Классный журнал

Лена Фейгин Лена
Фейгин

Солнце взойдет

26 сентября 2025 12:00
Смысл жизни ищет человек. Рано или поздно в поисках смысла жизни человек приходит к психологу, потому что уверен, что кто-кто, а уж психолог этот смысл точно нашел. Нашел-то он, может, и нашел, но вот какой ценой? Про эту цену — колонка действующего психолога Лены Фейгин. Психологам‑искателям посвящается. Но и человекам полезно почитать.




В нашу жизнь приходит радость, когда у нас есть чем заняться; есть кого любить; и есть на что надеяться.

Виктор Франкл

 

Эта колонка не только основана на реальных историях, но и про то, что человек, который ищет свой смысл жизни, может его найти, главное — это стремление и надежда.

 

 

История 1

 

Виктор Франкл — австрийский психиатр, психолог и основатель логотерапии. Логотерапия — это направление психологии, в центре которого стоит поиск смысла жизни как ключевой движущей силы человека. В своих работах и книге «Сказать жизни “Да!”: психолог в концлагере» он описывает личный опыт выживания в Освенциме.

 

Как результат его личного опыта Виктор Франкл создал новое направление в психологии. Открытием логотерапии стал смысл, в этом главное ее отличие: «Смысл важнее удовольствия и власти». Фрейд ставил во главу удовольствие. Все, что мы ни делаем, мы делаем ради удовольствия или от обратного — на уменьшение страдания. Таким образом, уменьшая страдание, мы увеличиваем удовольствие. Адлер ставил во главу власть. Стремление к власти является движущей силой. Даже в позитивной психологии, которая зиждется на работах Адлера, мы находим много про борьбу за власть между родителями и их маленькими детьми, любопытство и тестирование границ родителя, построенное на борьбе за власть. Франкл же открывает совершенно новый мир в психологии, говоря, что смысл важнее и что человек всегда способен найти смысл — в страдании, любви, труде, — и именно это придает жизни глубину и направление.

 

Вспомогательным тезисом логотерапии является ощущение надежды, которая и движет нас к поиску смысла и является важной составляющей нашей жизненной силы и энергии. Надежда — это не пассивное ожидание лучшего, а активная вера в то, что жизнь имеет смысл при любых обстоятельствах.

 

Надежда как осмысленность будущего, вера в возможность внутреннего роста и опора на ценности, а не на обстоятельства.

 

Франкл в юности переписывался с Фрейдом, так как интересовался психологией с раннего возраста. Попав в концлагерь, Виктор Франкл потерял жену, родителей и брата, личная трагедия стала катарсисом для создания нового направления в психологии. После освобождения, уже в 1946 году, он написал свою главную книгу всего за девять дней. В 1947 году он женился повторно, прожил со своей второй женой до глубокой старости и воспитал сына. Он преподавал в лучших университетах мира (более чем в 200 университетах звучали его лекции), написал 39 книг и получил Нобелевскую премию мира. Дожив до 92 лет, Франкл стал примером своего направления, оставив нам идею о том, что «смысл нельзя создать — его можно только найти».

 

Можно отметить двух основных учеников и последователей Франкла, Альфрида Лэнгле и Эмми ван Дёрзен. Оба последователи, создатели и движущая сила логотерапии и экзистенциального анализа. Лэнгле сделал упор на психологическую применимость экзистенциальных идей, Дёрзен — на философскую традицию Сартра, Хайдеггера и Ясперса. Оба создатели профессиональных программ, преподаваемых по миру в экзистенциальном анализе и логотерапии.

 

Отмечу, что с обоими я познакомилась лично на Всемирном психологическом конгрессе несколько месяцев назад и с обоими теперь нахожусь в тесном контакте по вопросам научных работ и практик. Презентация своей исследовательской деятельности на одной конференции с апостолами психологии заслуживает отдельного рассказа.

 

 

История 2

 

Эмми ван Дёрзен во время своего выступления поделилась очень личной историей, которая и привела ее в психологию и именно в экзистенциальный анализ. Эмми родилась в 1951 году в Нидерландах в очень либеральной семье. В это послевоенное время поиск себя и своей роли в этом мире был наполнен историями Второй мировой войны. Семья много путешествовала, и Эмми достаточно рано познакомилась с французской литературой и, в частности, с французской философией; впоследствии это повлияло на ее желание развивать именно экзистенциальный анализ в психологии. Так как семья была не религиозной, а в школе большая часть детей идентифицировала себя с религиозной привязанностью, Эмми чувствовала себя аутсайдером. В 17 лет она познакомилась с французом, молодой человек был на пять лет старше, и они стали переписываться. Через год молодой человек исчез из жизни Эмми, и она решила покончить жизнь самоубийством. К счастью, ее попытка была неудачной, а ее родители очень поддержали ее в этот сложный период.

 

Она рассказывает, что отец стоял перед выбором, институционализировать ее для лечения или справляться своими силами. Неизвестно, как поступил бы он сегодня, но в 1968 году психиатрия и институциональный подход не были такими, как сегодня, и он бесконечно разговаривал с Эмми о том, что она, будучи не похожей на всех, со всеми своими поэтическими наклонностями, точно нужна в этом мире. Именно этот период стал определяющим для Эмми и ее будущего. Она задавалась вопросами «зачем мы живем?», «как сделать выбор?», ее глубоко личные переживания жизни и философия стали инструментами для выживания и осмысления.

 

Эмми говорит, что ее не интересовала простая адаптация, она хотела понять, как жить по-настоящему — быть верной себе, даже если это сложно. Жить подлинно и с внутренним согласием стало основой всей ее профессиональной и философской работы.

 

Сегодня она работает с пациентами, в том числе и с суицидальными наклонностями. Она основала Школу экзистенциального анализа и психотерапии в Лондоне и является профессором в Мидлсекском университете. За свою жизнь Эмми написала более 20 книг и по сей день ведет преподавательскую и супервизионную деятельность по всему миру.

А ведь мир мог не узнать всего того, на что оказалась способна Эмми ван Дёрзен, если бы в далеком 1968 году ее родители не помогли ей справиться с кризисом.

 

 

История 3 (основанная на множестве кеЙсов из практики)

 

Анатолий, молодой человек 25 лет, пришел ко мне по рекомендации. Он мучился уже какое-то время практически физическим недомоганием, но врачи не могли поставить ему диагноз. Один из его лечащих врачей сделал предположение, что помощь ему нужна не медицинская, а психологическая, вот он и пришел.

 

Учитывая психосоматическую составляющую, с которой надо было работать, мы стали искать причину. Анатолий потерял отца, несчастный случай произошел несколькими годами раньше, и с этого момента жизнь радикально поменялась. Он чувствовал огромную ответственность за семью: за маму и за младшую сестру. Эта ответственность была сложной ношей, он не понимал, что он хочет для себя в этой жизни, а главное, категорически не хотел говорить на тему отца ни с кем из членов семьи. Смыслом жизни становился не поиск себя, соответствующий возрасту Анатолия, не принятие решений о своем будущем, а бесконечное чувство ответственности и анализ прошлого. Невероятная грусть и ощущение того, что уже невозможно все поправить, угнетали, проявлялись психосоматически и делали его ригидным, лишая желания предпринимать хоть что-то для себя.

 

В его парадигме мира поиск чего-то своего, собственного смысла жизни был бы предательством семейных ценностей. Горевание — очень сложный и тонкий процесс, в котором мы не забываем того, кого с нами нет, скорее, учимся жить с тем, что мы несем в себе частицы этого человека. Память о человеке продлевает его/ее жизнь. Любой из нас, кто в своей жизни терял родителей, с которыми был близок, как бы ни был к этому готов, на время терял частицу себя. Но через любопытство к жизни, через осмысление новой реальности, через наше отношение к памяти и взгляду в будущее мы можем обрести новые смыслы. Новые смыслы дают нам надежду, а это, как вы уже поняли, является топливом для жизни в целом, для проявления себя в этой жизни через поиск.

 

Кто знает, на что мы способны; только время и поиск смысла могут привести нас в совершенно неожиданное будущее, которое может прятаться за серыми облаками. Но тучи рассеются, и солнце обогреет нас своими лучами.

 

В истории с Анатолием нет счастливого конца, но есть начало — его собственного пути, его поиска и осмысления реальности. Того добра и открытости, начинаний без отказа от ответственности, но не только исходя из нее. Того поиска собственного «я», которое непременно приводит к выдающемуся будущему.   


Опубликовано в журнале  "Русский пионер" №128Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск". 

Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (3)

  • Роман Бескровный Спасибо доктор! Низкий поклон за ваши статьи! Ваш читатель и пациент!
  • Владимир Цивин
    26.09.2025 13:42 Владимир Цивин
    Морщины
    на песке
    от волн
    речных,-
    чем
    тешит
    рябь
    неутомимо,-

    на
    шрамы,
    ни похожи ль
    от мечты,-
    что
    обнадежит
    лишь,
    и мимо?

    Да коль
    было бы
    на свете
    всё так,-
    как
    какой-то
    вдруг задумал
    чудак,-

    то разве
    такую
    играли бы
    роль,-
    здесь Бог,
    улыбка,
    любовь,
    и боль?

    Что
    на закате
    небо
    голубое,-
    над
    золотой
    глубокоокой
    болью,-

    ведь сердца
    интонации
    лишь музыка
    изысков,-
    по-над
    непредсказуемою
    музыкою
    смыслов.

  • Сергей Макаров
    26.09.2025 16:44 Сергей Макаров
    «Первыми сломались те, кто верил, что скоро все закончится.
    Потом – те, кто не верил, что это когда-то закончится.
    Выжили те, кто сфокусировался на своих делах, без ожиданий того, что ещё может случиться»
    Виктор Франкл Австрийский психотерапевт, выживший в нацистском лагере.
128 «Русский пионер» №128
(Сентябрь ‘2025 — Октябрь 2025)
Тема: искатель
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям