Проза пионера

закат.

Роман Мандриков Роман Мандриков
2,24
( 17 голосов )
2 июля в 02:29
 
  Заросший берег реки и обветшалый дом, который одиноко смотрит на тонкую рябь воды. На пороге стоит Мужчина, его поза не выдает никаких признаков беспокойства. Солнце уходит за горизонт, а это значит, что нужно разжечь огонь в доме, поудобнее устроиться в старом кресле-качалке и, отдавшись незамысловатому ритму «вперед-назад»  в нем, задремать.

  Шорох крон деревьев никогда так не успокаивал Мужчину, и сегодня он немного дольше провожал уходящий за горизонт день. Он даже не заметил, что продрог, хотя на дворе было начало августа. Поспешив согреться, Он направился в дом. Проверив угли в маленьком камине с так и не завершенной внешней отделкой, Он начал разжигать кусочек маленького солнца у себя дома.

  Одинокий дом посреди леса, что может быть более пугающим местом для жизни? Мужчину это не пугало. Пугать могут люди или человек, живущий совершенно один на берегу речушки. У природы никогда нет намерения навредить или напугать: намерения присущи только человеку.

  Расположившись в своем скрипящем кресле, Мужчина расслабился и уставился на огонь в камине. В такие моменты сложно обдумывать что-то: голова становится легче, пальцы и ступни чувствуют невесомость, а любой ураган мыслей успокаивается, оставляя ворох проблем до вихря событий следующего дня.

  Он жил совсем один, хотя некоторые в 44 года (именно столько было Мужчине) счастливы в своих комфортабельных квартирах, и, выходя из них, наслаждаются любой рутиной, которая с удовольствием принимает их в свои объятия. Он не был богат, хотя некоторые в 44 года все еще пытаются урвать себе кусок торта этой жизни со сливками и вишенкой наверху. У Него не осталось родных и друзей, хотя у некоторых в 44  года столько имен в окружении, что они не смогут поместиться в телефонную книгу самого современного телефона. У Него не осталось ничего, кроме этого дома, лодки и кресла, которые скрипели и были готовы отойти на покой по частям в любой момент. Как, впрочем, и их хозяин.

  Единственный человек, с которым Мужчина разговаривал, был Водитель, который забирал у Него рыбу, чтобы продать ее на рынке, а взамен привозил продукты из города. Как-то между ними завязался диалог:
  - А ты никогда бы не хотел жить не один?
  - Завести семью?
  - Ну, хотя бы в город перебраться, я бы тебе с работой помог...
  - Мне работа не нужна. Мне нужно только то, чем себя занять. Место, где можно засыпать. И камин, который успокаивает меня лучше любых успокоительных средств, которыми мы тушим бессознательные подсказки души, что нам чего-то не хватает в наших жизнях.
С тех пор мужчины общались только о погоде, улове, а в последнее время и о наступающей осени.

  Водителю было невдомек, что когда-то у мужчины была и уютная квартира, и работа, и машина. И любимая Женщина. Но ничего не стоит на месте, и иногда жизнь стирает ластиком судьбы некоторые вещи, которые в определенные моменты жизни человека должны исчезнуть. Пусть и иногда они исчезают вместе с его собственной жизнью.

  Мужчина был счастливым человеком. Прежде всего, для себя. Его, может быть, и волновало раньше общественное мнение, но сейчас его обществом была только Природа. Такое общество редко обсуждает последние новости и, вместе с тем, никогда не забивает голову информацией, которая в любой момент может оказаться сущей ерундой.

  Поленья потрескивали, и с каждым раскачиванием вперед-назад кресло поскрипывало. На секунду Он закрыл глаза. Внутри было состояние подобное ощущениям младенца, которого качают в колыбели: когда видишь родное лицо, ни о чем не думаешь и все, что тебе нужно - это именно это лицо, которое так радостно смотрит на тебя, а ты счастлив видеть его. Глаза мужчина не открывал.
Вот оно - лицо Матери. Той, которая всегда хотела только счастья сыну и себе (именно в такой последовательности). Вот ее загадочные морщинки, как свидетельство всего того, что было в ее насыщенной, но короткой жизни: те, что были по краям губ и глаз свидетельствовали не только о задорном смехе молодости, но и о всех пролитых на ее нежные руки невзгодах.

  Она улыбалась и пристально смотрела. Как смотрела тогда, когда уже понимала, что Ей осталась пара вдохов и выдохов. Этот взгляд как будто бы пытался выведать и понять что-то. Как будто бы, смотря на сына, Она задавала немой вопрос: все ли я правильно сделала в этой жизни? Жалею ли я о чем-то? Можно ли наконец уйти от всего, что происходит вокруг, и отдаться тому, что и так неизбежно стояло у изголовья ее кровати? Как только сын сильнее сжал ее руку в своей, Она поняла, что последний выдох сделан, и ее душа поплыла по реке уже другой жизни.

  Следом пришло лицо другой Женщины. Ее. Она была моложе его на 2 года, и встретились Они случайно: по дороге на работу Он заскочил за кофе, что, в конечном счете, и получил. Только в несколько в другой форме: не в картонном стакане на вынос, как это обычно бывает, а на свою белую рубашку и с подноса неуклюжей беловолосой девушки, которая стояла перед ним в очереди. На работу Он не спешил, потому что приходил и так раньше всех, и принял ее предложение "быстренько застирать рубашку у нее дома". До рубашки дело дошло, а вот до работы Он так в этот день и не добрался.

  Они прожили самые счастливые 3,5 года его жизни. Однажды Мужчина просто вернулся домой, но, не найдя ее, нашел клочок бумаги с объяснением того, почему она уходит и не может быть с ним рядом. Резко, колко и больно. Прямо как острый нож пронзает человеческое тело. Именно так полоснуло Мужчину по сердцу в тот момент. Эта боль была все там же, все такая же острая и колкая. Просто к любой боли привыкаешь и уже не обращаешь на нее внимания.

  Этот образ был точно таким, каким Он его помнил: светлые, чуть кудрявые волосы, пушистые ресницы, глаза цвета фундука, острый и аккуратный носик и губы с намеком на улыбку в уголках. Даже несмотря на то, что он давно не чувствовал бархат ее рук на своей коже, он в любой момент мог представить, как ее рука ложится сейчас на его плечо. Или проводит по щеке, как было тогда, когда Она смотрела на него и молчала, а ее глаза выражали отчаянное спокойствие.

  Медленно открыв глаза, Мужчина увидел увядающие потуги пламени осветить комнату. Ему вдруг захотелось свежего и прохладного вечернего воздуха. Как будто бы его легким еще будет нужен этот кислород для какого-то особого случая.

  Он вышел на скрипящее крыльцо. Было прохладно, и над поверхностью реки плыл тонкий слой белого пара: река остывала после жаркого дня, отдавая все свое тепло наступающей темноте. В воздухе стоял запах камыша и сырости. Кроны деревьев перестали шелестеть, и весь лес позади и берег под ногами был готов заснуть в этой тихой летней ночи. Сделав пару больших глотков воздуха, Он направился обратно в дом.

  В камине остались только угасающие угли. Обычно бы в этот момент Мужчина направился бы к кровати, чтобы заснуть, но Он опять сел в кресло и начал медленно раскачиваться. В голову неожиданно пришла мысль, что сейчас его жизнь измеряется уже не минутами, а выдохами. Раз-два. И что у спинки кресла его уже кто-то ждет. Раз-два. Чтобы взять его в плавание по другой, новой реке.

  Где гладь воды необозрима, а настроение у нее всегда спокойное.
  Где люди живут все вместе и неожиданно не исчезают.
  Где все понятно без слов, и людям не нужны эти порой жестокие оболочки их мыслей.
  Где не нужны работа, дом, машина, деньги.
  Где есть только любовь и родные лица.

  И на мгновение Он даже почувствовал горячее дыхание в затылок , а затем мягкий поцелуй матери в макушку головы. Раз-два.

  И ему не оставалось ничего кроме, как выдохнуть последний глоток воздуха.
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (2)

  • Юлия Романова
    2.07.2013 19:37 Юлия Романова
    Философия рассказа ясна уже из названия: здесь и конец жизни, и чисто биологический момент природы, что ожиданно я нахожу в тексте. Написано мягко и проникновенно, но предсказуемо. Сразу ясно, что герой не просто так уединился - не от счастливой жизни - а от душевной боли, да и вообще достала суета. Я бы позавидовала Ему, но не могу. А почему бы не позволить Герою стать счастливым и просто приятно релаксировать перед камином просто потому, что он может себе это позволить? Ведь это настоящая роскошь - иметь свободное время и жить по восходу и закату. В этом и есть счастье. Покой. Наслаждение. Автор просто не нашел Ему занятия, которого Он так ждал...
  • Николай Чикишев Это умиротворение напоминает поздние бунинские рассказы. Но в произведении присутствует безликость героя, он не цепляет своей драмой, потому что его жизнь уже описана с точки зрения его философии остракизма. Нужен конфликт, бругой взгляд, который бы боролся за читателя.
Блог-лента




 
Новое