мелодии есть зацепин, не надо)) и бах ни при чем - бах сочинял с помощью, как вы говорите. ремесла свои собственные мелодии (ну хорошо, композиции)). а меладзе конструирует из чужих, причем лично у меня нет сомнения, что заведомо. это творческое бессилие, конечно, распространено у нас - вот есть композитор игорь матвиенко, которые концептуально их советских музыкальных архетипов фигачит шлягеры. осознанно - у меня нет в этом сомнения. мне кажется, это не ремесло, а в лучшем случае лукавство. между нами говоря, копирование - еще не ремесло, а упражнение на подступах к ремеслу. имхо.
  • Gregory Karpinsky
    14.12.2013 07:12 Gregory Karpinsky
    Так "заведомо" или "бессилие"? Если заведомо, то это такой особый дар делать деньги, складывая музыкальные кубик-рубики.

    И все равно, Бог с ними со всеми. С МеладЗацепиным, с Игорем Крутуньо и прочими. Судьба Иоганна Севастьяновича им точно не грозит.

    А мне повезло больше: я не пересматривал 17. Один раз в детстве - и достаточно. В черно-белом. По сравнению со "Штюбинг, Вы - болван!", сценарий просто замечательный.... А уж по яркости образов (измеряется количеством анекдотов) уступает разве что Василию Ивановичу....

    Кто бы мог подумать, что на старости лет я буду читать "Пионер" ;) Скоро дойду до Мурзилки....
    •  
      Николай Фохт
      14.12.2013 12:39 Николай Фохт
      заведомо и бессилие никак не противоречат, заведомое бессилие - вот и все)) да и правд, бог с ими. вообще, по секрету, реплика эта появилась только потому, что, на мой взгляд, совершенно неадекватно и незаслуженно хвалят оттепель. если бы незаслуженно ругали, нашел бы, как защитить)). мы, пионеры, призваны восстановить равновесие и гармонию мира, как известно. никаким мурзилкам такое не под силу))
  • "..
    товарищу Имхо попробуем заметить,
    что горечь-безнадёга лечится, но чисткой
    кишечника водой солёной в соотношении на литр ложка с горкой соли (крупного помолу и никакой иной) чрез двухлитровый "Эсмарх" (снявши наконечник)..
    три раза через три часа.
    аминь.
    .."
    •  
      Николай Фохт
      18.12.2013 23:36 Николай Фохт
      приятно иметь дело с остроумным человеком