Классный журнал

Игорь Мартынов Игорь
Мартынов

Речная сборка

17 июня 2025 12:00
Отправляясь в плавание по главной теме номера — «Река», шеф-редактор «РП» Игорь Мартынов учиняет сборку флотилии с капитанами‑классиками, которые избороздили речные русла во все края — света, тьмы и так далее. Отдать швартовы!



 

Реки вправлены в литературу от самого ее сотворения. Красной нитью — как вены, как нервы. Методично — как перфузия. Античный Гесиод велел: «Клясться богами положено ненарушимой Стиксовой древней водою, текущей меж скал каменистых». По водам заболоченного Стикса внедряется Данте в адскую топь: 

«Чуть в лодке поместились вождь и я,
Помчался древний струг, и так глубоко
Не рассекалась ни под кем струя».

 

Море, океан — это для бегства, для приключений, для таинственного острова сокровищ, для «а ну-ка песню нам пропой веселый» Роджер и «бригантина поднимает паруса». «Море жизни» — так не говорится. Говорится и пишется: «Река жизни». Река — для осмысления и усвоения. И не особо разгуляешься, и не потеряешь берега — они никуда не денутся, как ни буянь. Река — будь она Тихий Дон, будь она Угрюм — развивается неотвратимо, как возраст, как род: «Угрюм-река все еще продолжала быть капризной, несговорчивой. В ее природе — нечто дикое, коварное. Вот приветливо улыбнется она, откроет меж зеленых берегов узкое прямое плесо: “Плывите, дорогие гости, добрый путь!” — и шитик, сверкая веслами, беспечально движется в заманчивую даль. Но вдруг поворотом, нежданно расширит свое русло, станет непроходимо мелкой, быстрой. Стремительный поток подхватывает шитик и с предательским треском сажает на мель. А вода, шумно перекатываясь по усеянному булыжниками дну, издевательски хохочет над путниками, как ловкий шулер над простоватым игроком. Тогда путники, раздевшись, долго с проклятиями бродят по холодной воде, меряют глубину, ворочают булыги, пока не отыщут ход. И снова тихое, улыбчивое плесо, и снова ему на смену непроходимый перекат или порог. Так изо дня в день» (Вячеслав Шишков).

 

«Река Потудань»… Волга в гончаровском «Обрыве»… Нева в «Петербурге» Белого — речного символизма в классике хоть отбавляй, но реку никто не освобождал и от транспортной нагрузки: 

«Как по Волге-Матушке, по реке-кормилице
Все суда с товарами, струги да ладьи.

И не надорвалася, и не притомилася — 

Ноша не тяжелая, корабли свои. 

Вниз по Волге плавая, прохожу пороги я 
И гляжу на правые берега пологие.
Там камыш шевелится, поперек ломается,
Слева берег стелется, справа — подымается… Лапами грабастая, корабли стараются,
Тянут баржи с Каспия, тянут-надрываются.
Тянут, не оглянутся, и на версты многие
 За крутыми тянутся берега пологие»

(Владимир Высоцкий).

 

С портрета спокойной трудолюбивой реки начинается самый речной и самый апокалиптичный литературный трип к сердцу тьмы: «Старая широкая река, не тронутая рябью, покоилась на склоне дня после многих веков верной службы людям, населявшим ее берега; она раскинулась невозмутимая и величественная, словно водный путь, ведущий к самым отдаленным уголкам земли. Мы смотрели на могучий поток и видели его не в ярком сиянии короткого дня, который загорается и угасает навеки, но в торжественном свете немеркнущих воспоминаний». Но рассказчика — и автора «Сердца тьмы» — влечет не она, не одомашненная Темза: «Но была река, могучая, большая река, которую вы можете найти на карте, — она похожа на огромную змею, развернувшую свои кольца; голова ее опущена в море, тело извивается по широкой стране, а хвост теряется где-то в глубине страны. Стоя перед витриной, я смотрел на карту, и река очаровывала меня, как змея зачаровывает птицу — маленькую глупенькую птичку. Змея меня загипнотизировала» (Джозеф Конрад).

 

Что море? Свободная стихия… брызги и омары… Какой с него спрос?!

 

А вот река смотрит пристально, нешуточно, так что не отвертишься, не отделаешься. Рано или поздно придется ей во всем признаться.

 

Иначе не отпустит, у нее хватка ого-го какая:

«Ехал Грека через реку,

видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

рак за руку Греку цап!»   


Опубликовано в журнале  "Русский пионер" №127Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".   

Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Сергей Макаров
    17.06.2025 22:20 Сергей Макаров
    "Река бедовая, свирепая... Уж бог создал ее так, ... – Она все равно, как человечья жизнь: поди пойми ее.
    Поэтому называется: Угрюм-река. Точь-в-точь как жизнь людская".

    Александр Куприн

    Река Нижняя Тунгуска в одноимённом романе описана под названием "Угрюм-река".
    Её название заимствовано автором из старинной песни, строки из которой стали эпиграфом к роману:
    "Уж ты, матушка Угрюм-река, Государыня, мать свирепая".

    "Угрюм-река" – это роман о дельцах, золотопромышленниках, авантюристах. В основу сюжета романа положена история одного купеческого рода, и многие персонажи имеют реальных прототипов. Главный герой романа – владелец золотых приисков Прохор Громов.

    "Угрюм-река" – это роман о дельцах, золотопромышленниках, авантюристах.
    В основу сюжета романа положена история одного купеческого рода, и многие персонажи имеют реальных прототипов.
    Главный герой романа – владелец золотых приисков Прохор Громов.

    Образное название "Угрюм-река" стал образом всей Сибири, бескрайней и неведомой, манящей и коварной…

    ------

    Однако, фильм "Угрюм-река" снимался в нескольких местах на Урале.
    Есть в фильме фрагменты окрестностей озера Шарташ в Свердловске - ныне Екатеринбург.
    Есть в фильме кадры выезда коляски с героиней из лесной чаши по дороге - это снимали на северо-восточном берегу озера Шатраш.
    Тогда это место называлось берегом Изоплита, по одноименному производству рядом, там была пристань для водной перевозки людей на прогулочном судне 30-х годов.
    В те годы мы ходили туда ловить рыбу и если не поймали могли попросить поделиться у Рыбартели ловившей рыбу в те времена промысловым способом - сетями.

    Тот берег, в те 60-е годы, был ещё не очень затронут цивилизацией и дачниками начавшими строить свои дома правее по берегу и был калорийной натурой для съемок, как часть уральского пейзажа, вероятно, чем-то похожего на сибирский.

    Зачем ехать снимать кино в Сибири, когда такая натура рядом с городом Свердловском. В котором тоже ещё были старые дома демидовских времём тоже попавших в кадры фильма.

    Это было наше первое знакомство - как снимают кино.
    Основные съемки проходили на реках Реж, Чусовая и Исеть, а также в окрестностях Каменск-Уральского и Первоуральска.

    Урал, Сибирь - все едино, урочища, чащи, лесные угодья от края до края с грибами, ягодой и рыбой в озерах и река.
    Правда зверя в лесах было меньше, но медведи бывали на Сагре, куда ездили на электричке за грибом.
127 «Русский пионер» №127
(Июнь ‘2025 — Август 2025)
Тема: река
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям