Классный журнал

Мартынов
Речная сборка
Реки вправлены в литературу от самого ее сотворения. Красной нитью — как вены, как нервы. Методично — как перфузия. Античный Гесиод велел: «Клясться богами положено ненарушимой Стиксовой древней водою, текущей меж скал каменистых». По водам заболоченного Стикса внедряется Данте в адскую топь:
«Чуть в лодке поместились вождь и я,
Помчался древний струг, и так глубоко
Не рассекалась ни под кем струя».
Море, океан — это для бегства, для приключений, для таинственного острова сокровищ, для «а ну-ка песню нам пропой веселый» Роджер и «бригантина поднимает паруса». «Море жизни» — так не говорится. Говорится и пишется: «Река жизни». Река — для осмысления и усвоения. И не особо разгуляешься, и не потеряешь берега — они никуда не денутся, как ни буянь. Река — будь она Тихий Дон, будь она Угрюм — развивается неотвратимо, как возраст, как род: «Угрюм-река все еще продолжала быть капризной, несговорчивой. В ее природе — нечто дикое, коварное. Вот приветливо улыбнется она, откроет меж зеленых берегов узкое прямое плесо: “Плывите, дорогие гости, добрый путь!” — и шитик, сверкая веслами, беспечально движется в заманчивую даль. Но вдруг поворотом, нежданно расширит свое русло, станет непроходимо мелкой, быстрой. Стремительный поток подхватывает шитик и с предательским треском сажает на мель. А вода, шумно перекатываясь по усеянному булыжниками дну, издевательски хохочет над путниками, как ловкий шулер над простоватым игроком. Тогда путники, раздевшись, долго с проклятиями бродят по холодной воде, меряют глубину, ворочают булыги, пока не отыщут ход. И снова тихое, улыбчивое плесо, и снова ему на смену непроходимый перекат или порог. Так изо дня в день» (Вячеслав Шишков).
«Река Потудань»… Волга в гончаровском «Обрыве»… Нева в «Петербурге» Белого — речного символизма в классике хоть отбавляй, но реку никто не освобождал и от транспортной нагрузки:
«Как по Волге-Матушке, по реке-кормилице
Все суда с товарами, струги да ладьи.
И не надорвалася, и не притомилася —
Ноша не тяжелая, корабли свои.
Вниз по Волге плавая, прохожу пороги я
И гляжу на правые берега пологие.
Там камыш шевелится, поперек ломается,
Слева берег стелется, справа — подымается… Лапами грабастая, корабли стараются,
Тянут баржи с Каспия, тянут-надрываются.
Тянут, не оглянутся, и на версты многие
За крутыми тянутся берега пологие»
(Владимир Высоцкий).
С портрета спокойной трудолюбивой реки начинается самый речной и самый апокалиптичный литературный трип к сердцу тьмы: «Старая широкая река, не тронутая рябью, покоилась на склоне дня после многих веков верной службы людям, населявшим ее берега; она раскинулась невозмутимая и величественная, словно водный путь, ведущий к самым отдаленным уголкам земли. Мы смотрели на могучий поток и видели его не в ярком сиянии короткого дня, который загорается и угасает навеки, но в торжественном свете немеркнущих воспоминаний». Но рассказчика — и автора «Сердца тьмы» — влечет не она, не одомашненная Темза: «Но была река, могучая, большая река, которую вы можете найти на карте, — она похожа на огромную змею, развернувшую свои кольца; голова ее опущена в море, тело извивается по широкой стране, а хвост теряется где-то в глубине страны. Стоя перед витриной, я смотрел на карту, и река очаровывала меня, как змея зачаровывает птицу — маленькую глупенькую птичку. Змея меня загипнотизировала» (Джозеф Конрад).
Что море? Свободная стихия… брызги и омары… Какой с него спрос?!
А вот река смотрит пристально, нешуточно, так что не отвертишься, не отделаешься. Рано или поздно придется ей во всем признаться.
Иначе не отпустит, у нее хватка ого-го какая:
«Ехал Грека через реку,
видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
рак за руку Греку цап!»
Опубликовано в журнале "Русский пионер" №127. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
30.06.2025Водобой на Пинге 0
-
23.06.2025По мостному времени 2
-
16.05.2025Танционный смотритель 0
-
03.04.2025Попляши 1
-
10.02.2025Инфеврально 1
-
12.12.2024Вечно под луной речка 1
-
04.12.2024Добротень 0
-
22.11.2024Сырная утопия 1
-
15.11.2024Подкаст «Чужие призраки» 0
-
07.11.2024Собирания классиков 0
-
01.10.2024Атом со шпинатом 1
-
18.09.2024Разновидности солнца 0
-
Комментарии (1)
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников2 3522Река. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников2 10202Танцы. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников2 14511Февраль. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 18934Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 20884Коллекционер. Анонс номера от главного редактора
-
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
Поэтому называется: Угрюм-река. Точь-в-точь как жизнь людская".
Александр Куприн
Река Нижняя Тунгуска в одноимённом романе описана под названием "Угрюм-река".
Её название заимствовано автором из старинной песни, строки из которой стали эпиграфом к роману:
"Уж ты, матушка Угрюм-река, Государыня, мать свирепая".
"Угрюм-река" – это роман о дельцах, золотопромышленниках, авантюристах. В основу сюжета романа положена история одного купеческого рода, и многие персонажи имеют реальных прототипов. Главный герой романа – владелец золотых приисков Прохор Громов.
"Угрюм-река" – это роман о дельцах, золотопромышленниках, авантюристах.
В основу сюжета романа положена история одного купеческого рода, и многие персонажи имеют реальных прототипов.
Главный герой романа – владелец золотых приисков Прохор Громов.
Образное название "Угрюм-река" стал образом всей Сибири, бескрайней и неведомой, манящей и коварной…
------
Однако, фильм "Угрюм-река" снимался в нескольких местах на Урале.
Есть в фильме фрагменты окрестностей озера Шарташ в Свердловске - ныне Екатеринбург.
Есть в фильме кадры выезда коляски с героиней из лесной чаши по дороге - это снимали на северо-восточном берегу озера Шатраш.
Тогда это место называлось берегом Изоплита, по одноименному производству рядом, там была пристань для водной перевозки людей на прогулочном судне 30-х годов.
В те годы мы ходили туда ловить рыбу и если не поймали могли попросить поделиться у Рыбартели ловившей рыбу в те времена промысловым способом - сетями.
Тот берег, в те 60-е годы, был ещё не очень затронут цивилизацией и дачниками начавшими строить свои дома правее по берегу и был калорийной натурой для съемок, как часть уральского пейзажа, вероятно, чем-то похожего на сибирский.
Зачем ехать снимать кино в Сибири, когда такая натура рядом с городом Свердловском. В котором тоже ещё были старые дома демидовских времём тоже попавших в кадры фильма.
Это было наше первое знакомство - как снимают кино.
Основные съемки проходили на реках Реж, Чусовая и Исеть, а также в окрестностях Каменск-Уральского и Первоуральска.
Урал, Сибирь - все едино, урочища, чащи, лесные угодья от края до края с грибами, ягодой и рыбой в озерах и река.
Правда зверя в лесах было меньше, но медведи бывали на Сагре, куда ездили на электричке за грибом.