Классный журнал

Дмитрий Филимонов Дмитрий
Филимонов

Святой Павлик

05 апреля 2013 14:55
Рано или поздно это должно было свершиться. Журнал «Русский пионер», как ни откладывал эту тему, как ни пытался обойти этого пионера-героя, — все-таки решил разобраться с ним. Специальный корреспондент «РП» Дмитрий Филимонов отправляется в места, где Павлик Морозов совершил то ли подвиг, то ли преступление. То ли что-то еще. То ли ничего.
Дружно, радостно живут жители Герасимовки! Вот Масленицу гуляют. Председатель музыку включил, на крыльцо выставил. Музыка играет! Бабы частушки спевают! Дед Книга, хромой инвалид, пританцовывает. Над сельсоветом флаг наш российский — хлопает на ветру. Тетя Зина, Книгова женка, тоже хлопает — не в ладоши, нет: поди-ка сними рукавицы, морозище вон какой, градусов двадцать. Мужики самогоном греются — на кедровом орехе. По чуть-чуть, не балуют, меру знают. В магазине-то водки нету, лицензия кончилась. Оно и к лучшему — от водки дурь. От самогона кедрового — благостно. Мариночка блинов напекла, всем раздает. Закусывают. Ой, хорошо! Нина Ивановна подъехала. На такси, как барыня. Автобус-то раз в неделю ходит, по пятницам. А нынче суббота. Корреспондента привезла. Корреспондент ходит — фотоаппаратом щелкает, в блокноте карандашиком чиркает, потому что ручка замерзла. Дети набежали. Снимите нас! Снимите! Павлик Морозов подле стоит. Бронзовый. Вдаль смотрит. Будто вспомнил чего. Ему бы в этом году девяносто пять стукнуло. Возраст, однако. Хотели свергнуть его, бронзового. Мужики залетные приехали. На самосвале. Трос приладили — сейчас дернут. Местные увидали.
— Кто такие, чё надо?
— А ничё, свергать будем, он же не герой больше, предатель он.
— Чё? А вот оглоблей промеж глаз не хотишь?
Бежали залетные. Тутошние своих в обиду не дают. Пришлых вообще не жалуют. Хотя сами пришлые. Столыпинские переселенцы. Самоходы. Из Белоруссии. Морозовы, Кулукановы, Книги.
Дед Книга домой пришел — руки к печке. Отогрелся. Морковки натер в миску, сметанки добавил, хлеба черного отломил. Только ложку в рот — тук-тук — корреспондент стучится.
— Корреспондент, морковки хотишь?
Дед Книга — из самоходов. Батька его сюда пришел. Из-под Баранович. Сход в деревне собрали: реформа, говорят, реформа! Кто в Сибирь на новые земли пойдет, тому пятнадцать десятин и три года по пятьдесят рублей. Итого — сто пятьдесят. Это ж какие деньжищи! Целых три коровы. Или пятьдесят пар кирзовых сапог. Ну, коровы одной на семью хватит. Сапоги и вовсе крестьянам ни к чему. Главное, чтобы земля хорошая и лыко в лесу — лапти плести. У них-то в деревне все лучшие земли — панские, и лыко в лесу давно перевелось. В общем, народ возбудился. Решили кого-то в разведку послать. Шапку по кругу — денег собрали и двух мужиков, что помоложе, покрепче да без семьи, в Сибирь отправили. Через два года обратно приходят. Рассказывают: земли — сколько хочешь. Лыка — немерено. Тайга, зверь, грибы, ягоды…
— Поешь морковки, корреспондент! Чё, кроликом быть не желаешь?
Люди пожитки собрали, скотину к телегам привязали — в Сибирь двинулись. Два года шли до Тобольска. Царский режим о людях позаботился: просеки в тайге прорублены, колодцы выкопаны. Стройся и живи. Хотели осесть на берегу Тавды — чалдоны не дали. Ну, это самые первые поселенцы, что вслед за Ермаком объявились. Да и ладно, отправились дальше — в тайгу. На другой участок. В конце концов, не за рыбой сюда шли. А за хорошей землей. За лыком. Местечко вроде сухое, вокруг леса и болота. Прямо как в родной Белоруссии. Если бы не здешние морозы. Зимой чуть не околели в своих землянках. По весне стали строиться основательно. Добротно. Что для самоходов, в общем-то, непривычно. Они ж у себя на родине привыкли жить временно, как на войне. Западная Белоруссия же. Туда война — обратно война. Литовцы, поляки, немцы, французы, русские. Эти придут — хату спалят, те придут — корову уведут. У местного народа и характер сформировался особенный: сховать подальше и схавать втихаря — пока не отобрали. Кулацкий такой характер. Куркулистый.
— Вкусная морковка, корреспондент! Не хотишь — не надо.
Дед Книга — Павлику Морозову троюродный брат. Морозовы, Книги, Потупчики — все ж друг на друге переженились. Все самоходы — родственники. Они в Герасимовке вроде как премиум-класс. Потомки отцов-основателей. Белая раса. Голубая кровь. На остальных — пришлых, чалдонов — свысока смотрят, по лицу вычисляют, по говору. «Здоров, чалдон!» — «Здоров, самоход!» До сих пор так. У них в Герасимовке даже колодцы другие — журавли.
Когда Нина Ивановна в Герасимовку приехала, на нее тоже свысока смот­рели. Ну, это она сейчас Нина Ивановна, директор музея, а тогда просто Нинка Купрацевич, экскурсовод. Поначалу с ней на улице не здоровались, хотя она тоже из самоходов, только из другой деревни. Окончила музейный — сюда распределили. В музей Павлика Морозова. Дед Книга, тогда еще не дед вовсе, а Толик, лесник, на Нинку заглядывался. Хороша, чертовка! А ей-то некогда вокруг смотреть — у нее ж экскурсии. По десять автобусов в день! Толик-лесник новую оградку вокруг памятника ставит и за Нинкой наблюдает — как она экскурсии водит. Вот автобус подъехал, пионеры вываливают. Тру-ту-ту! Труба трубит, салют отдали — и строем через поле, следом за Нинкой, в лес, где Павлика с братом Федей убили. На том месте два обелиска стоят. Через некоторое время — обратно. Бегут гурьбой, руками машут — ай-яй-яй! За ними облако гнуса — оводы, слепни, комары. А следом Нинка. Спрячутся в автобус — выходить не хотят.
Жила прямо в музее. А что? Дом двухэтажный, кулака Пилипенко, экспозиция маленькая — школьные парты, гипсовый бюст да вырезка из старой газеты. Места много. Там все музейные жили-были. Пока времена не изменились. Пионеров привозить перестали. Западные корреспонденты хлынули. Писать про Павлика Морозова, символ советской эпохи, родного отца предавшего. Однако Нина Ивановна этого позора не застала. Ее в город позвали — новый музей создавать. А музей в Герасимовке ветшал и разваливался. Наступало небытие.
И вдруг — тру-ту-ту! Труба трубит, Нину Ивановну призывая. Нашлись люди в большом городе, решившие музей возродить. И не то чтобы им музей нужен был — им нужны были деньги, на музей выделенные. Короче, написали заявку на грант и подали в Фонд Сороса. Но поскольку дядюшка Сорос вряд ли дал бы денег на возрождение музея Павлика Морозова, символа советской эпохи, то решили назвать иначе — просто «Музей коллективизации». И получили грант. Полтора миллиона рублей! Вот это деньжищи! Это ж какой музеище можно отгрохать! Проект реконструкции заказали знаменитому свердловскому дизайнеру. За шестьдесят тысяч. Знаменитый дизайнер макеты изготовил — витрины застекленные, инсталляции разные. Креатив! Красота! Нина Ивановна тоже денег получила немного — крышу перекрыть, чтоб не текла, полы и стены покрасить. Ну, еще компьютер купила с принтером. Куда остальные финансы делись? Да кто ж его знает. Макеты так и остались макетами. В музее стоят. Креатив! Красота!
Нина Ивановна дала музею другое название, более честное. «Музей коллективизации им. П. Морозова». Позвала на работу экскурсовода. На пятьсот рублей в месяц.
— Мариночка, — говорит, — вы подумайте, прежде чем соглашаться. Пособие по безработице больше будет.
— Это вы не передумайте, Нина Ивановна, — отвечает Мариночка.
У них-то в Герасимовке работы, считай, нету. Почта, магазин, школа, клуб, да еще вот музей.
В общем, вместе с Мариночкой распечатали на новом принтере приглашения — на сельский сход. Побросали в почтовые ящики — Морозовым, Книгам, Потупчикам. И самоходам, и чалдонам. Пришли все. Нина Ивановна речь произнесла. Сказала, что скоро в Герасимовку снова поедут люди — на экскурсии. Снова придется заборы белить, чтоб перед людьми не стыдно было. Кафе открыть, чтоб приезжих кормить. Сувениры делать, чтобы туристам продавать. И жизнь станет радостной и счастливой, как в прежние времена, однако для этого надо приложить силы. А еще — притащить в музей все, что пылится на чердаках. Люди шуметь стали. На кой нам музей предателя? Прежнего не вернешь! Это чалдоны кричали. Но большинство поверило ей. И понесли долб­леные корыта, угольные утюги, крынки, деревянные коньки, сундуки, плетеные короба, оглобли. Мариночка притащила зыбку из лыка, в которой взрастал ее муж.
— Вы б, Мариночка, еще корову свою привели, — говорит Нина Ивановна. — Мы ее эксплуатировать будем. Вдруг кому из туристов корову захочется по­доить.
— Нет, — отвечает Мариночка, — я Красулю не дам. Чего доброго молоко давать перестанет.
Нина Ивановна по домам пошла: со стариками беседует, документы собирает и понимает, что все про Павлика Морозова — пионера-героя — выдумки и художественная литература. И все про Павлика Морозова — предателя — выдумки и художественная литература. Иначе было.
Жили в тайге люди. Жизнью тертые, опытом ученые. Сховать и схавать — пока не отняли. Только жизнь налаживаться стала — Советы пришли. Зерно отобрали. Книга-старший на задах яму выкопал, чтобы там урожай сховать. У всех на задах ямы. Советы ушли — Колчак пришел. Стали молодых забирать — под ружье. Книга-старший сына своего в бочке сховал. Не нашли. Колчак ушел — Советы вернулись. Уполномоченные приехали, сход собрали: колхоз создавать будем. Скот отобрали, в Пилипенков сарай загнали. День держат, два держат. Скотина орет некормленая. Уполномоченные поросят режут — чтобы чем закусывать было. На третий день народ говорит: айда колхоз грабить! Забирают свою скотину, уполномоченными не съеденную. Вот так трижды колхоз создавали. Потом люди поняли, что пора подчиниться. Выбрали председателем самого грамотного — Трофима Морозова. Хороший председатель, свой. Сам ворует — и другим дает. Поэтому самый отстающий колхоз: два центнера бульбы с пяти гектаров. Вот урожай, а? Курам на смех. Председатель ворует — и пьет. От страха. А еще он справки делает спецпереселенцам. Это ссыльные раскулаченные. Кубанские, воронежские, белгородские. Ссыльные в окрестной тайге землянки роют. А чтобы уехать отсюда, то есть бежать, им документ нужен. Трофим фальшивые справки штампует. Дескать, местные. У него ж печать. Не задаром, конечно. Штампует — и боится, штампует — и боится. Оттого пьет еще больше. И семью бьет. Пьет — и бьет. Павлика вон оглоблей огрел, чуть руку не сломал, изверг. А потом и вовсе к Нинке Амосовой ушел, семью бросив. Танька Морозова с четырьмя детьми осталась. По родственникам ходит — в Тавду, в Городище: поможите чем можете. Ну и попался председатель Морозов. Взяли на станции ссыльного — с фальшивой справкой. Следствие. Суд. Танька на суд с пацанами пришла. У нее спрашивают: воровал твой мужик? Воровал, негодяй! Справки фальшивые штамповал? Штамповал, подлец! Вот и пацаны подтвердить могут. Нешто мамка соврет? Подтвердили. Трофима отправили Беломорканал строить. Танька с пацанами в Герасимовку вернулась. Дед и бабка Морозовы, Трофимовы братья на нее волком глядят: такого мужика спалила, гадина!
Не прошло и полгода — пацаны пропали. Всей деревней искали. На третий день охотничья собака наткнулась на трупы.
В этом месте у Нины Ивановны дрожит голос. Мариночка утирает слезы.
— Да какие ж они герои? — вопрошает Нина Ивановна.
— Какие ж они предатели? — вторит ей Мариночка.
— Они ж дети!
Кто убил? Понятное дело, дед и бабка Морозовы, Трофимовы братья. Всех и расстреляли. Следствия не было, экспертизы не было, адвоката не было, свидетелей защиты не было, пионера-героя тоже не было. Материалы того, что назвали следствием, из архивов зачем-то изъяты, и где они — неизвестно.
В общем, Нина Ивановна собирается всех реабилитировать. Деда и бабку Морозовых, Трофимовых братьев. А что? Помогла ж она деду Книге тестя реабилитировать. Кулака. Теперь тетя Зина, Книгова женка, прибавку к пенсии получает как дочь безвинно пострадавшего и бесплатно на поезде каждый год. Сама своему счастью не верит.
А недавно еще одно чудо случилось — автобус с детьми приехал. На экскурсию. Нина Ивановна все кулоны кедровые, которые продавать думала в качестве сувениров, раздарила детям на радостях.
Этим летом штук десять автобусов было. Из Тавды, Тюмени, Тобольска, Ирбита. Правда, теперь никаких тру-ту-ту. В остальном все по-прежнему. Сперва в музей, потом через поле, следом за Мариночкой, в лес, где Павлика с Федей убили. Через некоторое время — обратно. Бегут гурьбой, руками машут — ай-яй-яй! За ними облако гнуса — оводы, слепни, комары. А следом Мариночка.
Дед Книга потом в лес ходил — мимо того места. Смотрит — записочки в оградку воткнуты. Выдернул одну, прочитал. «Павлик, я хочу поступить в МГУ». Выдернул другую. «Хочу быть знаменитой, как Алла Пугачева». Третью выдернул. «Сделай, пожалуйста, чтобы папа меня не бил».

Статья Дмитрия Филимонова "Святой Павлик" была опубликована в журнале «Русский пионер» №35.
 
 

 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
35 «Русский пионер» №35
(Апрель ‘2013 — Апрель 2013)
Тема: Deja vu
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям