Классный журнал
(Зинковский)
Вам не должно бояться

Рассуждения и беседу о современности и цифровом пространстве, о значении духовного фактора в кибермире, о кибербезопасности я бы начал с евангельских слов Иисуса Христа, обращенных Им к своим ученикам уже более двух тысяч лет назад: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29–31).
Величайший мыслитель и богослов святитель Иоанн Златоуст в своих трудах так объяснял эти евангельские строки: «Если же Он (Господь Бог) знает все, что ни происходит… то вам не должно бояться. Впрочем, сказал это не потому, будто Бог исчисляет волосы, но чтобы показать совершенство ведения Божия и великое попечение о них».
Говорю об этом потому, что многие простые глубоко верующие и не очень сильно верующие наши современники по разным причинам опасаются последствий бурного развития цифрового мира. Уже по этому можно судить, что цифровая реальность — это действительно отдельный, новый, хотя и не до конца выстроившийся мир. Более того, очевидно, что многие сферы жизни общества уже стали практически неспособными в своем функционировании без виртуального пространства.
Сегодня Церковь — неотъемлемая часть общества, социума. Все общественно значимые научно-технические процессы, происходящие в обществе, так или иначе отражаются и на жизни Церкви и на церковнослужителях, которые при этом являются и гражданами своего Отечества.
Поэтому и отношение Церкви к новой цифровой реальности не может быть иным, кроме как к части Промысла Божьего об этом мире, как к новой эпохе, которая несет как новые возможности, так и новые проблемы в сфере познания. Важно, что цифровой мир может с новой силой свидетельствовать о том, что далеко не одна только материальная сторона жизни определяет бытие нашей Вселенной.
Проблема в том, как человечество отнесется к этим новым знаниям и возможностям, обратит ли их во благо или во вред, повторяя ошибку нашего праотца Адама, отнесшегося к знаниям, дарованным ему Богом в Эдемском саду, без должного осознания ответственности за обладание таковыми.
В этом контексте нам, всем чадам Православной церкви, крайне важно помнить слова нашего Святейшего патриарха Кирилла, что «…Русская православная церковь категорически против использования цифровых технологий для обеспечения тотального контроля над человеческой личностью — это является рабством, и подобная практика будет широко применяться перед концом мира, а цифровые технологии способны создать инструменты, обеспечивающие тотальный контроль за человеком. Ничего подобного в прошлом не могло быть… В книге “Апокалипсис” сказано, что пришествие антихриста будет сопровождаться тотальным контролем над человеком».
Уровень проникновения цифровых технологий в церковно-приходскую жизнь очень неравномерен. Тем не менее в целом большинство прихожан и священнослужителей осознают несомненную пользу, которую приносят информационные технологии. Почти каждый приход имеет сайт с базовой информацией об истории храма и его современной жизни. Есть уже и мобильные приложения, пользователи которых могут в режиме реального времени получать уведомления о новостях приходской жизни или изменениях в расписании.
Широкий успех имеют и виртуальные научно-просветительские проекты, которые даже трудно обозреть. В качестве примера приведу интернет-портал «Богослов.RU» — это общецерковная научная, интеллектуальная и дискуссионная онлайн-платформа, главным редактором которой являюсь я как ректор Московской духовной академии. Цель портала — распространение результатов научных исследований, разработок и практического опыта ученых, специалистов и молодых исследователей в области православного богословия, а также анализ тенденций развития богословской науки и образования в Русской православной церкви и за ее пределами. Портал выполняет множество задач: поддерживает информационную среду для обсуждения актуальных вопросов богословия и церковной жизни, обеспечивает взаимодействие ведущих специалистов и начинающих ученых, содействует развитию международных научных связей, обеспечивает доступ к материалам богословской тематики, взаимодействует с наукометрическими базами данных и научными библиотеками, сообщает о проведении научных конференций и других мероприятий.
Душа в цифровом мире
Да… Еще каких-то 15–20 лет назад сложно было бы и представить, что возможна беседа доктора богословия и, например, эксперта по кибербезопасности о проблемах потерянности души. А сегодня она не просто возможна, но и крайне актуальна. И раз проблема потери пути души уже волнует общество, значит, не все так плохо…
И здесь крайне важно правильно понимать, что есть такое человеческая душа, какие свойства ей характерны, каково ее призвание. Преподобный Иоанн Дамаскин дает описание души человека: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, невидимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры (формы)… Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли». Однако главным достоинством человеческой души следует признать способность принимать и хранить дар «дыхания жизни» (Бытие 2:7), то есть благодати Господа Бога Духа Святого. В этом состоит, по слову преподобного Серафима Саровского, «богоподобное достоинство» человека.
«Потерянность» современного человека восходит к «потере рая» нашими предками, когда Адам и Ева потеряли живую связь с Богом — источником жизни, потеряв не веру в Него (о Его существовании они знали из личного опыта общения), а доверие Ему. Цифровой мир есть своего рода отражение внутреннего мира человеческого как частного, так и общественного сознания. Для того чтобы не потеряться в материальном мире, нам необходимы осознание и понимание истинных ценностей бытия, молитва и самоконтроль. Человеку необходимо осознавать, что истинная ценность земной жизни заключается не в приумножении материальных благ, но в возможности взращивания человеком в себе духовных начал, ключевых составляющих для обретения счастья в вечной жизни, таких как любовь, сострадание, мудрость, добро и гармония.
Потеряться в цифровом мире человеку, пожалуй, еще легче, чем в материальном. Важно помнить каждый день, каждый миг, что мы тут все временно, ненадолго, что нам неведом наш день и час перехода в мир иной и ответа перед нашим Создателем за наш земной путь. Чтобы душа наша не потерялась в цифровом мире, нужно четко понимать, что действительно нужно ей, душе, из всего многообразия цифрового мира. Что, может, и полезно, а что во вред или вообще пагубно. А для этого нужно изучать библейское и святоотеческое наследие о душе, о ее добродетелях, заботиться о чистоте души от греховной грязи, которая несовместима с Духом Божиим.
Как нам правильно поступать, чтобы духовно не заблудиться и не потеряться в цифровом мире? Всякий раз, когда тянетесь к новым знаниям, к цифровым решениям, задайте себе главный вопрос: для чего я тянусь к этим знаниям? Понимаю ли я всю полноту своей ответственности перед Богом за дальнейшее обладание этими знаниями или навыками? Какие благие дела я смогу творить, получив те или иные знания? Если я получу то, что стремлюсь знать, то какую пользу эти знания через меня принесут близким мне людям, коллегам, обществу?
Задавать себе подобные вопросы нужно молитвенно, в молитве, чтобы Господь Своей милостью и любовью открыл нам верные ответы. Ведь в сфере духовной не все ответы «лежат на поверхности». Мы знаем, что, по слову апостола Павла, нередко «сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14), понятно, что не для того, чтобы вернуться в свое первобытное состояние, а чтобы обольстить людей. Ведь, по объяснению блаженного Августина, «сила добра и нравственной чистоты такова, что всякая или почти всякая человеческая природа относится к ней с уважением и не доходит до такой степени нравственной испорченности, чтобы потерять всякое чувство благопристойности. Поэтому коварство демонов успевает в обмане не иначе, как преобразуясь в том или ином случае в ангелов света, как мы знаем об этом из своих Писаний». Это преобразование совершается часто без каких-либо явлений из потустороннего мира, а через добавление к 99 процентам истины одного ядовитого процента лжи (ложки дегтя в бочку меда).
Из практических советов еще могу сказать: нужно устраивать себе цифровые каникулы, digital detoxification. Надо уметь остановиться, осмотреться, оценить уже имеющиеся знания и навыки, проверить их на полезность и нужность. Проанализируйте подобным образом и установленные на ваш смартфон приложения, информационные каналы, на которые вы подписаны, но которые только отвлекают ваше внимание, и самое главное — духовные силы, дарованные Богом для благих дел.
Добро, зло и современный мир
Что такое вообще добро и зло в нашем современном мире — и в реальном, и в виртуальном? Это очень глубокий и фундаментально важный вопрос для правильного понимания каждым из нас основных критериев нашего бытия, для верификации своих действий на предмет их соответствия Законам Божиим, данным в Священном Писании. Вряд ли формат колонки позволит мне сейчас дать широкий и развернутый ответ, что такое добро и зло. Но, пожалуй, одним из главных зол современного мира стоит признать релятивизацию самих понятий добра и зла.
В постмодернизме релятивистское понимание добра и зла означает отрицание абсолютных моральных норм и признание относительности моральных суждений. Понимание добра и зла в современной культуре чаще всего жестко зависит от конкретного контекста, культуры, времени, даже просто настроения человека. Постулирование наличия разнообразного множества истин, зависящих от контекста и интерпретации, позволяет недобросовестным людям вносить в души людей ядовитые «плевелы», которые под знаменем свободы порабощают человеческую душу.
Но суть понятий добра и зла в христианском понимании неизменна и вечна. Добро и зло — две полярно различные области духовно-нравственной жизни человека, из которых каждая имеет своего высшего вдохновителя. Добро — от Бога, а зло — от дьявола. Отвлеченно можно представить себе добро и зло как две совершенно раздельные духовные области. Глубина различия добра и зла особенно ярко проявляется в их конечных результатах: добро имеет своим концом наивысшее развитие в человеке добродетели и вечное блаженство духовного бытия с Богом, а зло — укоренение во грехе, развращение и смерть вечную, соединенную с неизреченными муками душ грешников в аду.
Творение добра есть главнейшая христианская добродетель, основанная на нашей вере в Бога и происходящая из любви человека к Богу и к ближним или, при недостатке любви, из желания наполнить свое сердце добротой и любовью. И кибермир здесь не исключение.
По учению святых отцов, вечен только Господь Бог. Все, что появляется, имея начало, уже по определению не вечно. Поэтому и кибермир вечным можно назвать лишь условно, понимая, что, являясь отражением человеческого сознания, которое призвано разделить вечность с Богом, он также имеет возможность вечного бытия.
С течением времени изменяются только некоторые формы проявления добра и зла, но духовное их содержание остается прежним.
Распознать добро и зло в виртуальном мире зачастую весьма непросто. Но попробуем вместе с вами и в этом вопросе разобраться. Вся сложность в том, что граница между ними часто размыта и зависит от цели нахождения человека в цифровом пространстве. Однако я считаю, что существует ряд признаков и подходов, которые помогут нам ориентироваться среди цифровых явлений. Самое главное при поиске ответа — это наши намерения. Их не составит труда каждому из нас классифицировать. Например, признаки добрых намерений в виртуальной среде. Каковы они? Наверное, прежде всего это поддержка других людей: наши личностные ресурсы, направленные на помощь, добро другим людям, распространение позитивной и доброй информации, создание комфортных условий для общения.

А судьи кто?
Кибермир — неотъемлемая часть социума, всего окружающего нас мира. Оттого и принципы судопроизводства и справедливости, они в сфере цифровых технологий должны быть, по-видимому, те же, что и во всем обществе. Безусловно, должны иметь место и специализированное светское законодательство, и советующее экспертное сообщество, обладающее глубиной соответствующих специальных знаний, соответствующее принципам непредвзятости, объективности и честности.
Важно помнить иное — что для всего мира, для всех нас высшая судебная инстанция — это Господь Бог. Каждому из нас нужно помнить евангельские слова Христа: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). А что значит воля Отца Небесного? Это Его закон. Закон, по которому Он нас судить будет. Всех. Без исключения.
Что же касается цифрового контента, то я лично уже много лет сильно переживаю относительно, мягко говоря, недостаточности государственного и общественного контроля за этой сферой.
Да, интернет стал неотъемлемой частью жизни многих людей: мы общаемся, работаем, учимся онлайн. Деструктивные идеи, ненавистнические высказывания, пропаганда зла, разврата и насилия негативно влияют на все общество, особенно на молодежь. Интернет-платформы могут способствовать распространению и идей экстремизма, радикализации, агрессии, античеловеческих и аморальных ценностей.
Поэтому защита детей и подростков от негативной информации является важнейшей задачей. Я считаю, что контроль государства над информацией и борьба с фейками просто необходимы. Надеемся и на кибербез, сфера полномочий которого, надеюсь, займет и нишу противостояния открытым порокам. Все это только поспособствует поддержанию стабильности и порядка.
Кибербез и новый мир
Как сочетаются вера в Бога и виртуальный мир? Так же, как сочетаются вера в Бога и живопись, музыка. Вы можете звуки музыки потрогать руками или увидеть глазами? Нет, не можете. Чувства верующего человека не менее, а даже более реальны, чем большая часть виртуального мира. Ведь в цифровом пространстве сейчас говорится даже о том, что поиск правды и истины не нужен, потому что с помощью информационных технологий можно людей убедить в любой «правде», какая только покажется удобной для стоящего у «пульта управления».
В то же время социальные сети стали мощным инструментом для распространения религиозных идей и привлечения новых последователей. Миссионеры активно используют разные платформы для проповеди, публикации духовных наставлений и рассказов о своей вере.
Сочетание веры и виртуального мира требует осознания преимуществ и рисков. Верующим важно сохранять баланс между традиционными формами религиозной практики и новыми возможностями, предоставляемыми технологиями. Виртуальный мир может стать полезным дополнением к духовной жизни, но не должен заменять реальные взаимоотношения и личную связь с Богом и ближними.
Верующие люди часто сталкиваются с вопросом, насколько допустимо проводить много времени в виртуальном мире. Конечно же, интернет предоставляет доступ к огромным объемам информации, к очень интересным церковным библиотекам, к комментариям и исследованиям. Люди могут изучать Библию, посещать лекции и семинары, не выходя из дома. Особенно это важно для людей с ограниченными физическими возможностями. Но и совершенно справедливо опасение, что чрезмерная увлеченность играми или социальными сетями не только отвлекает человека от духовной жизни, но и вредит, мешает выполнению многих общественно важных социальных обязанностей.
Во всем важна мера и здравомыслие. Любое действие необходимо творить прежде всего с молитвой Богу, с упованием на Его поддержку. Вера человека в Бога и виртуальный мир могут сосуществовать гармонично, если нам подходить к использованию технологий осознанно и ответственно. Важно помнить, что виртуальная реальность может лишь служить дополнением реальной жизни, но не заменой ей.
О воспитании и традициях
Воспитание детей и молодежи вообще в современном обществе, не только в цифровом сегменте, — задача непростая. Цифровизация меняет нашу жизнь во многих аспектах, включая культуру коммуникаций и общение, образование и духовно-культурное развитие. Однако милостью Божьей мы видим, что и традиционные ценности, и принципы духовности остаются важными элементами воспитания нового поколения в нашем Отечестве независимо от степени цифровизации.
Русская православная церковь активно участвует в образовательном процессе, организуя воскресные школы, курсы катехизации и семинары как для родителей, так и для детей. Все это очень помогает и родителям, и детям ориентироваться в современной жизни. Используются и цифровые технологии.
Однако, затрагивая вопросы воспитания в целом, крайне важно понимать фактор атмосферы семьи и окружения ребенка. Слава Богу, в нашей стране родители играют ключевую роль в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка. Поддержка этих традиций через совместные посещения храма и богослужений, семейные праздники укрепляют связь поколений и помогают ребенку понимать свою принадлежность к культуре и религии предков. Православие учит нас разумному использованию любых мирских технологий, без излишеств, подчеркивая приоритетность и важность живого человеческого общения, труда и молитвы. Это помогает православным семьям избежать зависимости от гаджетов и формирует здоровые привычки. Тем не менее если родители не ленивы, то интернет-доступ к процессу их обучения в школе тоже может стать важным элементом дополнительной мотивации и развития их как трудоспособности, так и творческих способностей.
Воспитание молодежи в условиях цифрового мира требует комплексного подхода, включающего и обучение, и наставничество, и создание благоприятной семейной атмосферы, ну и, конечно же, разумное и при этом эффективное использование современных технологий. При любых условиях развития общества Православной церкви важно оставаться открытой к диалогу с обществом, предлагая молитву, мудрые советы и поддержку семьям и молодежи.
При этом проблемы выявления наиболее эффективных методов как для преподавателя в классе, так и при помощи цифровых технологий — это есть предмет предстоящих глубоких научно-педагогических и богословско-антропологических исследований. Однозначно сейчас могу сказать только то, что любые школы и методики воспитания подрастающего поколения должны базироваться прежде всего на общепризнанных нормах морали и этики, на библейских 10 заповедях, на уже обозначенных и утвержденных нашим президентом духовно-нравственных и культурно-исторических ценностях.
Общие задачи
Что общего у цифрового мира и Церкви? В богословии этические вопросы занимают центральное место: определяются нормы поведения и моральные ориентиры для человечества. Кибербезопасность также сталкивается с проблемами этического характера: конфиденциальность личных данных, ответственность за использование технологий и защита от злоупотреблений ими. Например, христианская заповедь «не укради» применима и к виртуальному миру: кража личной информации или нарушение авторских прав являются серьезными нарушениями в том числе и этических норм.
И кибербезопасность, и богословие объединяет общая проблема интерпретации и понимания сложных систем. Кибербезопасность — это анализ компьютерных кодов и выявление уязвимостей. Богословие — правильное толкование священных текстов и понимание Божественных замыслов бытия.
При этом и кибербезопасность, и богословие представляют собой разные области деятельности и знаний человека, но имеют общие корни в вопросах доверия, ответственности, морали и интерпретации, связаны общими ценностями, включая заботу о ближнем, защиту личного пространства и соблюдение этических принципов поведения человека.
Осмысление духовно-нравственных и социальных последствий цифровых инноваций, на мой взгляд, может быть очень эффективным при содействии Церкви. Это помощь в осознании степени влияния новых технологий на общество и человеческую природу, помощь в рассмотрении таких аспектов бытия человека, как свобода личности, коллективная идентичность и культура взаимоотношений, в том числе и в цифровом пространстве.
Многие верующие люди считают, что цифровая среда может оказывать негативное влияние на внутренний, духовный мир человека. Богословы Церкви могут предложить, например, эффективные методы борьбы с психологическими и эмоциональными последствиями негативного опыта в интернете, с кибертравлей или с зависимостью от гаджетов. Специалисты кибербезопасности могли бы учитывать эти рекомендации при разработке мер профилактики и реагирования на угрозы из кибермира.
Возможно, мы бы могли принять и деятельное участие в формировании некоторых и законодательных инициатив. Учитывая тесную связь де-факто Церкви и государства во многих странах мира, религиозные организации активно участвуют в выработке законов и нормативных актов, касающихся информационных технологий и безопасности.
Одной из ключевых задач современных богословов является обу-чение общества основам веры человека в Бога, формирование мировоззрения молодого поколения. Сегодняшняя молодежь растет в условиях цифрового окружения: крайне важно прививать с юности правильное понимание ценности приватности, уважения чужих границ и умение критически оценивать поступающую информацию. Церковь может помочь и в разработке духовных основ программ воспитания будущих специалистов, формирующих ответственное отношение к использованию современных технологий.
Киберэтика
Давайте отталкиваться от фундаментальных основ богословия и в вопросе киберэтики. Что такое этика в принципе? Это философская дисциплина, изучающая нормы, принципы и ценности, регулирующие поведение человека, исследующая, что считается правильным или неправильным, добром или злом в межличностных и социальных отношениях. В богословии вопросы православной этики изучает в числе прочего дисциплина «нравственное богословие», предметом исследования которой является учение Церкви о нравственном сознании и нравственном поведении человека.
Нравственное богословие исходит из предпосылки, что человеческое существование заключает в себе два основных и важнейших элемента: мировоззрение и реальную жизнь. Мировоззрение определяется воспитанием человека и его образованием, то есть интеллектуальным, нравственным и религиозным формированием. Реальная наша жизнь определяется умением поступать в соответствии с верой в Бога, в согласии с нравственными убеждениями. Христианское учение о человеке, как необъятно грандиозная мировоззренческая система, содержит в качестве важнейшего компонента этику, а христианская жизнь, как бытие, неисчерпаемое по глубине и богатству, представляет собой процесс становления и формирования человеческой личности, стремящейся к совершенству и святости на основе самых принципиальных положений христианской этики.
На мой взгляд, этика цифрового мира — область морали, отражающая прежде всего нравственные аспекты взаимодействия людей с цифровыми технологиями, данными сети Интернет, а также с другими человеческими личностями через сетевые возможности. Рассмот-рение цифровой этики с позиции православного богословия предполагает исследование специфического отношения верующих и Церкви к новым технологиям, к вопросам информационной безопасности, к свободе слова, приватности, к ответственности перед обществом.
Православное учение предлагает нам четкое понимание цели человеческой жизни и предназначения человечества, которое должно основываться на любви к Богу и ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39). Эти принципы должны задавать основные этические правила поведения православных верующих и в виртуальном пространстве.
Цифровые технологии предоставляют нам возможность быстрого распространения личной информации, общения и коммуникации друг с другом независимо от наших локаций и расстояний. При этом, однако, важно помнить о неприкосновенности частной жизни каждого человека: каждый из нас обладает достоинством, данным Богом. Любое нарушение конфиденциальности и распространение негативной информации является грехом против заповеди любви и уважения ближнего.
Одна из важнейших заповедей от Бога людям — запрет лжи: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Насколько я знаю, и в светском праве предусмотрена суровая уголовная ответственность за клевету, которая наказывается лишением свободы на срок, по-моему, до пяти лет. Поэтому любые формы дезинформации, фейковых новостей, клеветы и манипуляций информацией недопустимы как с религиозной точки зрения, так и со светской. Нужно учиться проверять факты, избегать ложных утверждений и поддерживать честность во всех аспектах онлайн-взаимодействия.
Пользователи цифровых сетей обязаны проявлять терпимость и уважение друг к другу, воздерживаться от сквернословия, агрессии, ненависти и дискриминации в Сети. Особенно актуально еще и упоминание кибербуллинга, который категорически противоречит нормам христианства.
Цифровой мир должен обеспечивать каждому человеку право свободно выражать свою личностную позицию, не подвергаясь преследованию или дискриминации, но четко руководствуясь фундаментальными духовно-нравственными законами. И при этом и государство обязано защищать свободу совести и гарантировать равноправие всех конфессий в информационном поле.
Цифровая этика, с позиций православия, должна быть ориентирована прежде всего на сохранение общечеловеческих духовно-нравственных, исторических, семейных ценностей, на развитие добродетелей, правды и заботы о ближнем.

Прогресс — это благо?
Весь мир, все мироздание с момента его сотворения Богом непрестанно эволюционирует и развивается. Все в этом мире изменяется и преобразуется ежесекундно.
Научно-технический прогресс есть неизбежная составляющая эволюционного социального процесса. Благо это или зло? Вот кухонный нож, который незаменим в каждой семье, у каждой хозяйки всегда под рукой, у каждого повара. А ведь более 50 процентов бытовых убийств совершается с применением кухонного ножа. А интернет? Мы сегодня уже много говорили о добре и зле, о пользе и вреде цифровых технологий.
А ведь и кухонный нож, и интернет — это все плоды, возникшие вследствие эволюции сознания человека, результаты научно-технического прогресса. Кухонный нож, интернет — это благо или вызов для общества? Нет однозначного и линейного ответа. Все зависит от уровня духовной осознанности общества. От тех ценностей, которыми руководствуется то или иное общество.
Научно-технический прогресс — явление многогранное, которое несет одновременно и возможности, и вызовы для человечества. С точки зрения христианской этики важно рассматривать этот процесс прежде всего через призму духовных ценностей и нравственных ориентиров.
Христианство приветствует развитие науки и техники, поскольку оно способствует улучшению условий жизни людей, облегчению труда, повышению уровня здравоохранения и развитию образования. Например, медицинские технологии позволяют спасать миллионы жизней ежегодно, а современные цифровые средства коммуникации помогают распространять знания и укреплять связи между людьми разных стран и культур.
Однако проблема прогресса в том, что, по замечанию святого Амвросия Оптинского, он, к сожалению, наблюдается в основном во внешних человеческих делах, в удобствах жизни. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса практически не существует. Во все времена были люди, которые достигали высокого нравственного христианского совершенства, а также и те, кто этим высшим призванием пренебрегал. По слову духоносного старца, «нравственное совершенство на земле (несовершенное) достигается не всем человечеством в совокупности, а каждым верующим в частности по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения».
Православная церковь активно участвует в дискуссиях о влиянии технологий на общество. Она выступает за гармоничное сочетание научного прогресса и духовной жизни, предлагая верующим ориентироваться на принципы любви, сострадания и взаимопомощи. Важность сохранения крепости веры в Бога, внутреннего мира и гармонии души становится особенно актуальной в условиях ускоренного ритма современной жизни.
Современным священникам и важно, и нужно не отставать от прогресса, идти в ногу со временем. Прежде всего потому, что кто, как не приходской священник, пастырь добрый, который первостепенной своей миссией перед Господом имеет попечение о душах паствы, о спасении стада Христова, должен заботиться о том, чтобы остерегать подопечных от вреда и зла, тех или иных вредоносных аспектов и факторов научно-технического прогресса? Как священник сможет выполнить эту миссию, если не будет обладать соответствующими знаниями для идентификации добра и зла, должными компетенциями и навыками?
Другой вопрос в том, что только крепкий духом священник, искренне несущий свое служение Церкви Христовой, имеет соответствующий духовный потенциал, чтобы вынести всю тяготу подобных знаний и не упасть в бездну греха самому.
И я скажу вам как ректор Московской духовной академии: вот этому духовному аспекту мы уделяем особо важное и пристальное внимание во всех духовно-образовательных сегментах обучения.
Под занавес
Как повышать духовность в цифровом мире? Это вопрос общий к нам с вами. Сохранение и повышение уровня духовности человека в условиях цифрового мира — задача непростая, но вполне достижимая. Важно помнить, что технологии сами по себе нейтральны и все зависит от того, как мы ими пользуемся. Бесконечные потоки информации должны нас привести к более глубокому пониманию личной ответственности за свою жизнь, за время, дарованное нам.
Не проводите слишком много времени перед экраном, но находите как можно больше времени для молитвы, для общения с Богом. Определите четкое количество часов в день, которое вы готовы потратить на гаджеты, мотивируйте данный расчет. Избегайте бесконечного изучения социальных сетей ради развлечения. По-моему, это называется сейчас «скроллинг»? Старайтесь осознанно выбирать контент, который принесет вам реальную пользу, ценность. И нужно стараться больше читать духовной литературы, святых отцов. Книги русских классиков, мировой классики также помогают глубже понимать человеческую природу, сформировать или поддержать верные нравственные ориентиры.
Вместо случайного просмотра развлекательного контента обратите внимание на фильмы, поднимающие важные моральные и духовно-философские вопросы. Очень хороший фильм с ныне уже покойным Петром Мамоновым в главной роли — «Остров». Всем рекомендую его посмотреть. Есть и много других замечательных документальных, развивающих кинопроектов.
Уверен, что мир церковный и мир цифровых технологий не враждебны друг другу, а, скорее, даже наоборот — полезны. И все сегодняшние поднятые темы, поднятые вопросы говорят только об одном: нам вместе предстоит еще очень много работы, очень много общих задач. Общность задач, единство целеполагания, сосредоточенное на благе для нашего Отечества, — что может быть еще более скрепляющим фактором?
Храни нас всех Господь и благослови!
Опубликовано в журнале "Русский пионер" №128. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
Комментарии (1)
-
10.09.2025 22:28 Сергей МакаровГлубокое наблюдение о том, как жизненный опыт и постоянное столкновение с реальностью, не соответствующей нашим взглядам, постепенно изменяют и смягчают наши убеждения, делая их более гибкими и реалистичными.
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям









«Русский пионер» №128