Классный журнал

Николай Фохт Николай
Фохт

Первые штрукли

22 января 2018 10:20
Гастронавт-любитель «РП» Николай Фохт участвует в приготовлении замысловатого словенского блюда — а мыслями уносится далеко, очень далеко, в полный открытий и снега февраль начала 80-х. Но, может быть, от этого блюдо только вкуснее будет. Хотя и неповторимее.
Признаюсь, я думал, у нее не полу­чится.
 
Вот, думал я, сейчас-то все и развалится, прямо в этот самый кульминационный момент, самый то есть неподходящий. Стиль готовки у хозяйки необычный: такая осторожность в каждом движении, постоянная сверка реальности с рецептурой из мобильного телефона. И когда Аля все нарезала, как полагается, когда присыпала, чем надо, и пригласила попробовать, я с радостью удивился: вкусно. И очень необычно.
 
Мы готовили словенские штрукли. Аля Элоуисси — артистка, которая родилась в Любляне, училась актерскому мастерству и работала актрисой и певицей в Лондоне, а теперь она студентка московского ГИТИСа, мастерская Миндаугаса Карбаускиса. Потому что русский театр самый лучший, а школа Станиславского — форева. Так я понял.
 
Конечно, с одной стороны, имел место мой великоросский шовинизм: ну какая в Словении кухня? Чем сможет удивить бывшая маленькая югославская республика? Ну понятно, мясо, супы. Что там еще?
 
А вот много чего еще есть в Словении. Лично для меня Любляна, столица этой страны, священна и неприкосновенна. И волшебна совершенно. Потому что это была первая зарубежная страна, где я побывал.
 
Если точно, я поехал в Югославию, а Словения была частью этого балканского государства, да. Сборная по дзюдо Московского государственного университета решила навестить белградскую университетскую сборную. По-братски. То есть я только что поступил, а меня сразу за границу, притом в Югославию, которая считалась почти Западом.
Я очень хорошо помню, когда до меня наконец дошло, что у меня скоро «загранпоездка», — озарение случилось в трамвае. Вот я, простой советский паренек, сел на остановке двадцать шестого трамвая на улице имени замечательного революционера и председателя Верховного Суда СССР Винокурова в декабре восемьдесят первого года. Оторвал билетик за три копейки, протиснулся в середину вагона, взялся за поручень — все как учили. И вдруг — бац! — а уже в феврале восемьдесят второго я буду в другой, неведомой стране, в которой наверняка есть и джинсы, и жвачка; в стране, где живет непокорный, свободолюбивый, братский, но и все-таки отдельный народ. Югославы. Накрыло меня в трамвае, чего там. Я ехал до метро «Университет» на тренировку, и вот в этой привычной, рутинной давке мне открылся странный смысл жизни: все возможно. Я, честно говоря, даже не помню, как отвечал на проверочные вопросы комиссии про международное положение. Я совсем не волновался, потому что, с одной стороны, поверил, что все возможно, а с другой — я не верил, что все возможно. Примерно в том же ключе вели себя и мои родители. Они очень радовались, что тема моего путешествия обозначилась так выпукло, так конкретно (люди вон, журналисты даже, всю жизнь дальше Свердловска продвинуться не могут, а тут — Белград на носу). Но и как поверить в то, что девятнадцатилетний мальчишка вот так вот просто может взять и поехать в подозрительную Югославию?
 
Короче говоря, как во сне и тумане мы сели однажды в поезд и поехали куда следует. В повестке два города: Белград и Любляна. Белград понятно, а в Любляне, оказывается, традиционный турнир по дзюдо «Нагаока». Скорее всего, назван в честь Хидэкадзу Нагаоки, великого японского дзюдоиста, обладателя красного пояса. В общем, головокружительная программа. Главное — не надо к соревнованиям вес гонять: все по дружбе, в какой весовой категории захотим, в такой и будем бороться.
 
Первое, что я помню про «заграницу», — в Югославии не запивают еду. У нас как было принято, в Советском Союзе: первое, второе с квасом или лимонадом, потом еще чай или кофе. А в гостинице, где мы обедали, на меня посмотрели с большим интересом, когда я пытался получить привычный рацион. Со скрипом выдавили из себя стакан холодной воды. Вот я как сейчас помню этот стакан воды. Это лаконичное социалистическое гостеприимство, смешное столкновение двух культур и образов жизни.
 
Вообще, как специально, в полузападном Белграде мы столк­нулись именно с социалистической гримасой: там неуклонно и веерно отключали электроэнергию, по районам, кажется. И, что особенно логично для любого социализма, вечером и ночью: темно, конечно, но зато не в рабочий день, фабрики и заводы не замедлят свой ход, не приостановят маховик производства нужных товаров. Это было очень романтично, кстати. В центре в магазинчиках зажигали свечи. При свечах, например, я выбирал джазовую пластинку, которую в Москве в обычном магазине не купишь. В тишине, в полутьме — в общем, Белград не обманул ожиданий.
 
А вот Словения тем более не обманула, а даже превзошла. Там никто электричество и не думал отключать. В Любляне было на удивление светло и радостно. Вот уж буржуазный город, решили мы с друзьями: вид из окна отеля на горы. И хоть столица в самом центре страны (ну хорошо, тогда еще рес­публики), но чего там: ошую — Италия (вон она виднеется, да?), одесную — Австрия (какие аккуратные снежные горные склоны, да?). Кажется, ясно видна запретная и такая яркая, белоснежная территория.
 
В Любляне, должен сказать, случилось вообще много неожиданного, прорывного. Например, наши тренеры (сейчас ведь можно об этом рассказать?) решили сводить всю нашу команду на порнофильм. Опытные спортсмены, не раз выезжавшие в ГДР, ВНР, ЧССР, ту же СФРЮ, знали: в некоторых странах порно показывают где ни попадя, то есть в специальных кинотеатрах на вечерних сеансах. Почему в голову руководителей нашей сборной пришла такая идея? Да кто ж его знает. Официально было объявлено, что это необходимо для эмоциональной разгрузки перед ответственным турниром. Звучало не очень убедительно, с учетом того, что взвешивание было формальным и вообще, турнир этот для нас был как бы товарищеским, необязательным. Другая странность — куратор от КГБ совершенно не возражал. Больше того, он пошел с нами. Вообще, может быть, многие думают, что байки про сопровождающих от конторы всяких артистов и спортсменов, а то и просто туристов за рубежом — байки. Потому что, мол, гэбэшники ведь не афишировали, что они спецагенты, а там пойди разбери. Может, и не афишировали, но и не скрывали. Наш куратор был похож на ученого, он мало разговаривал, редко улыбался, при этом был исключительно доброжелателен. И по поводу идеи сходить на порно тоже не проронил ни слова — просто пошел с нами.
 
В общем, это было очень необычно. В зале — солдаты и, мне кажется, воры-неудачники. Фильм про шведов, точнее, про шведок, немецкого, разумеется, производства. Из зала мы вышли, такое ощущение, не разгруженные, а, скорее, наоборот — полные каких-то неведомых доселе дум. Особенно и даже инфернально глубоко молчал куратор. Вообще до конца поездки он не произнес ни слова.
 
Словению я запомнил, конечно, не только по этому заветному кино: старая крепостная стена, вокруг которой мы гуляли и забирались куда-то наверх; аккуратные черепичные крыши домов; снег, но не по-зимнему тепло на улице. Все помню — хоть убей не помню, что мы там ели.
 
А теперь вот на кухне общежития ГИТИСа, где такая камерная, но веселая атмосфера, Аля готовит штрукли.
 
Как я сказал, готовит Аля осторожно, я бы даже сказал, в задумчивом удивлении. Можно подумать, что делает она это в первый раз. Я сначала так и подумал. Аля перехватила мою мысль и успокоила:
 
— Я много раз это готовила, просто тут не дома, тут все иначе.
 
Что правда, то правда. Но и сказать, что на общежитской кухне как-то особенно некомфортно, тоже нельзя. Доминанта пространства — тэн: он такой солидный, уверенный, виб­рирует с каким-то патриархальным звуком каждые минут пятнадцать-двадцать. Жители, студенты, к нему — как к источнику: чай, кофе, кипяток для варки, например, макарон. Тэн справляется, уверенно, с запасом. Он как русская печь — главный тут элемент. Да и все остальное под стать: функциональные, похожие на хирургические столы, стальная утварь, веселенькая плитка на стенах. Жить можно, между прочим.
 
А когда я пригляделся, понял, что Аля просто очень ответственная девушка. Она знает: речь о штруклях, тут нет права на ошибку. Стряпает она грациозно. Высокая, но хрупкая, по-детски серьезная, но вдруг взрывающаяся детским же смехом. Между прочим, в ее профессиональном профайле учас­тие в третьем фильме про Бриджет Джонс, в кинокомиксе «Чудо-женщина», в сериале «Немой свидетель». Да, роли небольшие, но названия о-го-го! Еще Аля пишет песни и поет. В этом году вышел клип «The one» — она автор песни и даже режиссер.
 
И вот эта замечательная девушка добавляет воду в гречневую муку, замешивает крутейшее и какое-то непластичное тесто. Потом сыплет в миску молотый грецкий орех, добавляет яйцо, сметану, крошит мякоть белого хлеба, замешивает. Потом раскатывает гречневое тесто на разложенной фольге. Это очень красиво — все: и как восходящая звезда раскатывает, и как тесто раскатывается. В результате — то ли египетский пергамент, то ли шумерская глиняная табличка. Аля распределяет начинку (грецкий орех) по коржу (гречневое тесто). А потом аккуратно, именно как археолог закручивает непослушный артефакт в рулет, заключает рулет внутрь капсулы из фольги и для верности перехватывает надежными нитками.
 
Будем запекать?
 
Нет! Будем, оказывается, варить. Блестючую, серебристую колбасу Аля укладывает в среднего размера кастрюлю и заливает водой из урчащего от удовольствия тэна. Варить на среднем огне сорок минут. В это время мы, разумеется, говорим об искусстве. Точнее, о русском театре. Еще точнее — почему, проучившись актерскому мастерству дома в Словении, потом еще в Лондоне, Аля решила еще и в Москве получить образование.
 
— Потому что русский психологический театр лучший, да. Вот странно, Англия… Кино замечательное, грандиозное, а в театре мне немного… ну, неловко. Нет, там тоже все хорошо, но немного наивно даже. А в Москве я полностью… ну… растворяюсь, когда смотрю пьесу. Просто очень здорово.
 
Рассказывает о театре Аля так же, как готовит штрукли: осторожно, ответственно. Молодец. А еще выясняется, что штрук­лей очень много, рецептов восемьдесят есть: из пшеничной муки, с бобами, с эстрагоном, с яйцом, с творогом. Штрукли едят на большой завтрак. Это как бранч. Нет, штрукли не совсем десерт, хотя могут быть десертом, если, например, медом полить.
 
По кухне тем временем разлился знакомый с детства, с детского сада, аромат гречневой каши. Мы слили воду, и хозяйка стала извлекать нашу железистую колбасу. Ножницами обрезала нитки — что тут же вызвало ассоциацию с первым, каноническим как раз фильмом про Бриджет Джонс и ее синим супом.
 
Я вижу, что гречнево-грецкий рулет держится из последних сил — еще чуть-чуть, и все распадется, — но Аля уверенно начинает его нарезать на порции. Напряжение нарастает, я уже хочу схватить артистку за руку и сказать: хватит, давай дегустировать.
 
Поздно: все порезано, присыпано корицей, грациозным жес­том Аля Элоуисси предлагает отведать. Судорожно хватаю кусок штрукля…
 
Ну, вообще, это был шок. Потому что нежнейшее, тончайшее блюдо получилось. Без сахара, но сдобное в меру. Ароматное, сытное, тающее во рту. Универсальное, готовое к любым добавлениям и комбинациям. Это был совершенно новый вкус, правда.
 
Так я стал фанатом штруклей, хотя повторить этот сложный, археологический трюк с неэластичным, капризным гречневым тестом вряд ли отважусь.
 
И еще я порадовался за Словению, за Любляну, за Алю. И, конечно, предательски и ностальгически накатили воспоминания, и мысли мои унеслись далеко, очень далеко, в тот полный открытий февраль.

Рецепт
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (9)

  • Сергей Макаров
    22.01.2018 11:42 Сергей Макаров
    Не удивительно, что после знакомства с кухнями разных стран можно стать фанатом какого-то блюда и досконально изучив го рецепт навсегда "влюбиться" в него и готовить его для себя.
    Побывав впервые в Германии в середине 80-х, попробовав айнтопф - блюдо немецкой кухни, заменяющий собой первое и второе блюда, и навсегда остался его "фанатом".
    И не удивительно, учитывая то обстоятельство, что в то время с продуктовой корзиной в Свердловске было напряженно до призыва в Армию, а последние год питание было армейским в полевых условиях сопряженных с ограничениями в выборе "блюд" и постоянной опасностью подцепить какую нибудь заразу из воды, да и не предусмотрено было "ублажать" желудок, тогда было главное выжить в условиях далеко не мирных.
    Рецепт Еды любой страны состоит из связи с местной природой и традиций,
    и являясь завязанным в гордиев узел, который нельзя разрубить, но его можно разжевать читателям,
    во всяком случае, можно дать им возможность попробовать его приготовить.
    Разговор о еде всегда осмысленен и потому приятен.
    Любой предложенный рецепт настраивает восприятие его читателем
    и на симпатию к автору.
    Новый рецепт, превращаясь в нашем воображении в еду на столе,
    соединяет в себе не только традиционные и чужеземные ингридиенты,
    но и представляет читателю георафию мира и породившую его историю.
    Отказываясь читать и не использовать чужие рецепты, мы профанируем таинство умения приготовления еды.
    Честно говоря, я всегда считал, что люди более способны постичь,
    не законы мироздания, а съедобную часть мира.
    Прочитывая чужой рецепт, мы мысленно перевариваем его содержимое,
    как прочтение книги, поглощая чужое - свое, в себя.
    Остается восхищаться умением, которое люди вкладывают в изобретение новых рецептов.
    Описане рецепта с использованием авторских метафор выдает больше информации, чем он сам в себе скрывает.
    Только описания особенностей новых рецептов, могут собрать всех за одним «столом», чтобы поведать посторонним свою интимную историю.
    Рассказ о приготовлении еды, по заветному рецепту бывает «эротичен»,
    одно лишь воображение от приготовленного будит вожделение
    и заставляет пускать читателя слюнки.
    Читающий рецепты попадает в дома, где умеют принимать гостей и вкусно покормят.
    Разумеется, читать новые рецепты интереснее, чем смотреть телевизор,
    а пользы, несомненно, больше.
    Приходится умозаключить, что когда речь идет о рецепте еды,
    сам процесс приготовления есть признак новизны,
    мысленно превращая весь ход изготовления в воображении читателя
    в парад аттракционов.
    Но не набор продуктов и не кулинарные приемы отличают хороший рецепт,
    а врожденное чувство гармонии или умерености во всем !
    Еда должна быть удовольствием, а не биологическим сырьем, которое вы перерабатываете.
    http://ruspioner.ru/spetsarchive/m/single/42/single_job/25038
    ------

    Добрый день Николай, скажите пожалуйста, ваша сегодняшняя публикация на тему кулинарных сладких блюд это намек или предвестие объявления нового конкурса на "Русском Пионере"?
    Будет объявлен новый конкурс кулинарных изысков?
    С уважением
    Сергей.
    •  
      Николай Фохт
      26.01.2018 12:35 Николай Фохт
      привет, сергей. нет, никакого намека. литературно-кулинарный конкурс пока приостановлен - нужно набрать новых сил, сосредоточиться. это - постоянная рубрика журнала, в каждом номере есть)
      •  
        Сергей Макаров
        26.01.2018 16:24 Сергей Макаров
        Добрый день, Николай, спасибо за ответ.
        Сняли с руки "камень", хотел метнуть "телеграмму футуристов" любителям этого конкурса.
        Постоянная рубрика это хорошо, как говорил один исторический персонаж: - "Стабильность - признак постоянства".
        Это ваше редакционное право, но возможно стоило бы попробовать оживить литературное брожение умов читателей сайта на новые литературные "подвиги", дав им возможность явить свои способности и умения высказаться по другим предложенным вами темам.
        Здесь, в этой рубрике сайта, чаще меняются темы публикаций, была общая тема - "Дом", "Время"или "Снег", как сегодня, и ваши коллеги пишут по таким темам свои впечатления или размышления и это интересно, лично для меня.
        Ваши "Пионерские чтения" тоже, и на сколько я заметил, часто тематические, на "заданную тему".
        Почему бы вам и нам "графоманам" от литературы и поэзии вместе с вашими именитыми не попробовать что нибудь новое?
        Пусть каждый останется в своем "поле" публикаций, именитые в "классом журнале", ну а гости читатели в "пионерах".
        Не тушуйтесь, смелее задавайте темы и тогда несколько оживет сайт и взбодрит любителей писать свое. И "награды" здесь не главное,
        здесь как в спорте для любителей: -"Главное не победа а участие".
        Захотите "наградить" или поощрить, вот тут ваше право и фантазия.
        И ни кто ни кого не обязывает писать на предложенные темы, может кто-то выше этого и у него и так есть о чем писать, каждому свое.
        В любом случае, мне пока все интересно и возможность размещать свои публикации на сайте без предварительного "премодерирования" и ожидания публикации подкупает и одновременно заставляет подумать что стоит публиковать.
        Хотя и работу ваших модераторов так же стоит отметить, согласен, что лучше держать "дом" в чистоте.
        Будем стараться соответствовать и продолжать участие как читателем и иногда "писателем".

        Хороших выходных
        Сергей
        •  
          Николай Фохт
          31.01.2018 18:08 Николай Фохт
          сергей, справедливости ради надо сказать, что на сайте проводятся такие акции, они же конкурсы - и лучшие, по нашему мнению, тексты публикуются в бумажном журнале. но в любом случае, ваше мнение и пожелание прочитано и принято к сведению)
          •  
            Сергей Макаров
            31.01.2018 18:16 Сергей Макаров
            Спасибо за внимание, Николай, будем ждать.
            А пока есть время, писать свое, может кому-то будет интересно.
  • Я есть Грут
    22.01.2018 13:48 Я есть Грут
    Ведь зарекался не читать.
    И вот опять - охота жрать.
    Не гастронавт Вы. Не любитель.
    А просто змей. И искуситель.
  • Дмитрий Хитрый
    23.01.2018 14:03 Дмитрий Хитрый
    Вроде бы несложный рецепт, можно приготовить на досуге
    •  
      Николай Фохт
      31.01.2018 18:09 Николай Фохт
      сложность в тесте, на гречневой муке оно какое-то не пластичное, капризное. я вот боюсь повторить то, что аля сделала)))
  • Сергей Макаров
    1.02.2018 10:54 Сергей Макаров
    На счет муки полностью согласен, трудно найти хорошую муку, в Москве например. Раньше была мука из ....(рекламу делать не буду, все равно ее сейчас нет, санкции), а из того что в магазинах на выбор представлена многое не получается, это факт. Опять же масло сливочное!
    Какое выбрать? Перепробовал многие сорта, остановился на ....(рекламировать не буду). но это тоже, не очень. Был в гостях в Екатеринбурге, там дело с мукой и маслом обстоит лучше, все у них свое местное и качество превосходное, я даже с собой увез немного.
    На меня часто входной контроль в аэропорте раньше удивлялся, везу сколько позволяют - 10 кг в ручной клади: - муку, масло сливочное и хлеб из местной пекарни смесовый, рожь с пшеницей и кофе местной популярной марки. Вещей практически нет, так, своего галантерейного немного. для личных нужд.
    В позапрошлом году был в Москве на Пасху. Рецепт у меня имеется стародавний, но куличи получатся отменными если все ингредиенты настоящие, натуральные и яйцо тоже должно быть вкусным, оно пожалуй не менее главный ингредиент в рецепте кулича. Тогда и тесто поднимется и выпечка получится ароматной. А формы какие? Да любые я обычно в консервных банках пеку в печи.
    Подойдет срок, поделюсь как это можно устроить в домашних условиях, но без правильнго сырья для него обещать успех не смогу, увы.
    По рецепту в статье и дополнительной информации от Мадам Малаховец, ее книги рецептов, чем пользуемся в семье, а так же Интернет справки, как выпечь описанную вкуснятину, попробую повторить.
    А насчет вашей героини статьи, что скажешь, до меня сказали: -Если у человека есть какой-то талант, то он не может быть одним, может еще какой-то у него проявиться.
    Один секрет есть при приготовлении любого блюда : - Приступать делать его надо в хорошем расположении духа и с добрым сердцем, тогда и продукты не совсем может соответствующие по своим потребительским свойствам как по волшебству превращаются в то что надо.
    ( На судне, когда продуктовые запасы заканчиваются, все надежды на умеющего приготовить вкуснятину из того что осталось. И если его уныние от ситуации не сломило, то будьте благонадежны, все буде вкусно и еще добавки попросите.
    Большинство поваров получивших Мишлиновские звезды за свое кулинарное мастерство в начале своих карьер на кораблях или судах работали, там они кулинарные секреты осваивали и придумывали свои.
    А захотите узнать, как кормят на судне когда запасов кот наплакал, зайдите в Клуб моряков в Любеке, лучше в четверг, в этот день у ветеранов моряков собрание и обед за главным столом клуба, что стоит посреди зала этого ресторана.
    Вот тогда и блюда морских поваров - коков попробуете и истории с байками от ветеранов моря наслушаетесь.
    Только не спрашивайте из чего блюда приготовлены, просто пробуйте - понравится, уверен, но если начнете выспрашивать что, да как, приготовлено, то не уверен что попробуете, потому как многие очень чувствительными бывают к таким скрупулезным пояснениям, из чего и как заказанное блюдо приготовлено.)
78 «Русский пионер» №78
(Декабрь ‘2017 — Январь 2017)
Тема: снег
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям