Дневник пионера

Русский Пионер Русский
Пионер

Премьера "Русского Гамлета" на сцене Большого театра

18 июля в 13:05
Открытый Фестиваль Искусств «Черешневый лес» представил московскую премьеру «Русского Гамлета» Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана на Исторической сцене Большого театра.

IMG_1181.jpg
 
Этим спектаклем начались гастроли театра Бориса Эйфмана в Москве. В год 40-летия коллектива на сцене Большого Театра будут представлены балеты «Евгений Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Up & Down», «Анна Каренина».
 
16 и 17 июля на Исторической сцене Большого театра состоялась московская премьера спектакля «Русский Гамлет», который открыл летнюю театральную программу Фестиваля «Черешневый лес». 
 
«Русский Гамлет», не исполнявшийся труппой Санкт-Петербургского государственного академического театра балета на протяжении многих лет, вернулся в репертуар в год празднования 40-летнего юбилея коллектива.
 
Борис Эйфман настаивает, что, возвращая на сцену свои старые балеты, он не реставрирует их, а создает новые версии: «Это спектакль XXI века, отвечающий требованиям современной хореографии и современной технологии, творческим возможностям, которые есть в нашей труппе… Драматургия постановки осталась та же – это история молодого царевича Павла и его сложных взаимоотношений с матушкой, императрицей Екатериной Великой. Это период его светлых честолюбивых желаний и первых трагических катастроф. Это поиск своего ответа на вечное гамлетовское "Быть или не быть". Но хореография – принципиально новая, соответствующая нашему времени».

IMG_1336.jpg
 
Оставив сюжетную канву балета без значимых изменений, он переосмысливает хореографическую партитуру, делая ее еще более изобретательной, изысканной и эмоционально насыщенной. Впервые балет «Русский Гамлет» увидели в Варшаве – Борис Эйфман поставил его в 1999 году на музыку Л. Бетховена и Г. Малера. В своем спектакле хореограф обратился к знаковой фигуре Павла I – одного из наиболее загадочных и неоднозначных персонажей отечественной истории. И блестяще изобразил трагическое противостояние неординарной и душевно хрупкой личности враждебному миру, построенному на насилии, вероломстве и лжи.
 
Не очень любимый историками Павел у Эйфмана оправдан: ведь хореограф любит героев с трагической и неоднозначной судьбой. А здесь все классические составляющие, словно в древнегреческой трагедии: противостояние матери, страх смерти, одиночество, нелюбовь двора.

«В этой истории все запутано: материнская любовь – вовсе не любовь: на сцене разворачивается полный спектр эмоций», - рассуждает о своей героине Екатерине Великой прима-балерина Мария Абашова.
 
Оказывается, «Русский Гамлет» изменил жизнь исполнителя главной роли Олега Габышева: он мечтал об этой партии четырнадцать лет, еще когда увидел балет первый раз в Новосибирске. «Я посмотрел дважды спектакль - из зала и из-за кулис. Это было невероятно, и я решил попробовать себя в современной пластике», - поделился премьер Театра балета Бориса Эйфмана.

IMG_2124.jpg
Олег Габышев
 
Чтобы солисты прониклись духом эпохи, им устроили экскурсию по обычно закрытым залам Михайловского замка. «Когда нас повели туда, где убивали Павла, показывали лестницы, мы были сильно впечатлены и перенесли эти эмоции на сцену», - рассказала прима-балерина Театра балета Бориса Эйфмана Любовь Андреева: «Это не ожившая история, а, конечно, ее театральная версия, которую было бы интересно смотреть зрителю».
 
По словам Марии Абашовой, Эйфман будто забыл старую версию «Русского Гамлета» и работал с солистами так, словно делал новый спектакль: «Он просит танцевать не вариации, а эмоции: танцуй ненависть и злость. Надо скрутить пируэт, сделать поддержки, но при этом показать эмоции». Работающие на пределе артисты меняют костюмы прямо за кулисами: есть сцены, когда они переодеваются за полминуты, что держит и артистов, и зал в постоянном напряжении.
 
Большой театр сыграл особую роль в многолетней истории «Русского Гамлета». Именно здесь в 2000 году прошла российская премьера этого балета. Она была представлена труппой Большого, на сцену которого Эйфман перенес свой сочиненный годом ранее спектакль. За годы активной сценической жизни он с невероятным успехом демонстрировался в США, Франции, Италии, Германии, Австрии, Китае, Южной Корее, Аргентине и других странах. The New York Times в рецензии на постановку назвала Бориса Эйфмана «практически единственным хореографом, обладающим особым даром электризовать образы и театральные фантазии».
 
Многолетний соавтор хореографа художник Вячеслав Окунев создал для возрожденного «Русского Гамлета» новые костюмы, а также усовершенствовал наполненные глубоким символизмом оригинальные декорации балета, сочетающие строгость и имперскую пышность. Над световой партитурой постановки работали Александр Сиваев и Борис Эйфман.
 
В главных партиях в новом спектакле зрители увидели звезд труппы Театра – лауреатов международных конкурсов, премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит», премий Президента РФ и Правительства РФ: заслуженного артиста России Олега Габышева, Марию Абашову, Любовь Андрееву, Сергея Волобуева, Олега Маркова и других.

IMG_0303.jpg
 
Открытый Фестиваль Искусств «Черешневый Лес» уже пять раз представлял в Москве премьерные балеты Театра Бориса Эйфмана – «По ту сторону греха», «Up & Down», «Реквием», «Чайковский. PRO et CONTRA», а также спектакль «Роден, ее вечный идол», за который Борис Эйфман был удостоен премии им. Олега Янковского «Творческое открытие – 2012», учрежденной фестивалем «Черешневый Лес». 
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Честное пионерское
Классный журнал
 
Новое