Классный журнал

Марк Курцер Марк
Курцер

Дым рассеялся

20 октября 2019 10:33
Глава группы компаний «Мать и дитя» Марк Курцер знает о здоровье то, что должен. Причем каждый. Но знает только он. И принципиально в нашей истории то, что он этим знанием охотно делится.


Человек выходит из медицинского кабинета. Мне как врачу всегда важно понять: он получил ответы на все свои вопросы и сомнения, он удовлетворен тем, какое лечение ему предложили, как с ним общался доктор? Раньше мы не уделяли такого внимания этим факторам. В нашей медицинской системе действовали другие правила, другие ориентиры. Люди часто были прикреплены к определенным поликлиникам, они не могли свободно выбирать врача — во всяком случае, в той степени, насколько это возможно сегодня, в медицине практически отсутствовала конкуренция. Все это создавало непрозрачность в отношениях между пациентом и врачом, их разделяло то, что я бы назвал дымовой завесой. Сегодня я чувствую, что эта завеса уходит. Почему?
 
Во-первых, потому, что сегодня мы имеем дело с гораздо более информированным пациентом, чем раньше. У людей появился широкий доступ к специальной и популяризаторской медицинской литературе. Темы медицины постоянно освещают средства массовой информации. Сегодня достаточно «прогуглить» название какой-нибудь медицинской проблемы, и интернет вам выдаст по ней обширнейшую информацию.
Когда я сегодня консультирую по каким-то проблемам, связанным с осложнениями беременности, то я общаюсь уже с хорошо подготовленными пациентками. Даже про такой не часто встречающийся порок, как spina bifida — спинномозговая грыжа у еще не родившегося ребенка, — пациенты знают практически все. Они понимают, какие происходят при этом патофизиологические процессы. Они в курсе, каков процент осложнений, они знают про риск нарушения тазовых функций двигательной активности. Если при такой осведомленности отделаться общими словами или проявить некомпетентность, сказать что-то не соответствующее конкретному случаю, то пациент это моментально почувствует. Качественно изменилась информированность наших пациентов.
 
При всем при этом пациент ожидает от врача, чтобы тот сообщил ему что-то новое, предоставил бы такую информацию, которая и поможет ему в итоге принять решение. Он хочет не просто душевно «поболтать» с врачом, а узнать подробнее, какой подход предлагает именно этот доктор, и, сравнив или сопоставив с тем, что он уже почерпнул из разных источников, в том числе от других специалистов, принять решение сам. К нам все чаще приходит такой требовательный, настойчивый пациент, вооруженный обширным бэкграундом. Грамотный врач чувствует это и в своих рекомендациях опирается в том числе и на доказательную медицину, то есть на результаты полученных экспериментальным путем международных исследований.
 
Второе обстоятельство, которое способствует «рассеиванию дыма»: пациенты почувствовали, что у них стало больше прав. И что в случае возникновения какого-нибудь конфликта или несогласия с тем, как ведет прием врач, можно обращаться в контролирующие ведомства. Повысилась требовательность пациентов. Даже если у них нет дополнительной страховки, они считают, что лечебное учреждение должно отработать те деньги, которые направляются в систему по обязательному медицинскому страхованию. С другой стороны, и сам врач сегодня в большей степени идет им навстречу, он заинтересован в том, чтобы пациенты к нему возвращались. Это дополнительный плюс в оценке его работы.
 
Еще один новый момент — роль, которую играют в распространении информации социальные сети. Сегодня равнодушие, халатность, приводящие иногда к тому, что врач упускает из поля зрения какое-нибудь осложнение, выходят за пределы его кабинета и становятся достоянием уже широкого круга людей. Высказанное кем-то мнение о работе врача не повисает просто в воздухе. Тут же появляется большое количество комментариев, описания других подобных случаев, и все узнают, что нечто похожее случалось с сотнями других пациентов.
 
«Рассеиванию дыма» способствует и более активная информационная политика в медицине. Медицинские учреждения, как правило, имеют свои сайты, где размещается ориентированная на пациентов важная информация. Многие врачи ведут свои страницы в Инстаграме, Фейсбуке. Мы, например, выпускаем специальный журнал для врачей и пациентов и распространяем его в наших клиниках и госпиталях, у нас работает кабельное ТВ, через которое тоже поступает информация для пациентов.
 
Сегодня в нашей компании 40 клиник и госпиталей, у нас работает почти 7500 человек, в том числе большое количество сотрудников немедицинских специальностей. Все они так или иначе являются лицом наших госпиталей и клиник, и очень многие из них проводят ту самую первую встречу с пациентом, от которой зависит, доверит нам человек свое здоровье или нет. Поэтому мы специально проводим у себя тренинги по культуре общения. На наших ежедневных утренних конференциях, на консилиумах я сам часто рассказываю, как, на мой взгляд, правильно общаться с пациентами, с их родственниками, как сообщать о диагнозе. Рассказываю на основе своего личного опыта, который нарабатывался со временем — по мере того, как менялись социальные устои, как менялся сам пациент.

Все эти происходящие на наших глазах процессы ведут к формированию новых отношений между врачом и пациентом. Между ними укрепляется доверие, появляется обратная связь. Значит, будет меняться к лучшему имидж российской медицины в целом, она не будет восприниматься уже как закрытая, непрозрачная система, не обращенная к человеку. Дым рассеивается: непрофессионализм, равнодушие, халатность, нежелание давать пациенту объяснения будут все больше уходить в прошлое. Мне кажется, что это принципиально важная тема. Надо развивать и дальше новую культуру общения в нашей медицине. Это будет правильно и на пользу стране.  


Колонка Марка Курцера опубликована в журнале "Русский пионер" №93Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
   
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
93 «Русский пионер» №93
(Октябрь ‘2019 — Ноябрь 2019)
Тема: дым
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям