Классный журнал
Абдрашитов
Атланты держат небо
20 декабря 2018 10:29
В стародавнем споре, какое из искусств важнее — театр или кино, — поставлена точка. По крайней мере, после этой колонки кинорежиссера Вадима Абдрашитова о театральном режиссере Галине Волчек спор теряет смысл. Театр и кино в данном случае едины. Хотя случай, возможно, исключительный.

Первое знакомство с Галиной Волчек произошло в начале 60-х. Это была не личная, к сожалению, встреча, а знакомство с ее творчеством — актрисы и режиссера. Мы, студенты Физтеха из Долгопрудного, приезжали в Москву и выстаивали очереди днями и ночами, чтобы купить билеты в «Современник». Я хорошо помню, какой потрясающий успех имел спектакль «Двое на качелях», который поставила Волчек с вызывающе обаятельным Михаилом Казаковым и красавицей Татьяной Лавровой.
В 66-м прогремела еще одна постановка Галины Борисовны — «Обыкновенная история». Меня всегда поражала режиссура Волчек, ее поразительная по тонкости работа с актерами, которым удавалось «плести» кружева взаимоотношений прямо на наших глазах, на сцене — и с каким-то абсолютно обнаженным раскрытием характера и образа. Это был сенсационный спектакль. Когда сегодня о каком-то спектакле говорят «это сенсация!», это не сравнится с тем, что происходило тогда вокруг «Современника». Попасть на спектакли было практически невозможно. И когда мы с моим товарищем, а ныне известным актером Александром Филиппенко каким-то чудом попали в театр, то были просто ошарашены — вот так я познакомился с самыми яркими моментами режиссерской практики Галины Борисовны.
Что касается личного знакомства, то это произошло позже, в середине 80-х, когда я работал над фильмом «Слуга», а оператором на картине был Денис Евстигнеев, сын Галины Борисовны — замечательный мастер изображения. Несмотря на разницу в возрасте, мы подружились с ним и дружим до сих пор. Когда работали над фильмом, бывали друг у друга в гостях — так я попал в дом Дениса Евстигнеева и его мамы. Там и познакомился с этой обворожительной, замечательной, остроумной и мудрой женщиной. Открытость ее, простота и прямота общения — все это, конечно, определяло отношение к ней, вызывало восхищение и уважение. И, когда заезжали со съемок, она всегда накрывала стол — обильно, вкусно и радушно.
На день рождения я подарил Денису собаку: наша кокер-спаниель принесла щенков. Денис и его жена Таня, узнав об этом, захотели получить маленького кокера. Тогда мы с дочкой положили в корзину щенка Микки, пришли в дом Галины Борисовны и вручили Денису и его жене их нового питомца. Но без ума от него была Галина Борисовна и, когда уезжала на гастроли, всерьез переживала разлуку с ним. Денис говорил: «Она звонит по телефону, уже про меня ничего не спрашивает, первый вопрос — как там мой Микки?» Такой она человек: если прониклась любовью и нежностью — это искренне, всерьез и надолго.
Наверно, главная печаль любого режиссера, во всяком случае, для меня это так — видеть талантливого актера, мечтать с ним поработать, но не иметь подходящей роли. Каждый раз, читая новый сценарий, думаешь, что, может быть, в этот раз… и надеешься на следующий. Вот в таком состоянии относительно Галины Борисовны как актрисы я до сих пор и нахожусь.
Сейчас «Современник» переживает непростые времена, идет ремонт в основном здании, который, надеемся, скоро закончится. И зрители, и актеры — все ждут этого с нетерпением. И все трудности, которые были у театра, преодолевались благодаря железному на самом деле характеру Галины Борисовны — настоящего режиссера и просто прекрасного человека.
Я, конечно, поддержал молодежный режиссерский проект «Современника». Когда начинающему режиссеру дается шанс показать себя на большой сцене — это для него бесценно. И Галина Борисовна дала такой шанс молодым и неизвестным, которые показывали свои опыты и опусы на Другой сцене «Современника». Обращаясь тогда к участникам этого проекта, я говорил, что они находятся под материнским крылом Галины Борисовны и надо быть ей за это благодарными. Потому что это родительская забота, забота художника, руководителя театра о смене, это постоянный поиск новых лиц, новых идей, новых актеров.
У Галины Волчек есть потрясающая способность творить, или, если так можно сказать — сотворить, с другими людьми. Там, в 60-х, группа особых людей, талантливых, красивых и умных, выстроила храм духа. Тогда, в 60-е годы, в нашей жизни было чрезвычайно важным существование такого театра, как «Современник». Его спектакли многое определяли в жизни, определялся даже сам образ жизни, способ мышления и понимания того, что происходит в России. Поэтому абсолютно верным оказалось название этого великого театра.
И среди атлантов — все взявшая потом на свои плечи Галина Волчек, кариатида этого храма.
Колонка Вадима Абдрашитова опубликована в журнале "Русский пионер" № 87. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
0
1889
Оставить комментарий
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников1097Река. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 4840Зимовье. Анонс номера от главного редактора -
Надя
Супрун4371Между Эльбрусом и Архызом -
Андрей
Колесников5648Зоопарк. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников2 10058Клятва. Анонс номера от главного редактора
-
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям