Работа пионера
КАРТОФЕЛЬНЫЙ САЛАТ
marat baskin
3.2
( 5 голосов )
Новый год отмечали все в местечке. И белорусы, и евреи. И даже единственный китаец, которого Соня-солдатка привезла из Биробиджана. К новогоднему столу готовили всегда что-нибудь вкусное. Правда, сразу после войны, деликатесов ни у кого не было. И готовили вкусности из того, что было. А было всего ничего, как говорил папа. Так что готовили повседневные блюда, добавив к ним что-нибудь для праздничности. Почти во всех домах главными блюдами были блюда из картошки. Мы делали картофельный салат, картофельный суп и иногда картофельную запеканку. И каждый год бабушка мечтала добавить к ним капельку мяса. Это была наша праздничность. Как папа говорил, мясо для вида. В те годы мясо было на вес золота. Чудом выжившие коровы береглись для молока, а куры - для яиц. Говядина появлялась во время предновогодней ярмарки, но цена была очень большая. Правда, для новогоднего стола мы как-то ухитрялись купить маленький кусочек мяса.
Приготовление картофельного салата начиналось с варки картошки в мундирах. Прежде, чем отправить картофель в чугунок с водой, бабушка острым ножом проводила линию по кругу посредине картофелины. Этот она проделывала для того, что бы потом было просто снять кожицу со сваренного картофеля. Для салата бабушка варила шесть – восемь картофелин. Ибо картошки в этом салате были хозяйками, как говорила бабушка, на них держался салат. Отправив чугунок с картошкой в печку, бабушка принималась за варку говядины. Кусочек мякоти был размером с половину ладошки. Бабушка мыла его, клала в кастрюлю, заливала водой, солила, перчила, добавляла лавровый лист и целую луковицу, предварительно очищенную от шелухи, и отправляла в печь.
К этому времени сваривалась картошка. Готовую картошку бабушка вынимала из чугунка, заливала холодной водой в миске, а потом снимала с нее кожицу, которая, как одежка, слезала на две стороны по разрезу. Очищенную картошку бабушка перекладывала в сухую миску, и относила в погреб, чтобы там картошка хорошо остыла, и было ее легко нарезать.
Пока картошка охлаждалась, бабушка нарезала, как можно мельче три луковицы. Где-то через час , картошку доставали из погреба, и бабушка принималась за нее: нарезала сначала кружочками, потом кружочки резала на кубики. И потом в большой миске смешивала ее с приготовленным луком.
И оставляла все в миске дожидаться готовности мяса. Мясо варилось долго. И бабушка терпеливо ждала его, занимаясь другими делами. В конце концов, потыкав в него ножиком, бабушка убеждалась в его готовности и, вынув его из бульона, нарезала его на мелкие- мелкие кусочки, буквально распыляя его по тарелке. Дедушка, смотря на такое бабушкино нарезание, говорил:
- Эс ыз флэйш? (Это мясо?!- идиш)
-Флэйш, флэйш! (Мясо, мясо!- идиш) – отвечала бабушка.- А ты что думал? Было бы мяса больше - резала бы на большие кусочки! – и добавляла.- Чувствуешь запах мяса и радуйся!
И отправляла мясо в миску к уже ожидающей его картошке. После этого наливала в салат две ложки подсолнечного масла, солила и перемешивала его. И оставляла до вечера ждать новогоднего стола. А из говяжьего бульона выбрасывала лук и лавровый лист, чистила четыре картошки, нарезала их кружочками и отправляла в бульон. И возвращала кастрюлю в печку. Затем жарила на подсолнечном масле одну мелко нарезанную луковицу и одну натертую на мелкой терке морковку. И эту поджарку добавляла в кастрюлю с супом. Так что к новогоднему столу получалась картофельный суп и картофельный салат.
За праздничным столом бабушка всегда вспоминала жизнь в эвакуации, и говорила:
-Слава Богу, нет войны, все дома и мясо есть у нас в тарелке! И пусть так всегда будет!
А мне салат нравился без мяса. И я сказал об этом бабушке. И бабушка сказала, что это от того, что я привык его кушать без мяса. А сегодня праздник и надо кушать с мясом. И добавила:
-Иначе у нас целый год мяса не будет!