Классный журнал
Ускова
Топот ног и тараканий шорох
«Главнокомандующий (в дверь). Владыко!
Африкан, встревоженный, появляется.
Владыко! Западноевропейскими державами покинутые, коварными поляками обманутые, в этот страшный час только на милосердие божие уповаем!
Африкан (понял, что наступила беда). Ай-яй-яй!»
Передо мной две книги: пьеса Михаила Булгакова «Бег» и томик с письмами Сталина. В смысле милосердия меня прежде всего интересует то самое время, когда вели великий диалог эти двое, и невероятный и страшный отзвук его в нашей текущей действительности:
«…считаю неправильной самую постановку вопроса о “правых” и “левых” в художественной литературе (а значит, и в театре). […] Странно было бы поэтому применять эти понятия к такой непартийной и несравненно более широкой области, как художественная литература, Театр и пр. […] “Бег” Булгакова, который тоже нельзя считать проявлением ни “левой”, ни “правой” опасности. “Бег” есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, — стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. “Бег”, в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление.
Впрочем, я бы не имел ничего против постановки “Бега”, если бы Булгаков прибавил к своим восьми снам еще один или два сна, где бы он изобразил внутренние социальные пружины гражданской войны в СССР, чтобы зритель мог понять, что все эти по-своему “честные” Серафимы и всякие приват-доценты оказались вышибленными из России не по капризу большевиков, а потому, что они сидели на шее у народа (несмотря на свою “честность”), что большевики, изгоняя вон этих “честных” сторонников эксплуатации, осуществляли волю рабочих и крестьян и поступали поэтому совершенно правильно.
…Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, не хватает […] Конечно, очень легко “критиковать” и требовать запрета в отношении непролетарской литературы. Но самое легкое нельзя считать самым хорошим. Дело не в запрете, а в том, чтобы шаг за шагом выживать со сцены старую и новую непролетарскую макулатуру в порядке соревнования… А соревнование — дело большое и серьезное, ибо только в обстановке соревнования можно будет добиться сформирования и кристаллизации нашей пролетарской художественной литературы.
Что касается собственно пьесы “Дни Турбиных”, то она не так уж плоха, ибо она дает больше пользы, чем вреда. Не забудьте, что основное впечатление, оставшееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: “Если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, — значит, большевики непобедимы, с ними, с большевиками, ничего не поделаешь”. “Дни Турбиных” есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма.
Конечно, автор ни в какой мере “не повинен” в этой демонстрации. Но какое нам до этого дело?..»
Голос Сталина затихает в моих воспоминаниях.
Но главный мой герой не этот коварный горец, оставивший о себе кровавую память в истории и моей семьи, а Булгаков.
Михаил Афанасьевич — один из самых любимых и уважаемых мной писателей. Поражают гениальное ощущение настоящего и невероятная личная смелость. Взяться за задачу, честно рассказать о времени, в котором ты сам живешь, — это для отважных и избранных. Таким был Чехов, таким был Булгаков, таким был Высоцкий. А сейчас… сейчас… сейчас, может быть, пробовал Балабанов как режиссер, ну и все. Пелевин с Сорокиным все-таки прячутся за фантасмагории и в Берлине отсиживаются… Нет, не могу никого назвать из русскоязычных творцов.
«…Ай бег ер пардон! Никаких шансов! Тараканы бегут на открытой доске, с бумажными наездниками! Тараканы живут в опечатанном ящике под наблюдением профессора энтомологии Казанского императорского университета, еле спасшегося от рук большевиков! Итак, к началу!..»
…Когда в 1991 году все в России обнулилось, практически как в 1918-м, мы, ничтоже сумняшеся, в своем новоявленном бизнесе по продаже систем оптического распознавания символов Cuneiform (О, боги, боги! В стране жрать было нечего, а мы в Cognitivе OCR-ами начали торговать! Как тебе такое, Илон Маск?) решили использовать для привлечения почтеннейшей публики на своих стендах на компьютерных выставках тараканьи бега.
Молодые веселые идиоты, мы купили детский бильярд и 10 отборных мадагаскарских тараканов (Янычар, Пуговица, Кюня и т.д.) и реально запилили тотализатор с призами в виде наших программ. На стенде был праздник, лом и давка. Очень быстро организовались группы поклонников и фаворитов отдельных усатых спортс-менов. Возникли клубы постоянных игроков и болельщиков. Помню мужика из Омска, который за три года купил себе лично 48 систем Cuneiform. Я наконец не выдержала и поинтересовалась, что он делает дальше с коробками программных продуктов и не проще ли ему будет стать нашим дилером и получить скидку, если он их перепродает. На что он прислал мне фотографию большого стеллажа с системами, где к каждой коробке была приклеена табличка с фотографией и именем выигравшего определенный забег таракана. Вот такая форма поддержки отечественного программного обеспечения!
Под тараканов наши системы расходились как жареные пирожки. Тараканы нас подкармливали лет пять. Потом тотализаторы стали сложнее и изысканнее.
