Честное пионерское

Взобраться на Геликон

04 июля 2023 13:44
Прошел XVII Международный конкурс имени П. И. Чайковского, которому в этом году исполнилось 65 лет. Да, в 2022 его исключили из Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов. Но несмотря на это, конкурсному составу 2023 может позавидовать любое проходящее сейчас спортивное соревнование. «А буду ли я нужен в 64 года?» - пели Beatles. Что ж, 17-й Конкурс Чайковского доказывает, что состязание исполнителей классической музыки и через 65 лет будет востребовано. Стажер «РП» Лев Еселев тоже отправился на конкурс и прошел рука об руку вместе с его участниками все туры. Равнодушным остаться невозможно.

Хибла Герзмава поет на торжественном открытии XVII международного конкурса
им. П.И. Чайковского / tchaikovskycompetition.com


Back in the USSR


В 1956 году Никита Хрущев наложил резолюцию на «Дело №21-Б» - Международный конкурс имени П. И. Чайковского официально появился на свет. Проведенный впервые в 1958 году конкурс сразу же полюбился публике и приобрел мировую популярность. Да это и не удивительно, ведь в оргкомитете 1 конкурса Чайковского работал Дмитрий Шостакович, в жюри у пианистов сидели Эмиль Гилельс (председатель), Дмитрий Кабалевский, Святослав Рихтер, а на сцене блистал американский пианист Ван Клиберн. Столь именитый состав участников сохранялся во многом и в дальнейшем. Членами жюри становились Юрий Башмет, Андрей Эшпай, Даниэль Поллак (США), а лауреатами 1-ых премий Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Григорий Соколов и множество других прославленных исполнителей.

«Ван Клиберн покорил Москву»


Конкурс, проводимый раз в 4 года, за 65 лет своего существования много раз менялся и реформировался, переживал взлеты и падения. К изначальным специальностям – фортепиано и скрипка – добавились новые направления: виолончель, сольное пение, медные и деревянные духовые инструменты. Менялся и формат проведения. Так, с 2011 года, после того как оргкомитет возглавил Валерий Гергиев, конкурс проводится не только в Москве, но и в Петербурге.

Неизменными оставались две вещи. Каждый конкурс становился одним из ярчайших событий 4-х-летия в мире классической музыки и открывал широкой публике множество молодых талантов, являясь для них своеобразным пропуском во взрослую музыкальную карьеру.


Конкурс 2023 года не стал исключением. Давайте же посмотрим, чем запомнился, а главное – какие имена открыл нам XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского.


Тур первый - Завязка

«Бедная, как же она волновалась», - с такими словами зрители выходили из зала Московской консерватории после выступления И Мин Чу (США), открывавшей программу первого тура.

Играть первой на столь масштабном конкурсе – всегда дополнительное давление. У девушки тряслись руки, перед каждым произведением она тратила по несколько минут, чтобы собраться и показать свой, неоспоримый, профессионализм. Однако нервозность все-таки сказалась. Игра И Мин Чу была несколько зажатой, в «Кампанелле» Листа она и вовсе пару раз ошиблась, однако после этого не сдалась и последнее произведения программы, Этюд-картина фа-диез минор Рахманинова, сыграла очень выразительно. Начало было положено.


И мин Чу выступает в первом туре конкурса Чайковского / tchaikovskycompetition.com


Всего в первом туре конкурса у пианистов участвовали 25 исполнителей из 9 стран. Состав участников до последнего был неизвестен, да и о том, что конкурс все-таки состоится, было объявлено лишь в феврале. Однако в итоге в секции фортепиано зрители смогли послушать представителей самых разных школ: начиная с Московской и Санкт-Петербургской консерваторий и заканчивая академией им. Ференца Листа (Будапешт) и Королевской академией музыки (Лондон). 

 
Выпускником королевской академии был как раз один из самых ярких пианистов 17 конкурса Чайковского Харлионо Джордж. В программе, которую англичанин исполнил в первом туре, особенно выделялись Трансцендентный этюд Листа и, конечно, 18 соната Бетховена. В произведении великого немецкого композитора Харлионо продемонстрировал, пожалуй, самую богатую палитру красок, звуков и темпов из всех выступавших до него пианистов. Он, подобно Данте, спускался на самое дно ада, рокочущее созвучиями субконтроктавы, чтобы затем взойти на вершину Эмпирея к нежнейшим переливам и еле слышимым гармониям третьей и четвертой октав. 

 

Харлионо Джордж выступает в первом туре / tchaikovskycompetition.com


Лучше всего свое выступление прокомментировал сам пианист. 


Я очень доволен своим выступлением. Все произведения прозвучали так, как я хотел. Да, в начале была некая робость, но это неудивительно. Каждый раз, начиная свой путь на конкурсе, ты волнуешься. Главное, что с каждым произведением я прибавлял, и в конце смог показать действительно достойную игру.

Также Харлионо справедливо отметил сложность программы первого тура.

Это невероятно трудная программа. Нигде в мире вам не надо играть три этюда и в тоже время прелюдию и фугу Баха, сонату Бетховена и произведение Чайковского. Однако это отличная проверка и возможность продемонстрировать зрителям весь свой потенциал.

На вопрос же о том, что для него является главной целью в музыкальной карьере, Харлионо ответил следующее:

У меня нет стремления выиграть какой-то определенный конкурс. Если бы это было так, я бы давно закончил выступать. Для меня главное – это сама музыка, я наслаждаюсь процессом выступления, поэтому улыбаюсь на сцене.

Пожалуй, глобальной целью я мог бы назвать желание создать более благоприятные условия для пианистов последующих поколений… Да, это, наверное, моя главная цель, ведь сколько бы конкурсов я ни выиграл, сколько бы денег ни заработал, если бы идущим за мной поколениям пианистов не стало легче добиваться высот в музыке, я был бы недоволен собой и своей карьерой.


Харлионо Джордж 22 летний вундеркинд из Великобритании. Свой первый сольный  концерт он дал уже в 9 лет, а в 15 стал победителем международного конкурса 
Grand Piano competition. В 2019 году Харлионо выступал на 16-ом Конкурсе имени П.И. Чайковского, однако, несмотря на похвалу от Мацуева, дальше первого раунда не прошел. В этом году, возмужав и выиграв с десяток престижных конкурсов по всему миру, Харлионо был готов вновь испытать себя на крупнейшем российском конкурсе.

 

В первом туре еще трудно было предугадать, как далеко зайдет Джордж Харлионо. Однако почти никто из зрителей, пришедших 21 июня на первый тур конкурса, не сомневался, что в числе лауреатов окажется Николай Кузнецов. И их уверенность не была беспочвенной.
 
Николай Кузнецов, выпускник Московской консерватории (класса Сергея Доренского), выступал чрезвычайно ярко. Он определенно один из той редкой категории музыкантов, которые дополняют впечатление от своего исполнения непередаваемым артистизмом. Так, Николай перед началом выступления бросил взгляд на висящий над сценой портрет Чайковского, кивнул великому мастеру и начал играть. 

Он пропускал музыку через себя, заставляя свое тело сливаться со звуком, быть его продолжением. Он пластался по роялю, выдерживал паузы, так отклоняясь назад, что казалось еще сантиметр - и падения не миновать. 

Николай Кузнецов / tchaikovskycompetition.com
 

Разумеется, все это было бы нелепо без великолепного исполнения. И Николай играл виртуозно. Бах в его интерпретации хоть и не был академически строг, противореча канону, однако трогал за душу, завораживал вложенной в него Николаем романтичностью. 31 соната Бетховена в исполнении Кузнецова продемонстрировала его богатый технический арсенал, а Чайковский запомнился зрителям полузвуками, которые балансировали на грани небытия и все-таки долетали до слушателей, поражая свой воздушностью. Как метко отметила Людмила Владимировна, преподавательница класса фортепиано в музыкальной школе (не захотевшая назвать свою фамилию): 

“Кузнецов смог донести тишину звука до слуха, он играл даже не 4, а 5, 6, 7 PIANO!”

В музыке для обозначения градации тихого звука используют термин piano, обозначающийся в нотах латинской “P”. С уменьшением силы звука в нотах появляется PP, то есть pianissimo, потом PPP и так далее. Обозначение больше 4 P редко можно встретить в нотах, исключение составляет, например, Шестая симфония Петра Ильича Чайковского, в которой композитор использовал PPPPPP. Людмила Владимировна использовала это красивое противопоставление, стремясь показать, что звуки у Кузнецова были за гранью обычного нотного языка.

Но, конечно, кульминацией выступления Николая стал Шопен.      

Исполненный Кузнецовым «Этюд до-минор» никого не оставил равнодушным. Здесь наиболее полно выразилась страстная и экспрессивная манера исполнения Кузнецова, идеально дополнившая романтический гений великого польского композитора. Зал взорвался овациями после последнего аккорда! Многие зрители стали называть Кузнецова безоговорочным фаворитом конкурса. 

Однако были и те, кто утверждал, что исполнитель «так выкоблучивался», что на него было 
«просто неприятно смотреть».

 



Николай Кузнецов во время выступления / tchaikovskycompetition.com
 

Мне же кажется, что Людмила Владимировна очень точно прочувствовала выступление Николая, поэтому приведу здесь еще одну ее цитату.


Кузнецов во время исполнения был как атомная станция, импульсивный, полный внутренней энергии… Он однозначно станет лауреатом конкурса. 
                                                               

Несмотря на бесподобное исполнение, Людмила Владимировна отметила, что в каких-то местах Кузнецов действительно «переигрывал», однако, безусловно, его исполнение нивелирует этот недостаток.

Что ж, как видно этот недостаток не показался значимым и жюри. Ведь Кузнецов, наряду с Харлионо, стал одним из 15 пианистов, прошедших во второй раунд конкурса. Этими 15-ю счастливцами стали следующие исполнители: 

Лю Сяньфэй (Китай)
Корчагин Станислав (Россия)
Мао Сюаньи (Китай)
Давыдченко Сергей (Россия)
Тадокоро Марсель (Япония/Франция) 
Папоян Илья (Россия)
Виллалва Алессандро (Италия)
Кузнецов Николай (Россия)
Харлионо Джордж (Великобритания)
Вонг Энджел Станислав (США)
Ё Соа (Южная Корея)
Ключко Александр (Россия)
Куроива Коки (Япония)
Хачикян Константин (Россия)
Малинин Валентин (Россия)



Второй тур – Обращение к истокам


Второй тур – не такой строгий с точки зрения требований к программе, как первый (обязательным остается исполнение произведения Чайковского, а также конкурсант должен исполнить еще одно сочинение классического русского композитора).

Именно поэтому жюри и зрителям представилась возможность послушать произведения, которые были отражением предпочтений конкурсантов. Получив большую свободу выбора, пианисты представили совершенно разные программы, что позволило зрителям лучше узнать сильные стороны конкурсантов. 

Так, к уже знакомым нам героям (Харлионо Джорджу и Николаю Кузнецову) на авансцене присоединились новые исполнители.

Илья Папоян, который и в первом туре сыграл потрясающе, во втором туре окончательно влюбил в себя слушателей. «Пляска смерти» Сенс-Санса в его исполнении завораживала совершенно уникальной объемностью, а «Сельский отзвук» и «Элегическая песнь» Чайковского наполнили большой зал консерватории тихой ласковой грустью.

Илья Папоян за инструментом / tchaikovskycompetition.com
 

Лучше всего об этом пианисте Санкт-Петербургской консерватории высказался «давний фанат конкурса», пожелавший остаться анонимным. Отвечая на вопрос о фаворите конкурса, он сказал:


Мой победитель Папоян. Он производит миры. Все участники очень талантливые, отлично выученные музыканты, но они производят звуки. Папоян же производит миры и смыслы! Это качественно другая история. И если все состоится, Илья будет пианистом уровня Плетнева или Бенедетти Микеланджели. У него будущее великого музыканта. Однако только время все расставит по своим местам, ведь выбор судьбы он… (Вздыхает и после паузы продолжает) … он всегда непредсказуем.

    

Михаил Васильевич Плетнев (1957- н.в.) - советский и Российский пианист и дирижер, создатель РНО (Российского национального оркестра), который многие годы входили в число лучших мировых оркестров. Михаил Плетнев является лауреатом множества престижных конкурсов, в том числе победителем VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского (1978 год).                                                                         



Арту́ро Бенеде́тти Микела́нджели (1920-1995) – итальянский виртуоз, удостоившийся прозвища «Новый Лист». Прошедший войну и немецкий плен, Микеланджели запомнился прежде всего своим доведенным до идеала исполнением, в котором ему удавалось передать все грани замысла классических композиторов. 


Хотелось бы верить, что данное предсказание сбудется, и в нашей стране появится новый музыкант, сопоставимый по масштабу с Плетневым или Микеланджели.

Тем не менее, Папоян отнюдь не был единственным претендентом на победу в конкурсе. 

Не менее ярким пианистом, которому особенно удался 2 раунд, был 20-ти летний студент Московской консерватории Вонг Энджел Станислав, представлявший на конкурсе США.

Вонг Энджел Станислав во время исполнения / tchaikovskycompetition.com


Черная рубашка исполнителя во втором туре переливалась блестками, однако гораздо ярче сверкала его программа. В настоящий экстаз публику привела классическая для этого этапа конкурса «Думка»Чайковского и, конечно, три фрагмента из балета Стравинского «Петрушка», которые Энджел сыграл с особенным блеском. 

Столь удачному исполнению фрагментов балета есть простое объяснение. Дело в том, что молодой пианист занимается в классе Натальи Трулль, чье исполнение «Петрушки» до сих пор считается эталонным.


Наталья Владимировна Трулль – заслуженный артист России, лауреат множества международный конкурсов, в том числе 2 премии на 8 конкурсе Чайковского (1986 года). С 1988 года преподает в Московской консерватории, совмещая преподавательскую и концертную деятельность. Андрей Эшпай так писал о Наталье Владимировне в 1983 году: «Ей никогда не изменяет вкус и каждое ее выступление концептуально продумано».


История, как известно, циклична, и через 30 лет замечание великого композитора волне применимо к ученику Натальи Трулль Энджелу Станиславу.


Ремарки зрителей

Зрители на 2-ом туре фортепианного отделения конкурса / tchaikovskycompetition.com 


Среди посетителей конкурса было много студентов Московской консерватории, и большинство из них поддерживало как раз Энджела. Так, китайский студент Элисон Шуман утверждал, что для него Станислав – однозначный фаворит, такого же мнения придерживались Ольга Лазуренко и Анжелла Довценко. Девушки знали Энджела очень давно. Они вместе учились в ЦМШ (центральной музыкальной школе), а теперь занимались в консерватории.


Студенты восхищались организацией конкурса:
Больше всего в этом году порадовало то, что несмотря на сложную политическую ситуацию, на конкурс приехали исполнители из разных стран, а значит зрители и сами конкурсанты могут посмотреть на уровень зарубежных пианистов.

Однако для студентов были очевидны и недостатки конкурса. Так, Элисон Шуман отметил, что в следующий раз он хотел бы увидеть больше членов жюри из других Европейских стран. Так как такой состав жюри, какой был в этом году, по его мнению, может влиять на результаты.

А Ольга Лазуренко и Анжелла Довценко отметили, что даже за то непродолжительное время, которое они ходят на конкурс, его слава сильно померкла.

Очень огорчает отношение людей к конкурсу, его авторитет как будто падает. Залы заполняются не полностью, а во время исполнения многие слушатели и вовсе встают и выходят из зала.

С замечаниями студентов трудно не согласиться. И тот факт, что билеты на 1-ый и 2-ой туры можно было свободно купить день в день, причем еще выбирать, где сесть, подтверждает это. 

Падение интереса к конкурсу тем более очевидно «старожилам», которые ходят на конкурс уже больше 40-50 лет. Одним из таких завсегдатаев является пианистка, ранее работавшая заведующим фортепианным отделом ДМШ им. Б. А. Чайковского, Галина Николаевна Горелик, которая рассказала нам, какие страсти кипели вокруг конкурса в его «золотые годы».

Я много лет живу в Москве, поэтому посетила большое количество конкурсов. Мой любимый – 3 конкурс Чайковского, на котором победил Григорий Соколов. Он бесподобно играл, причем играл все: и барочную музыку, и Шопена, и Рахманинова. Однако в тот год (3 конкурс Чайковского состоялся в 1966 году), все очень хотели, чтобы победил Миша Дихтер (США), и когда Гилельс объявил, что 1 премия присуждается Соколову, зал просто вскипел. Гилельсу даже потом не давали проехать, стучали по машине.



Эмиль Григорьевич Гилельс –  великий пианист 20 столетия, народный артист СССР. Победитель первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, а также множества престижных мировых состязаний. С 1 по 4 конкурс Чайковского Гилельс был председателем в жюри у пианистов
.

Сейчас все гораздо спокойнее. Конечно, раньше тоже были конкурсы, на которых зрители не возмущались, когда побеждали, например, Ван Клиберн или Плетнев. Но очень часто любимцы публики проигрывали, и тут начиналось что-то.

Помимо интереснейшего экскурса в историю конкурса Галина Николаевна поделилась с нами своим мнением о том, чем отличаются последние конкурсы от предыдущих.

Конкурс очень изменился за последние годы, и в первую очередь это заметно по исполнителям. Сейчас вообще никто не ошибается. А раньше – ради Бога – и это было так мило, приятно. Ну, подумаешь, там мимо попал…Теперь все по-другому, поэтому, по-моему, побеждать должны не просто пианисты с безупречной программой, такие сейчас все, а те, кто привносит в музыку что-то свое.

И в завершение нашего разговора, который состоялся 24 июня, Галина Николаевна рассказала, кто, по ее мнению, заберет первую премию.

Победит Давыдченко. Не знаю, я почему-то уверена. Уже даже со всеми поспорила(смеется).

После разговора с Галиной Николаевной я уже собирался уходить, как вдруг у выхода из консерватории наткнулся на Харлионо Джорджа, который тоже выступал в тот день. Пианист, концерты которого собирают полные залы по всему миру, за чьим автографом выстраиваются огромные очереди, словно обычный школьник после уроков, менял свои лаковые концертные туфли на удобные повседневные, сидя на ступеньке у выхода.

 Мы обсудили прошедшие в тот день выступления, и оказалось, что Харлионо, тоже исполнявший «Петрушку», также, как и Энджелл Станислав, за образец брал выступление Натальи Трулль. 



Однако английский пианист был недоволен тем, как отыграл свою программу, и на вопрос о третьем туре скромно ответил: 

Я еще даже не начинал готовиться к выступлению с оркестром. Был сконцентрирован на программе 1, а потом 2 тура. Сегодня, разумеется, приду и сяду за рояль, но я почти уверен, что не пройду дальше.

На мои уверения в том, что он непременно пройдет в третий тур, Харлионо предложил мне поспорить на 10  фунтов (1000 рублей), окажется он в финале или нет. 
Я, разумеется, согласился и уже вечером отправлял ему смеющийся смайлик, ведь по итогам 2 тура в финальный раунд 17-го конкурса Чайковского в категории фортепиано прошли следующие пианисты:


 

Корчагин Станислав (Россия)
Мао Сюаньи (Китай)
Давыдченко Сергей (Россия)
Папоян Илья (Россия)
Харлионо Джордж (Великобритания)
Вонг Энджел Станислав (США)
Ё Соа (Южная Корея)
Малинин Валентин (Россия)



Зрители, что на музыкальных конкурсах случается крайне редко, после второго тура были довольны решением жюри. У выхода из консерватории и в комментариях под постом с результатами, опубликованными в специальной группе конкурса «ВКонтакте», все отмечали, что в финал вышли действительно лучшие.

В третьем туре музыкантам предстояло сыграть два концерта с оркестром. На подготовку оставалось чрезвычайно мало времени (меньше 3 дней), а интерес публики разогревался все сильнее. 
 


3 тур - Финал

Выступление Станислава Корчагина в 3 туре / tchaikovskycompetition.com


Третий тур конкурса Чайковского – совершенно особенная история. В нем пианисты должны показать, как они умеют играть в оркестре. Если в предыдущих турах исполнителям было важно показать свое техническое оснащение, умение обращаться со звуком, то в третьем туре конкурсантам предстояло продемонстрировать свою способность аккомпанировать, встраиваться в общее движение оркестра.


В финальном раунде конкурса каждому исполнителю предстояло сыграть 1-й или 2-й концерт Чайковского, а также любой другой концерт по их усмотрению.

Одним из ярчайших исполнителей 3 тура стал Валентин Малинин.


Малинин Валентин – 21-летний пианист, студент Московской консерватории (класс Ксении Кнорре), победитель множества международных конкурсов. В том числе конкурса им. Владимира Крайнева (2019), премии Хаэна (Испания 2021), конкурса им. Скрябина (2023).  Валентин – невероятно разносторонний музыкант. Так, помимо концертной деятельности он сочиняет музыку (в 2022 году выпустил диск со своими произведениями), увлекается физикой, математикой и литературой.


В финальном раунде Малинин исполнял концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор Скрябина и уже давно ставший трейд-марком конкурса 1-ый концерт Чайковского.

Сравнение с рекой, которая, вытекая из устья, постепенно ширится, набирает силу, а затем впадает в могучее море, уже давно не является свежим. Однако для описания исполнения Валентина оно подходит идеально. То, как этот пианист вел тему, было сродни живой водной артерии, раскидывающей в стремительном беге свои живописные рукава, чтобы в конце слиться с бушующим яркими красками морем-оркестром. 

Однако за этим полноводием звуков Малинин, что выгодно отличало его от многих других участников 3-его тура, совершенно не терялся. Каждый извлекаемый им звук был отчетливо слышен. Его аккорды пленяли своим объемом и сочностью, а расходящиеся октавы поражали воображение легкостью и изяществом.

Малинин вслушивается в затихающий аккорд / tchaikovskycompetition.com


Концерт Скрябина фа-диез минор, с которым пианист уже побеждал в 2023 году на конкурсе, носящем имя этого великого композитора, в интерпретации Валентина был пронизан трагическим лиризмом.


Малинин порхал по клавишам, звуки срывались с рояля подобно капелькам росы, звенели бубенчиками. Акустическое поле росло, поглощая слушателей, заставляя мурашки бежать по телу в кульминационных моментах. Своим исполнением Малини смог перенести всех слушателей из шумной, вечно спешащей Москвы в дивные земли Аркадии, создал умиротворенно-живописную, истинно вергилевскую пастораль, наполненную тишиной и светом. После завершения концерта над залом несколько минут висела блаженная тишина, которая затем переросла в мощнейшие овации и крики «Браво»! В третьем туре это было безоговорочно лучшее выступление!
 
Сам Малинин также считал, что лучше всего у него получился 3-ий тур.

На этом конкурсе вышло так, что с каждым туром получалось прибавлять. И поэтому, лучший тур в моем исполнении - третий. Играть с оркестром Светланова – было большим счастьем, а в финале еще получилось все исполнить так, как хотел. Даже больше по эмоциональному накалу, и каким-то внутренним вещам. Очень рад поэтому, прямо все так, как надо!

Слова благодарности в адрес оркестра произнес и Энджел Станислав, и Корчагин Станислав, с которыми мне удалось поговорить в ожидании результатов. Музыканты отмечали профессионализм и ту титаническую работу, которую проделал оркестр. 
Эти комплементы не были формальной благодарностью, ведь за время подготовки к 3 туру оркестр Светланова справился со сложнейшей задачей. За 3 неполных дня оркестрантам было необходимо подготовить 6 совершенно разных концертов, привыкнуть к особенностям исполнения конкурсантов. И они сделали это! Каждый участник провел с оркестром все лишь одну полутарочасовую репетицию, а в день выступления генеральный прогон. И, тем не менее, все участники отмечали, что за это короткое время им удалось добиться сыгранности, достигнуть полного взаимопонимания. И в этом, безусловно, большая заслуга дирижера оркестра Алексея Рубина, который лично встретился с каждым участником третьего тура, чтобы обсудить кое-какие тонкости и пожелания пианистов.

Симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова – один из старейших коллективов страны, отмечающий в этом году свое 87-летие. За свою долгую и славную историю оркестр выступал на многих известнейших площадках мира (Карнеги-холл в Нью-Йорке, Альберт-холл в Лондоне), а за дирижерским пультом стояли такие метры, как Игорь Стравинский, Валерий Гергиев, Михаил Юровский. На 17-ом конкурсе Чайковского оркестром управлял Алексей Рубин. Символично, что первое выступление оркестра состоялось также в Большом зале Московской консерватории, случилось это 5 октября 1936 года.

Оркестр Светланова после завершения выступления Малинина / tchaikovskycompetition.com


Слушая более чем часовые выступления каждого участника, невольно возникал вопрос: как оркестр может три раза подряд исполнить один и тот же концерт абсолютно идентично? Ведь даже у таких мастеров, какими безусловно являются музыканты оркестра Светланова, к третьему выходу остается меньше сил, а значит конкурсант, выступающий последним, оказывается в более слабой позиции?

Однако молодой скрипач оркестра Павел Фадеев развеял мои сомнения:

Мы устали еще до выступления, поэтому все участники находятся в равных условиях(смеется). Да, с психологической точки зрения выступать третьим, наверное, сложнее, однако это уже не зависит от оркестра.


Слева направо: Сергей Давыдченко, Сергей Осипенко и Денис Мацуев
 

О том, каково выступать третьим, мы поговорили с преподавателем Сергея Давыдченко Сергеем Ивановичем Осипенко.

Вы знаете, для Сергея это не было проблемой, у него всегда получалось собраться, каким бы по счету он не играл. Другой вопрос, что конкурс – это огромное давление, которое нарастает от тура к туру. Вот, например, моя ученица Анна Винницкая, недавно ставшая лауреатом первой премии в Брюсселе, перед конкурсом Чайковского 2007 года сказала мне: «Сергей Иванович, как бы все не закончилось, я больше не поеду на этот конкурс. Для меня проще сыграть 20 сольных концертов, чем еще раз выступить на конкурсе Чайковского». Поэтому, наверное, выступать в конце сложнее, потому что ты дольше находишься в этом невероятном напряжении.
 
Слева направо: Сергей Давыдченко, Сергей Осипенко и Денис Мацуев


В ожидании результатов было много разговоров и о возможном решении жюри. Слушатели волновались, не «засудят» ли их любимых исполнителей. И тут мне посчастливилось поговорить с Людмилой Ивановной Титовой, преподавательницей Музыкального училища эстрадного и джазового исполнения, которая высказала интересную мысль:

Понимаете, решение жюри не может быть идентично нашему. Ведь жюри при принятии решения опирается не только на музыкальные факторы, тут есть место и политическим соображениям. Важно, чтобы в финале были известные музыкальные фамилии, определенное количество иностранцев. Вот, например, у скрипачей в финал вышел Даниил Коган, внук Леонида Когана, хотя играл отнюдь не блестяще, пусть и на дедовском Страдивари… А у пианистов, на мой взгляд, сильнейшим был Александр Ключко, однако он в третий раунд не прошел. 



Леонид Борисович Коган - преподаватель и герой фильмов («Скрипка Леонида Когана» 1975; «Портрет Леонида Когана» 1978), народный артист СССР и один из величайших скрипачей 20-го века. За свою многолетнюю карьеру Леонид Коган выступал с Шостаковичем, Ростроповичем, Гилельсом. Давал концерты по всему миру и оставил после себя не только россыпь талантливейших учеников (В. Иголинский, И. Каллер), но и теоретические работы (например, диссертацию о творчестве Генрика Венявского). Интересно, что в 1978 году Леонид Коган возглавлял жюри 6 конкурса Чайковского и безусловно знал все подробности принятия решений о присуждении премий.


В ожидании результатов я подошел поздравить Харлионо Джорджа с удачным выступлением. Пианист поблагодарил и сказал, что помнит про наш спор. Однако, как Анна в фильме «Римские каникулы», он не носил с собой денег, поэтому в моем буклете конкурса появилась уникальная запись:

 





Не знаю, примут ли такой «чек» в магазине, однако это ничуть не уменьшает ценности данной реликвии.
Наконец, зрителей и участников пригласили в зал. Пришло время оглашения результатов. 
 

Награждение и итоги:


На сцену вышли все овеянные славой представители жюри. И в переполненном зале Денис Леонидович Мацуев стал зачитывать результаты конкурса.


 
Оглашение результатов конкурса / tchaikovskycompetition.com 

 
5 и 6 премии в этом году не были присуждены. Зато лауреатами 4-ой премии стали сразу две пианистки - Мао Сюаньи (Китай), Ё Соа (Южная Корея). Обе исполнительницы показали невероятную технику и чувство звука, а Мао еще и заполнилась одним из красивейших моментов конкурса. 

Окончив исполнение одного из произведений во втором туре, девушка в порыве чувств вскинула не одну, а сразу две руки, образовав своим телом своеобразный крест. В переполненном рукоплещущем зале, с раскинутым по сторонам руками и экстатическим выражением на лице – эта фотография Мао Сюаньи была бы просто обязана стать одной из визитных карточек конкурса.

3-ю премию тоже разделили между собой два конкурсанта. Корчагин Станислав и, к удивлению многих, Папоян Илья стали бронзовыми призерами конкурса. 

На 2 место жюри поставили сразу трех исполнителей. Серебряными призерами конкурса стали Вонг Энджел Станислав, Хардионо Джордж и Малинин Валентин.
По залу, по крайней мере той части, где сидел я, прокатился неодобрительный гул. Однако это не помешало Мацуеву объявить о том, что победителем XVII международного конкурса им. П. И. Чайковского стал Сергей Давыдченко! Предсказание, произнесенное Галиной Горелик еще 24 июня, воплотилось в жизнь 29 числа.
 
Сергей Давыдченко лауреат 1-ой премией конкурса / tchaikovskycompetition.com 

 
История Сергея Давыдченко – это идеальный сюжет для мотивационного фильма. Сергей родился в 2004 году в станице Александрийской Ставропольского края и с детства проявлял музыкальные способности. В его родной станице не было достаточного количества возможностей для развития музыкального таланта мальчика, поэтому Давыдченко ездил на консультации и уроки в Минеральные воды. Уже в 11 лет Сергей завоевал свои первые международные награды – стал победителем конкурсов им. В.И. Сафонова и А.С. Караманова. В 2016 победил на конкурсе «Щелкунчик», а в 2018 и 2021 годах на Grand Piano Competition, забрав при этом практически все дополнительные награды.

Однако все его предыдущие достижения меркнут при сравнении с победой в конкурсе Чайковского

Эту награду не смогли завоевать такие выдающие пианисты, как, например, Виктор Ересько, присутствовавший на 17 конкурсе Чайковского в качестве члена жюри, Горацио Гутьерес (США) или уже неоднократно упоминавшаяся нами Наталья Трулль. Сергей же сделал это уже в 18 лет! Какая же карьера ждет его впереди?

В третьем туре Сергей сыграл 1-ый концерт Чайковского, который в сравнении, например, с исполнением Малинина, выделялся разве что техникой.


 

 
Сергей Давыдченко исполняет 2-ой концерт Прокофьева / chaikovskycompetition.com


Однако во 2 концерте Прокофьева Сергей показал, за что попал в финал. Это была игра зрелого мастера. Произведение было идеально продумано композиционно и исполнено невероятно технично. Я соглашусь с преподавателем Давыдченко (Сергеем Ивановичем Осипенко), который утверждал, что «такого 2 концерта Прокофьева зрители не слышали очень давно».      

Однако, несмотря на эффектное завершение выступления, многих слушателей не оставляло ощущение, что Сергею все еще не хватает чего-то, что его пик наступит через год-другой. Соглашаться с этим мнением или нет – решать вам.

После объявления лауреата 1-ой премии многие зрители, противореча мнению об угаснувших на конкурсе страстях, подходили к Денису Мацуеву, чтобы выразить свое недовольство выбором победителя. Однако не стоит забывать, что свое решение жюри выносит по сумме всех туров конкурса, а на 1-ом и 2-ом раундах Сергей, однозначно, был одним из лучших. 
В целом, судить о том, верно ли решение жюри или нет, дело неблагодарное, поэтому лучше всего в данной ситуации пожелать Сергею удачи и надеяться, что через много лет эта победа будет восприниматься не как спорное решение жюри, а как закономерное начало великой карьеры легендарного музыканта.

Церемония награждения прошла 30 июня в Доме Пашкова. На ней лауреатам, помимо уже объявленных призов, вручили дополнительные награды. Так, Сергею Давыдченко вручили именной сертификат от производителя роялей Yangtze River и специальный приз Александра Торадзе. В завершение церемонии Валерий Гергиев произнес речь, в которой пожелал всем лауреатам «с гордостью нести знак отличия», который они приобрели, раз и навсегда вписав себя в историю конкурса им. П.И. Чайковского.

Валерий Гергиев награждает Мао Сюаньи, 30 июня, Дом Пашкова

 
Казалось бы, конкурс можно считать закрытым, однако оставалась не выяснена судьба Гран-при, который разыгрывался между лауреатами 1-ых премий всех направлений конкурса. Имя его обладателя выяснилось 1 июля после масштабного Гала-концерта в Мариинском театре. Обладателем Гран-при стала Зинаида Царенко, победительница конкурса по направлению сольное пение. Дополнительно к сумме 1-ой премии, девушка получила еще 100000 $ США.

Гран-при - самый большой денежный приз конкурса Чайковского, равный 100000$ США. Помимо этого вознаграждения лауреаты получили следующие денежные награды: 

1-я премия 30000 $ США;
2-я премия 20000 $ США; 
3-я премия 10000 $ США;
4-я премия 5000 $ США;
5-я премия 4000 $ США; 
6-я премия 3000 $ США; 
7-я премия 2500 $ США; 
8-я премия 2000 $ США.
 
Итак, Гала-концерты отгремели, все награды были вручены, а это значит, настала пора прощаться с конкурсом. 

Можно много говорить о падении уровня исполнителей, о снижении престижности конкурса и о неправильных решениях жюри. Однако все вышеперечисленное не умоляет того факта, что конкурс Чайковского уже в 17 раз показал, насколько интересным может быть музыкальное состязание, сколько новых имен он может открыть широкой публике и сколько незабываемых воспоминаний подарить его участникам и зрителям. 
За кого бы вы не болели на этом конкурсе, забрызганные потом клавиши, головокружительные этюды и пробирающие до мурашек концерты точно останутся у вас в памяти. 

 
 
Участники благодарят прощаются с благодарными зрителями / tchaikovskycompetition.com

 
 
 
Все статьи автора Читать все
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал