Проза пионера

падение

Мария Полякова Мария Полякова
2,67
( 9 голосов )
12 сентября в 13:44
 
Полная темнота. Видны только женское и мужское очертания.
Он сидит в недоумении на полу и пытается озираться. Она стоит за ним, повернувшись спиной к нему. 

- Давно вы здесь?
- Простите?
- Я спрашиваю, давно ли вы здесь.
- Я...я не знаю...
- Вы знаете, что здесь вам не место?
- Нет, откуда... А где же тогда мне место?
- Там, откуда вы.
- Вы знаете, откуда я?
- Да. Все, кто здесь вдруг  появляется...все оттуда..сверху.
- Значит, всё-таки я внизу. Это радует.
- Думаете, у вас есть повод радоваться?
- Да, если попытаться рассуждать, то до этого я был наверху. Вполне возможно, что настоящее мое местонахождение временно.
- Вполне возможно...
- Вы что-то знаете обо мне?
- Я что-то знаю о всех.
- Поделитесь?
- Скажите, зачем вам это? Если вы будете больше знать, это лишь помешает вам вернуться обратно.
- Нет-нет, не надо мне мешать, я хотел бы непременно вернуться. У вас темно здесь, мне не нравится... я даже не вижу вашего лица.
- Вам не нужно видеть мое лицо. Это лишь может помешать. Придет время, и мы можем встретиться с вами снова.
- Отлично! Но если бы я знал, что это именно вы, мы могли бы не тратить время на знакомство, а сразу сесть, выпить и вспомнить, не так ли? Знакомство...ведь это настолько лишнее. Короткий промежуток времени, цель которого на скорость рассказать, что вы умеете и что вы умеете лучше всех. Попытаться сложить о себе наипрекраснейшее мнение, а потом...
- Простите, что вспомнить?
- Пока ничего.
- Да и нечего.
- Так о чем мы...а у вас всегда здесь так темно?
- Это ВАМ здесь темно, а нам все видно.
- Без света? Смешно. Смешно и странно. Что же может быть видно без света?
- То, чего со светом не увидишь. Без света может быть и слышно. Изображение чаще завораживает и отвлекает.
- От чего?
- От правды.
- Господи, да от какой правды?!О чем вы?
- От которой мы вас оберегаем.
- Кто Вы? Кого нас? Я совершенно не понимаю вас! Это шутка? Детский розыгрыш?!Зачем?
- Я могу объяснить Вам все до подробностей, но, как известно, все имеет свою цену. Вопрос, сколько вы готовы отдать за это?
- Смотря за что. Вы должны понимать, что мне сложно торговаться, не зная ничего об объекте.
- Объект Вы знаете - это Ваше знание о том, что происходит наверху и здесь…
- Какова цена?
- Вот видите, объект подкупает, не правда ли? Цена… цена заключается в том, что, приобретая некоторые знания, вы неизбежно меняете своё будущее, ибо настоящее предстает перед Вами теперь уже в другом свете.
- Тогда я соглашусь.
- Не торопитесь, так быстро вы можете только недооценить цену.
- Послушайте, если сейчас я начну думать, я начну находить противоречия, которые заставят меня принять противоположное решение. Поэтому первое решение, приходящее в голову… да будет оно окончательным! Говорите!
- Сначала мне нужно знать, в каком свете для Вас предстает Ваше настоящее положение. Для этого расскажите, кто Вы.
- Что именно?
- Что считаете нужным. Я ведь знаю о Вас все. И то, что Вы выберите рассказать о себе, будет определенным образом характеризовать Вас.
- Я художник.
- Неужели?
- Вы же знаете…
- Чу’дно. Продолжайте.
- Так вот, я художник. Пишу, знаете ли. На заказ и для себя.
- Что пишите?
- Разное, что закажут.
- А что обычно заказывают?
- Портреты конечно же.
- Конечно же?
- Людям нравится видеть везде себя.
- Поддерживаете, значит, чувство мнимого человеческого достоинства…
- Да нет.
- Это не был вопрос.
- Вы упрекаете меня в том, что я успешный, талантливый художник и пользуюсь спросом?
- А Вы талантливый?
- Определенно!
- Позвольте поинтересоваться, с чего Вы взяли это?
- Как это с чего? Вы обманули меня, сказав, что все знаете обо мне? Обо мне пишут, у меня меня своя школа!  Я один из самых успешных людей, чёрт возьми!
- Простите, но доказательства Вашего таланта я не услышала.
- Успех не является доказательством таланта?
- Успех является доказательством признания.
- Что Вы говорите... А разве могут признать бездарность?
- Да, и очень часто. Вам достаточно оказаться в правильное время в правильном месте, когда люди устали от чего-то общепризнанного, им хочется отрицать все старое и казаться идущими в ногу со временем. Поверьте, и половины Ваших учеников не смогут объяснить Ваше творчество.
- Разве нужно всегда что-то объяснять? Достаточно чувствовать это и тяготеть к этому.
- Всегда можно объяснить, к чему ты тяготеешь…
- С Вами невозможно разговаривать. Вам просто невозможно что-то доказать.
- Не доказывайте мне. Докажите себе, Вы ведь талантливый.
- Талант невозможно доказать. У меня дар… Изображать всё, как есть на самом деле. Мои портреты схожи с натурой абсолютно…
- Если б было именно так, некоторые не приобретали бы Ваших работ.
- Это становится невыносимым! Я не могу больше так! Разрешите я уйду, и мы забудем этот бессмысленный разговор!
- Разумеется. Идите. 
- Так просто?
- Конечно нет. Я чуть не забыла: всего хорошего Вам.
- Нет уж, позвольте! Я хотел бы
- Да идите уже!


- Вы все еще здесь?
- ...
- Послушайте, я не должна была с вами спорить, я забыла, что вы ничего не знаете...
- ...
- Хорошо, извините меня
- Хорошо
- Нет, Вы серьезно ждали, что я извинюсь?
- Да
- Я знала

Она вдруг оборачивается к нему. Немного ждет. Садится рядом. 

- Расскажите мне дальше: как вы решили стать именно художником, как к Вам пришел успех.
- Я никогда не думал...нет, я никогда и не хотел конкретно быть им. Я рисовал в детстве на уроках изобразительного искусства, учителя находили способности во мне, но вот отец... он бы не захотел, чтобы я стал художником, отчасти я понимал его. Это не совсем мужская профессия, она не совсем постоянна.
- Для таланта не бывает пола: мужская, не мужская профессия...
- Вы же не верите в мой талант
- Если я начну спорить с Вами, вы уйдете...Продолжайте
- По наставлению отца я получил образование, открыл свою фирму со временем. Ну, а дальше, как у многих, я прогорел. Из-за какого-то пустяка я лишился фирмы, дохода, планов на будущее. В тот вечер, я достал краски и написал сознательно свою первую бессознательную картину. 
- Что за картина?
- Я выставил ее на продажу под названием "Падение".
- Почему "Падение"? Что было на ней?
- Знаете, даже ничего конкретного...Смутный образ человека, проваливающегося вниз. Но на удивление там не было страшно. Бездна не внушала ему боязни. Она наоборот была светла. Поэтому поза и его лицо были спокойны. Для многих это было падение, но на самом деле это было спокойное погружение...
- Вы ассоциировали его с собой? Считали, что, упав, для Вас появится возможность открыться чему-то новому внутри. Что поможет Вам вернуться обратно...
- Скорее всего именно так. И это новое заставит меня жить по-другому. Это было своеобразное возвращение. К моим желаниям и способностям.
- Вы выставили ее на продажу?
- Да, я подмазался тогда к уже успешным людям, и, не веря в успех дела, мы решили попробовать.
- И?
- Неожиданно одна женщина. Довольно состоятельная... Она появилась непонятно откуда. И приобрела ее за немаленькие деньги на тот момент. Я стоял позади и боялся, что это сон, что даже громким вздохом я смогу спугнуть это. Я мысленно представлял, как покрою свои долги и может попытаюсь заново что-то начать. Куплю дом, свою мастерскую, а со временем и обзаведусь семьей...
- Что Вы знаете об этой женщине?
- Ровным счетом ничего... Я пытался найти ее, чтобы хотя б узнать дальнейшую судьбу своего творения. Но так и не нашел. Никто не смог ответить мне, кто она. 
- Ответьте мне на один вопрос...вы ведь ловили себя на мысли, что все это не просто так. И эта женщина...
- Да, мне повезло. Если бы не она...
- Везение, везение. Что вы знаете о везении?...Что ж, видимо, наступила моя очередь. И, пожалуй, я начну издалека. Вы все склонны видеть себя особенными людьми, для которых есть особое предназначение в этой жизни. Поэтому малейший успех, совершенно не доведенный до ума, вы воспринимаете как знак свыше. А дальше начинается, вам не становится достаточно этих успехов, вам нужно больше и больше. Больше публики, больше аплодисментов. Становится все равно, что делать, лишь бы публика возрастала, вы готовы жить только на их восхищенных отзывах; собственно и живете, доходит до того, что вы и ваше творчество существует ровно столько, сколько существует мнение о вас. Вы больше не индивидуальность, вашего мнения, вашего взгляда больше нет. Объект другие люди. Вам бросают вызов потребностью публики, вы отвечаете... Потом появляется другой человек, который отвечает быстрее и необычнее вас. И все. Конец. Ваш талант превращается в механизм, не способный выдержать конкуренции.
- Дальше. Прошу Вас...
- А что дальше? Дальше вы жалуетесь, что публика уже совсем не та, что истинное творчество отходит на второй план, а то и дальше. Вы сами допускаете свою зависимость от людей, совершенно не разбирающихся в искусстве. Та женщина... Кого-нибудь волновало её пристрастие в живописи? Вы действительно думаете, что она смогла с последних рядов различить свет на Вашей картине в глубине бездны, понять, что человек в бездне может осмыслить больше и увидеть больше, чем на свету? Она просто увидела, что, если не сделает этого сейчас, вы погибнете. Вы бросите все, и станете тем несчастным бродягой, которые окружают нас, думаете среди них нет талантливее вас?
- Постойте... -он больше не слушает ее
- Проблема в том, что в тот вечер решающим было в Вашей судьбе ее благосостояние, размеры её ожерелья решало Вашу судьбу, а не Ваши  способности или талант, как Вы их называете. Как вы, люди, могли дойти
- Постойте...подождите. Ожерелье...откуда. 
- Что откуда?
- Вы знаете про ожерелье.
- Я же говорила, что знаю о Вас все
- Но не о ней! Господи!!! Вы так точно описали все, что я вкладывал в картину. Как..как же я сразу. Это были Вы?
- Это не важно. Вы не слушаете меня
- Нет, важно! Теперь это единственное, что важно! Отвечайте.
- Я. Это была я.
- Как...почему Вы не признались сразу.
- Что-то бы поменялось?
- Конечно, я ведь столько искал Вас...
- Вы искали судьбу своей картины, а не меня
- Кто Вы?
- Нас много... Не будем только обо мне. Мы появляемся там, где спасти может вас только мнение, пара слов, деньги, покупка ваших работ, отзывы авторитетных людей.Мы слушаем любые ваши истории, открыв рот; восхищаемся каждым вашим движением, видим в ваших работах иногда то, что даже вы не видите. Мы поддерживаем ваше мнение. Кстати, вы никогда не задумывались, откуда берутся авторитеты?
- Нет, простите, мне неинтересно
- Ну, что ж, я подумала, раз мы мило болтаем, я могла бы рассказать
- Не утруждайте себя
- Вы обижены?
- Зачем?
- Простите?
- Зачем вы это делаете, кто вас просит? Сейчас Вы даете мне явно понять, что люди не стоят ничего. Нет гениев, талантов, есть только ваше мнение
- Я не говорила вам такого. Вот опять, вы слушаете, но не слышите. Вам дали начало... Возможность изменить всё. Каждый человек обладает возможностью изменить все, мы вмешиваемся только тогда, когда от вас уже ничего не зависит, когда вы на грани. Мы даем эту возможность. Признаться, некоторым людям да... Видите ли, когда человек все-таки доводит дело до того, что держится исключительно на мнении аудитории, мы держим его... Иногда держим и до конца. А то уж слишком много бродяг развелось, вы не заметили?
- За что ему такие привилегии?
- Привилегии?-смеется. Нет, вы серьезно? Да это же смешно! Друг мой! Для знающих людей это наказание: смотреть как в прошлом способный человек восхищается каждым движением своих рук, придает пустым словам смысл афоризмов, а потом наслаждается, как их разносят шепотом и вторят молитвой друг перед другом... 
- Кажется, я понял...
- Не торопитесь.
- И много вас?
- Сколько и вас. Вдруг все решат заниматься искусством- в её голосе слышится улыбка
- Существует же решение всего этого?
- Решение всегда в выборе
- Тогда каков правильный выбор?
- Какой выберите Вы. Вам решать как жить дальше. В неведении или не всегда в признании. 

- Так где я?
- Вы внизу. 
- Внизу...
- Когда-то Вы сами нарисовали это место. 
- И что дальше?
- Я не знаю, решать Вам...

Становится совсем светло на сцене.

Он вдруг загораживается рукой, закрывает глаза и вскакивает

- Уберите свет! Да уберите же его! Я ничего не вижу!
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Блог-лента