«…крупная надпись на французском, английском и русском языках: “Стой! Сенсация в Константинополе! Тараканьи бега!!!” “Русская азартная игра с дозволения полиции”…»
90-е, нулевые, 2000-е — я участник и очевидец. Бег — это не про эмиграцию. Бег — это про выживание в игре без правил. У Булгакова в пьесе четыре бега:
— бег тараканов в цирке в Константинополе. Предельная концентрация клоунады. Выбор генерала Чарноты;
— бег крупного капитала в Европу. Трусливая попытка сохранения образа жизни за счет отречения от Родины, от жены, даже от личной чести и совести. Предельная концентрация эгоизма. Выбор товарища министра Корзухина;
— бег за любовью. Судорожная попытка не потерять друг друга. Не разнимать родных рук в самых невероятных и нечеловечески тяжелых условиях. Выбор Серафимы и приват-доцента Голубкова;
— и самый главный бег, определяющий все остальные, — бег за милосердием. Это задача свихнувшегося архангела Хлудова. Беспорядочно карающий и спасающий, становящийся последним приговором и единственной надеждой людям, перемалываемым вихрями взбесившейся истории, Хлудов неожиданно симпатичен и Булгакову, и мне лично. Его звериное, жутковатое милосердие с трупами на фонарях и со спасающим любовь брелоком от часов мне ближе пустых причитаний о милости к павшим и заблудшим.
И разве сейчас не то же вокруг и не так же? Топот ног и тараканий шорох. Бег за милосердием. Единственное, что я сама себе пообещала, находясь в этом движении, — это быть искренней. Именно «искренний человек» то самое мерило и рефрен, который Булгаков вложил в уста Хлудова. И за этой иронией писателя чувствуется совершенно актуальная сегодня боль:
«Искренний человек, а? Нет? Нужна любовь, а без любви ничего не сделаешь на войне! (Укоризненно, Тихому.) Меня не любят. (Сухо.) Дать сапер. Толкать, сортировать. Пятнадцать минут времени, чтобы “Офицер” прошел за выходной семафор! Если в течение этого времени приказание не будет исполнено, коменданта арестовать! А начальника станции повесить на семафоре, осветив под ним подпись “Саботаж”».
Я уже убирала обратно на полку синюю книгу с золотым тиснением «Бег», заканчивая этот рассказ, как вдруг пришло сообщение в Телеграм. Номер был смутно знаком, аватара не было, я открыла текст:
«Ольга, привет. Вчера закончился срок моего заключения. Я дома. Три года и целая жизнь. Хотел поговорить о возможной вакансии на работу. Надо же как-то жить. Я пойму, если не ответишь. Я бы и сам не поднял трубку… Помнишь, ты как-то сказала: “Неприкасаемых в этом мире нет”. Так вот, ты была права.
Но:
“…В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома…
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома…”
Много читал в тюрьме ))) Пойму, если не перезвонишь».
Я перезвонила и поехала на встречу. Я тоже много читаю.)))
И по дороге вспомнила эпиграф к пьесе Булгакова:
«Бессмертье — тихий, светлый брег;
Наш путь — к нему стремленье.
Покойся, кто свой кончил бег!..»
Все, кто когда-либо писал об этой книге, упирались в «кончину» и «бессмертие», но в дневнике Булгакова, в записи от 23 декабря 1924 года, которую можно считать основным замыслом, идеей пьесы, приведена полная строфа:
«Бессмертье — тихий (светлый) брег…
Наш путь — к нему стремленье.
Покойся, кто свой кончил бег,
Вы, странники терпенья…»
И тут меня пробило. Конечно! Мы все бежим за милостью. Милосердием человеческим и Божественным. Но это недостижимо, это только путь. Оно нас настигает потом. Когда кончаются «тараканьи бега», когда начинается покой. А здесь мы просто «странники терпенья». Про это и роман. Про это и жизнь.
Колонка Ольги Усковой опубликована в журнале "Русский пионер" №107. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
15.07.2023Желание — кладбище 1
-
18.03.2023Дирижер реки 1
-
25.01.2023Зверское зимовье 1
-
20.11.2022Мастер Бо и Гарри-Блоха 0
-
19.07.2022Муму и Авраам 1
-
19.05.2022Все начнется потом 1
-
06.01.2022Мы переживаем это прекрасное состояние 0
-
26.12.2021Беги, Мотя, беги! 0
-
20.11.2021Бабадай 1
-
14.10.2021Новый Рулетенбург 1
-
14.07.2021Прости меня, Даша 0
-
12.05.2021Норма «Красных фонарей» 1
-
Комментарии (1)
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников1 1430Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 3704Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова5629Литературный загород -
Андрей
Колесников8236Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова1 7730Список литературы о лете
-
Андрей
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
но зла коварство уже не забылось,-
есть раз шанс чтобы зло не повторилось,
как невозможные надежды, окажутся вдруг неизбежны,-
что без устали кружатся в выси, ласточки в поисках пищи,
лишь достало бы мужества мысли, и стремящийся отыщет!