Классный журнал
Райхельгауз
Милость милостыню
«Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, — и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами…»
Это строчки Николая Васильевича Гоголя из повести «Тарас Бульба», прочитанные в детстве, потрясли и прочно поселили в сознании убеждение: милость — это ужасно. «Она видела из милости только оказываемые ласки…» Да что ж это такое? Это же кошмар! Как могут быть ласки «из милости»? Без наслаждения, без лобзаний?.. Не мог этого понять и принять. Неслучайно поэтому слова этого нет в моем лексиконе. Если и произношу его, то с определенной долей гротеска, иронии, а еще чаще — досады и раздражения.
И вот — тема от «Русского пионера». Хочешь не хочешь, приходится мусолить это маслянистое понятие, скользкое и липкое, с растянутыми губами на букве «и», стыдливым мягким знаком в конце и непременным лицемерным взглядом «долу». Русская литература предлагает множество вариаций — от «милость к падшим призывал» к «смилуйся, государыня-рыбка». Где-то в недрах подсознания звучит безадресный стон «помилосердствуйте, Христа ради», а рука тянется к гусиному перу, чтобы вывести каллиграфическим почерком Башмачкина всплывшую откуда-то из Салтыкова-Щедрина цитату: «Милостивый государь… Не соблаговолите ли допустить побеседовать? тоска смертнейшая-с!» И вот этот «словоерс» в конце еще больше подчеркивает уничижительную интонацию, заложенную в слове «милость» и его однокоренных собратьях.
Любой словарь наврет, что понятие «милость» наполнено позитивом и благими намерениями. По мне — так как раз теми, которыми дорога в ад вымощена.
Недавно понадобилось материально помочь близкому человеку. Понимал — он реально в этом нуждается. Казалось бы, что может быть проще — вынуть из кармана деньги и вручить ему. От такой мысли отказался сразу: понял, что это будет унижением и даже оскорблением. Придумал хитрый ход — дал некое поручение, после выполнения организовал «выплату премии». У друзей сын женился в 18 лет. Вопреки желанию родителей. Но ведь дитя родное — надо как-то помочь. И вот мама разработала целую схему. Договорилась с подругой, работавшей копирайтером, чтобы она наняла парня в «ассистенты». Тот выполнял поручения, писал какие-то тексты, а подруга ему платила. Деньги на «зарплату» давала мама. Прошло 20 лет. Молодой человек возмужал, стал совершенно самостоятельным. Эта история для него до сих пор тайна.
Как режиссер вижу в этой теме конфликтную ситуацию. Слабые пользуются чужой милостью, не отказываются, а даже стремятся получать милостыню — слово однокоренное и очень близкое по смыслу. Практика раздачи милостыни — это ведь не что иное, как налог, который богач добровольно отдает нищему. Налог не в казну, а Богу. Небеса должны оценить степень «милосердия» — ведь «не оскудеет рука дающего», «вернется сторицей» и все такое. Бросил нищему на паперти копеечку, а тебе вернулся рубль. Так что милостыня — своего рода инвестиция в бизнес, которым рулит сам Всевышний. А вот сильные против милостыни восстают. Противостоят ей даже тогда, когда есть риск больших потерь.
В 17 лет я поступил в ЛГИТМиК на курс Бориса Вульфовича Зона, исполнив свою мечту. Вел себя там неправильно — нагло, высокомерно, плохо. Мне казалось, что знаю больше, понимаю глубже, вижу дальше, чем бездарные однокурсники и «отсталые» учителя. Демонстрировал избранность, одним словом. Борису Вульфовичу это надоело, и он решил принять меры. Собрал курс и поставил вопрос о моем отчислении. Однокурсники-режиссеры заклеймили меня позором и отчисление поддержали. Однокурсницы-актрисы решили проявить… да-да, милосердие и стали слезно просить Бориса Вульфовича смилостивиться и дать мне шанс. И тут я встал. И взял последнее слово. Сообщил коллективу, что никто из присутствующих не сделает карьеры. Потому что пугливым и дрожащим карьера в театре не светит. А еще пообещал вернуться в стены этого института через 10 лет в качестве известного режиссера. Между прочим, так и случилось. Десять лет спустя в Ленинград приехал «Современник». Была организована встреча студентов ЛГИТМиКа с Галиной Волчек и режиссерами, поставившими в московском театре нашумевшие спектакли, — Валерием Фокиным и мной. И на самом деле, курс этот не дал ни одного заметного артиста или режиссера.
Меня оскорбляет системное появление на радио и телевидении (причем совершенно независимо от идеологической направленности канала или радиостанции) организованного сбора милостыни. Нам показывают больных детей, которым могут помочь адски дорогостоящая операция где-то в Европе, недоступные обычным людям лекарства, уникальные препараты и проч. Причем просьбы эти очевидно обращены к таким же простым людям, смотрящим телепрограммы, — отнюдь не к миллионерам. И возникает вопрос: отчего же государство не проявит милость к своим гражданам, отчего не создаст внятную систему налогообложения, позволяющую обеспечивать социальные программы? Почему оно, находя средства на новейшие системы вооружения, не способно поддержать слабые слои населения, а перекладывает эту функцию на таких же граждан, чуть более крепко стоящих на ногах?
Современное общество расколото, и между дающим и берущим — пропасть. ПрОпасть, в которой многим суждено пропАсть. И милостыня для них — единственное спасение. 120-рублевые советские инженеры, слонявшиеся по многочисленным НИИ и фактически получавшие социальное пособие по «скрытой безработице», увы, не трансформировались в средний класс современного капиталистического общества, способного уверенно строить свою жизнь. Мы смеемся над европейцами, которые, приходя в кафе с девушкой, требуют раздельные счета. Нам ближе формат, при котором кто-то, успешный и благополучный, проявит милость и заплатит за всех, ощутив себя при этом хозяином мира.
Размышляя над этой темой, вспомнил строчки поэта-фронтовика Семена Гудзенко, написанные в 1945 году:
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты…
Часто это стихотворение читают неверно, пропуская частицу «б» и лишая высказывание важнейшего смысла, который придает ему сослагательное наклонение. «Мы никого б не жалели…» Сравните — «Мы никого не жалели…» Нет! Поэт говорит от лица тех, кто погиб, не успев проявить или не проявить милость. И он считает, что не проявили бы. Точно мы этого никогда не узнаем, но уверены: высший суд оправдает их за НЕМИЛОСТЬ.
Гудзенко умер в 30 лет — догнало полученное на фронте ранение. Его вдова стала женой Константина Симонова. И вот по странному сов-падению история, связанная с Симоновым, которая, думаю, сейчас будет обнародована впервые, для меня олицетворяет понимание милости в ее парадоксально жестоком обличии.
В 60-е годы, когда писательская вотчина Переделкино была уже перенаселена, ряд воевавших писателей и артистов (Зиновий Гердт был в их числе) наделили роскошными земельными участками в Пахре. Там построили дома два великих поэта-фронтовика Александр Твардовский, автор «Василия Теркина», и Константин Симонов, создатель бессмертного «Жди меня, и я вернусь…». Сложные отношения между ними обострялись двусмысленностью ситуации вокруг журнала «Новый мир», где главным редактором периодически назначался то Твардовский, то Симонов. Я дружил с детьми Твардовского, театральными художниками Олей Твардовской и Владимиром Макушенко, с которыми выпустил несколько спектаклей. От них знал, что Александр Трифонович сильно пил. От него прятали спиртные напитки, он сердился, выходил на улицу и стучался к именитым соседям в поисках собеседника за бутылочкой спиртного. Однажды зимой, накинув полушубок, взяв в руки массивную трость, он вышел и с силой стукнул в жестяной почтовый ящик, висевший на калитке Симонова. Симонов вышел, держа в руках граненый стакан и бутылку какого-то экзотического для советской действительности напитка, которых в его знаменитом «баре» было множество. Не приглашая собрата по перу в дом, Константин Михайлович налил напиток в стакан и прямо через калитку «милостиво» протянул Твардовскому. Тот ударил палкой по стакану, полетели осколки, до крови ранив «руку дающего».
Эта история помогла мне глубже осознать поэзию Александра Твардовского, несгибаемого даже в минуты слабости, не изменявшего себе, не побоявшегося открыто поддержать осужденных поэтов Даниэля и Синявского, отстаивавшего до последних дней оттепельный «Новый мир», написавшего:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Колонка Иосифа Райхельгауза опубликована в журнале "Русский пионер" №107. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
29.09.2024Атом и лилипуты 1
-
03.04.2024Почту за честь 2
-
01.03.2024Одна моя мама 1
-
25.11.2023На обочине, у деревни Матвейково 1
-
30.09.2023Мы едем, едем, едем 2
-
16.07.2023Желание вернуть трамвай 1
-
23.05.2023Жизнь моих домов и дома моей жизни 1
-
09.03.2023Реки мира 1
-
18.01.2023Зима крепчала 1
-
26.11.2022Назначили все это в зоосаде 1
-
15.10.2022Перестаньте, черти, клясться 1
-
17.06.2022Много черных лошадей и одна белая 1
-
Комментарии (1)
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
пока прошедшую чтя даль,-
что и в начале почти всех таких начал,
тепло, беспечность и печаль,-
легко, что зной незлобивый, и что ласковый снег,
соединить смогли бы вы, вместе милость и гнев?