Честное пионерское
Пальма первенства: наше золото в Каннах
Когда речь заходит о наших наградах за рубежом – возникает судорожный подсчет. И всегда не в нашу пользу. Если «Оскар» - то незаслуженно обошли. Про Нобелевскую премию и говорить не приходится, у нас Лев Толстой и Сергей Королев сидят без награды. А когда начинаем о Каннском фестивале…
Наш урожай – одна ветвь, хотя и золотая. Пальмовая. В далеком 1958 году под шум оттепели жюри фестиваля оттаяло – и вручили-таки Михаилу Калатозову главный приз за фильм «Летят журавли». Спасибо Клоду Лелушу, тоже, кстати, лауреату: именно он поспособствовал тому, чтобы фильм увидели отборщики. Откуда такая забота? То ли игрой Самойловой польстился, то ли оттого, что был ассистентом оператора фильма…

Затем наступила кинематографическая пелена, и вообще Каннский фестиваль мы не жаловали долгое время: у нас был свой, Московский международный, с отечественными звездами и призами. Что и говорить, у нас и Нобелевская премия была своя: сначала Сталинская, потом Ленинская. И если дело доходило до отбора, а тем более – до награждения, то фестивальная суета всегда имела политический привкус.

Картина Андрея Тарковского «Солярис» (1972) получила специальный гран-при фестиваля – и его можно приравнять к главной награде: какое-то время пальму не вручали из-за авторских прав. Картина «Жертвоприношение» (1986) получила гран-при заслуженно, но ветвью ей помахали издалека. То же самое произошло и с «Сибириадой» (1979) Андрея Кончаловского.


В 1987 году ажиотаж от перестройки захлестнул фестиваль: гран-при получил фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Председатель жюри Ив Монтан положил глаз на картину «Очи черные» Никиты Михалкова: Мастроянни дали приз за лучшую роль. Боливар прохудился – и главный приз ушел французской картине «Под солнцем Сатаны» с Депардье в главной роли. Но мы Жерара, как видите, простили.

Не стало Советского союза – и, к сожалению или счастью, российские режиссеры встали в обычную очередь конкурсантов за наградой. В 1994 году фильм «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова получил последний российский гран-при – и на этом наша история высших каннских наград приостановилась.

Когда же в 2010 году Никита Сергеевич решил повторно потрясти Круазет – французы по-настоящему утомились и развернули дикую критику «Утомленных солнцем-2». Видимо, их хватало своих солнц на Лазурном берегу.
- Все статьи автора Читать все
-
-
02.06.2013Детское место 0
-
31.05.2013Дым человечества 1
-
24.05.2013Великий землетрус: землетрясение в Москве 0
-
19.05.2013Ночь быка 3
-
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Классный журнал
-
-
14.11.25№ 129На шаг ближе к небу 145 3
-
13.11.25№ 129Поход замуж 321 2
-
12.11.25№ 129Ненормальные герои всегда идут в поход 258 2
-
11.11.25№ 129Последнее китайское предубеждение 456 1
-
10.11.25№ 129Эверест отец, Джомолунгма мама 3831 2
-








