Честное пионерское

Пальма первенства: наше золото в Каннах

29 мая 2013 14:00
Каннский фестиваль как неприступная крепость. Кинематограф похож на поле сражения: приходится жертвовать фильмом ради победы. Иногда пирровой. Редактор «Русского пионера» Николай Чикишев о российских трофеях с набережной Круазет.

Когда речь заходит о наших наградах за рубежом – возникает судорожный подсчет. И всегда не в нашу пользу. Если «Оскар» - то незаслуженно обошли. Про Нобелевскую премию и говорить не приходится, у нас Лев Толстой и Сергей Королев сидят без награды. А когда начинаем о Каннском фестивале…

Наш урожай – одна ветвь, хотя и золотая. Пальмовая. В далеком 1958 году под шум оттепели жюри фестиваля оттаяло – и вручили-таки Михаилу Калатозову главный приз за фильм «Летят журавли». Спасибо Клоду Лелушу, тоже, кстати, лауреату: именно он поспособствовал тому, чтобы фильм увидели отборщики. Откуда такая забота? То ли игрой Самойловой польстился, то ли оттого, что был ассистентом оператора фильма…

Затем наступила кинематографическая пелена, и вообще Каннский фестиваль мы не жаловали долгое время: у нас был свой, Московский международный, с отечественными звездами и призами. Что и говорить, у нас и Нобелевская премия была своя: сначала Сталинская, потом Ленинская. И если дело доходило до отбора, а тем более – до награждения, то фестивальная суета всегда имела политический привкус.

Картина Андрея Тарковского «Солярис» (1972) получила специальный гран-при фестиваля – и его можно приравнять к главной награде: какое-то время пальму не вручали из-за авторских прав. Картина «Жертвоприношение» (1986) получила гран-при заслуженно, но ветвью ей помахали издалека. То же самое произошло и с «Сибириадой» (1979) Андрея Кончаловского.


В 1987 году ажиотаж от перестройки захлестнул фестиваль: гран-при получил фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Председатель жюри Ив Монтан положил глаз на картину «Очи черные» Никиты Михалкова: Мастроянни дали приз за лучшую роль. Боливар прохудился – и главный приз ушел французской картине «Под солнцем Сатаны» с Депардье в главной роли. Но мы Жерара, как видите, простили.

Не стало Советского союза – и, к сожалению или счастью, российские режиссеры встали в обычную очередь конкурсантов за наградой. В 1994 году фильм «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова получил последний российский гран-при – и на этом наша история высших каннских наград приостановилась.


Когда же в 2010 году Никита Сергеевич решил повторно потрясти Круазет – французы по-настоящему утомились и развернули дикую критику «Утомленных солнцем-2». Видимо, их хватало своих солнц на Лазурном берегу.

Все статьи автора Читать все
   
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал