Классный журнал

Сергей Шакуров Сергей
Шакуров

Хитростность

25 апреля 2017 10:45
Актер Сергей Шакуров сыграл нескольких великих хитрецов. Его герои хитрили, потому что просто не умели по-другому жить. Хитрил, возможно вжившись в эти роли и сжившись с ними, и сам Сергей Шакуров. И продолжает хитрить. Надеемся, что и дальше будет хитрить долго и счастливо.

Без житейской хитрости русскому человеку не выжить. Я вспоминаю роман Шукшина про Стеньку Разина — ох, какой же хитрый был мужик. Это кладезь мудрости и хитрости, несмотря на то что он из простых казаков. Если посмотреть на нашу историю, то мы не найдем, пожалуй, ни одного видного деятеля, который бы не обладал этим ценным качеством. Например, во времена Екатерины Второй все ее приближенные были и мудрыми, и хитрыми людьми — да она и сама знала, кого надо выбирать в ближний круг, потому что в любой момент немцы или голландцы могли облапошить. Иностранцы были гораздо образованнее, поэтому с ними надо было держать ухо востро. Наши попроще, а оттого им особенно требовалась хитрость, смекалка, поскольку не всегда хватало знаний.
 
Пожалуй, я сыграл одних из самых хитрых деятелей в истории России — князя Александра Даниловича Меншикова и канцлера Алексея Петровича Бестужева. Последний без хитрости вряд ли мог бы управлять страной столько лет. И все приближенные Петра Алексеевича тоже были весьма изобретательны. Может, они и не знали квадратных корней и умножали с трудом в столбик, но что касалось изворотливости, эти люди обладали особым даром — выходить из чудовищно сложных и безвыходных положений. За счет хитрости они как раз и держали Россию на плаву.
 
Мне было крайне интересно играть канцлера Бестужева, потому что для хитрости не надо много слов. Достаточно взгляда, улыбки — именно хитрой, таинственной улыбки. И сразу столько смыслов.
 
Роль Меншикова в том прочтении, в каком мы сделали ее со Светланой Дружининой, — одна из любимых моих работ. Меншиков обманывает и хитрит иногда не ради какой-то выгоды, а просто он не может по-другому, это его вторая натура. Без этих качеств он бы никогда не забрался так высоко, не стал ближайшим другом и соратником Петра Первого. Я уверен, что в детстве, ребенком семи-восьми лет, Меншиков легко мог «стянуть» что-нибудь по-тихому от взрослых, бойко провести окружающих. Это с молоком матери — или есть в человеке, или нет. Этому не учат в школе.
 
Можно подумать, что мне не свойственна хитрость, обычно я действую прямолинейно. Могу даже уйти с премьеры своего друга-режиссера после антракта, если мне не понравился спектакль, — такие случаи бывали в моей жизни. Но должен признаться, что в такой прямолинейности таится своя хитрость. Значит, мне было нужно, раз я так поступил.
 
Я пользуюсь хитростью в жизни, особенно при общении с подрастающим поколением, с моим младшим сыном. Например, он мне говорит: «Я хочу в кино». А надо уроки учить. Причем действует он убедительно: принес из школы пять пятерок и по всему заслужил развлечение. Тем более что он очень любит ходить со мной в кино, но уроки-то все равно надо выучить на завтра. И вот тут я обязательно придумаю что-то такое, от чего он опешит: «Да, действительно, пап, давай завтра». В быту очень часто приходится пользоваться хитростью.
 
Давайте посмотрим с позиции сегодняшнего дня, например, на Никиту Хрущева или Леонида Брежнева. Первого мне предлагали сыграть в американской картине «Тринадцать», образ второго я создал в нашем одноименном фильме. Эти люди сформировались в совсем простой среде, но были весьма изысканными хитрецами и дипломатами. Хотя их прямота была порой шокирующей. Но это тоже хитрый ход — произвести впечатление, заставить обернуться в нашу сторону.
 
Разве наш президент не хитрый? Ой, какой хитрый. За счет этого он и ведет страну. Нужен очень мощный глубокий ум. Хитрость, она же не придумывается, она откуда-то из глубины идет. В условиях государства Российского, если говорить и о сегодняшнем дне, и о героях из прошлого, которых я уже затронул, самое главное — не сойти с ума от количества врагов и интриг. У меня такое подозрение, что Путин вообще не спит, потому что проблем в стране и мире не становится меньше. Это какой мощью и какой гибкостью надо обладать. А герои Петровской и Екатерининской эпох вообще себя не жалели — пили целыми днями, с утра до вечера. И икра тоже пользы не приносит, если только ее и есть.
 
Меня довольно давно уже обхитрить невозможно: не позволит мой опыт, приобретенный за многие годы. Театр — очень сложный организм, в театре научишься всему, и прежде всего видеть хитрость. Работа в театральной труппе — это очень серьезная дорога испытаний, и через пять лет такой работы тебя уже невозможно обмануть или обхитрить. Есть люди простые до смешного, которые в 40 лет ведут себя как дети и не ждут подвохов от жизни. Но это такой склад ума — ничего не поделаешь. А в театре ты должен каждую секунду быть начеку — это все равно что в разведке.
 
После 35 лет я перестал отмечать день рождения. Благо, что он у меня 1 января, можно совместить с празднованием Нового года. Можно подумать, что это какая-то хитрость, желание обмануть время. Уверяю вас, что я не один такой. Многие люди на каком-то этапе перестают дни рождения замечать и праздновать. С утра начинают поздравлять по телефону — вот и отлично, этим лучше и ограничиться: «Спасибо, спасибо, и вам того же желаю».
 
Мой младший сын, когда ему было лет пять, услышал от кого-то, сколько мне лет. А мне тогда было, допустим, 65. Наверно, кто-то в разговоре сказал: «Каюмыч, тебе-то уже…» Он так испугался: «Пап, неужели тебе 65?» А я испугался за него. Я не понимаю, почему это произвело на него такое впечатление. Я говорю:
— Да ты что! Просто пошутил человек.
 
— А сколько тебе?
 
— 47.
 
— Ой, слава богу. Потому что 65 — это же старик уже.
 
— Какой я старик? Мы с тобой в футбол играем.
 
И я так держался лет, наверно, пять-семь. Но потом он где-то прочитал, сколько мне лет на самом деле… Для него это стало этапом взросления. Так что моя хитрость сослужила мне службу какое-то время, и я все равно не жалею, что тогда так сделал. А вот где хитрить точно не стоит, так это в игре. Мало найдется еще занятий, где человек был бы как на ладони. Именно в игре проявляются самые скрытые качества человека.
 
Я много лет увлекаюсь большим теннисом, и был у меня один партнер. Я не буду называть его фамилию, потому что он более-менее известный человек. До чего же он противный! Просто отвратительный. И тут речь не о том, что мяч упал на линию, а он говорит мне «аут». Тут болезнь посерьезнее: он не умел красиво проигрывать. Играем уже два с половиной часа. Я бы давно закончил, а он просит еще партию, чтобы отыграться. Два с половиной, три часа — ноги уже не держат, а главное, ради чего все это? Только из-за того, что он хочет нужное очко выиграть последним. Можно подумать, мы на деньги играли или чья-то судьба решалась.
 
Жизнь вообще не хитро устроена, но иногда случаются непредсказуемые вещи, которые никак не вписываются в законы жизни. Они просто ошарашивают тебя, и ты не знаешь, как с ними справиться. Я помню, мы однажды снимались в Лиманах с одним киевским режиссером. Он выпал из рабочего процесса по причине слабости человеческого характера. Я понял, что нужно как-то сматываться с этой картины, так как ничего хорошего из этого не выйдет. И я сел в лодку с этим режиссером, когда он был уже абсолютно без чувств. И моя попытка выплыть из этих Лиманов закончилась тем, что мы заблудились со страшной силой. Тут никакая хитрость не поможет. Я выплыл на веслах в четыре утра к деревне, руки стер до крови. Это же Лиманы: если ты их не знаешь — все, тебе конец. Можно выжить, конечно, так как вода пресная, но сколько тебя будут искать — неизвестно. В конечном счете я услышал лай собак и попер. С 10 вечера до 4 утра на веслах один, и этот пьяный дурак со мной, который ничего не соображал.
 
Про женскую хитрость можно написать отдельную колонку. Есть же выражение «женская хитрость», и никому в голову не придет сказать «хитрость мужская» — это оксюморон какой-то. Конечно, женщины похитрее мужиков. Победить женскую хитрость невозможно, тут только один выход — лапки кверху и сдаваться. Я имею в виду, что лучше бездействовать, не реагировать, быть умнее и мудрее. А если будешь реагировать — увязнешь и точно женщину не перехитришь, и в конечном счете она тебя погубит. Каждая женщина хитра по-своему: некоторые примитивно хитры, некоторые — изощренно. Встреча со вторыми — это по-настоящему страшно. Тут не помогут никакие актерские умения, чтобы переиграть такую женщину.
 
Кстати, никогда не верил ни в какие профессиональные хитрости из разряда «как настроиться на роль перед спектаклем». Если ты профессионал, тебе не нужно настраиваться специально, это внутренний автомат в тебе. Хотя нашим футболистам не помешало бы: каждый раз, когда они выходят на поле, возникает ощущение, что им не хочется играть. А что касается людей искусства, позволю себе сказать, что наша профессия — это наша жизнь и одновременно кусочек чьей-то еще жизни, потому что мы играем других людей. Я выхожу на сцену, и я забываю о Шакурове, о том, что только что было у меня дома, я вышел за порог — я о себе забыл. Поэтому тут нет никаких хитростей, все очень прозрачно, искренне и честно.  

Колонка Сергея Шакурова опубликована в журнале "Русский пионер" № 72. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
72 «Русский пионер» №72
(Апрель ‘2017 — Апрель 2017)
Тема: хитрость
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям