Работа пионера

Сила и слабость женщины в романе Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»

Ольга Юдина Ольга Юдина
15 июля в 17:03
 

Женщины, манящие и непредсказуемые, сильные и слабые, блёклые и эффектные… «Зулейха открывает глаза» – роман, написанной женщиной, и именно через женские судьбы автор показывает судьбу страны.

В романе перед нашими глазами проходит жизнь совершенно разных людей. Но если мужские персонажи временами вызывают недоверие, то женские удивляют своей многогранностью и искренностью. Мы знакомимся с жестокой Упырихой, боевой Настасьей, робкой Илоной, расчётливой Груней, аристократичной Изабеллой, распущенной Аглаей, и, конечно же, главной героиней романа Зулейхой.

С Зулейхи мы и начнём. В начале рассказа она предстаёт перед нами безропотной жертвой. Свекровь и муж не уважают в ней человека и женщины. Она работает от зари до зари и при этом свято верит в то, что её муж — хороший человек. Хороший, потому что не бросил замерзать в лесу и потому что несильно бьёт. Зулейха настолько безропотно переносит свою участь, что иногда, читая роман, хочется ударить её, как бы сделала Упыриха, хочется крикнуть: «Не будь такой слабой! Дай отпор!» И, между тем, уже в первой части проявляются те черты характеры героини, которые помогут ей выжить в ссылке и стать сильной, ловкой охотницей – это её несгибаемый внутренний стержень. Да, она скоблит и драит и без того чистый пол. Да, она терпеливо выносит ночной горшок свекрови. Но она делает и то, о чём никто в её семье не догадывается: несёт гостинец лесным духам. Причём, как женственна эта сила! Это не просто подношение сильному — нет, это просьба, материнская мольба укутать снежком дочек, позаботиться об их могилках. Сколько нежности в этой силе!

Испытания, выпадающие на доли Зулейхи, только укрепляют этот стержень. Мы видим, как отчаянно она сражается за жизнь единственного ребёнка. А позже — как просто и однозначно она показывает Горелову, что её не сломить, не испугать и что за людей, которые ей по-настоящему дороги, она готова пойти на убийство.

В то же время Зулейха — женщина до последней капли крови, до последнего вздоха, до последнего взгляда вслед уезжающему в большой мир сыну. Исток её силы — любовь: к дочерям, сыну, мужчине, убившему её мужа и спасшему её саму.

Такую непреклонную волю мы видим и у Изабеллы, ставшей на берегу Амура ближайшей подругой Зулейхи. Так же как и главная героиня, она не выглядит сильной. Да, Изабелла высокая, с сильными руками… и седыми волосами. Она немолода. И таких, как она, немало. Именно за жизнь «ленинградских остатков» больше всего опасается Игнатов. Но они выживают, вопреки сложностям и болезням. И с первого же знакомства с этими людьми мы понимаем, откуда в них сила.

Вот она, Изабелла, презрительная к ничтожествам и непреклонная в том, что касается её ценностей: «А тех, кто не умеет по-обезяньи, на руках будете заносить?» – в этом вся Изабелла. Она не хочет по-обезяньи, желает остаться человеком – именно поэтому она и выживает.

Казалось бы, этим сильным в своей слабости женщинам противопоставляется Упыриха. Она жестока, мстительна, в ней нет мягкости. Она, в отличие от Изабеллы, которая всячески помогает слабой Зулейхе, с радостью и удовлетворением пророчит невестке смерть. Она — как тёмная сила, превращающая жизнь молодой женщины в каждодневный ад. Но действительно ли она антагонист Зулейхе? Я так не думаю. Несмотря на жестокость, эта оглохшая и ослепшая женщина вызывает и восхищение. В ней, как и в Зулейхе и в Изабелле, есть воля в жизни, и эта воля к жизни роднит её с мягкой невесткой и интеллигентной Изабеллой.

«Я уже и ослепла, и оглохла — а все еще живу, и мне нравится». И мы видим, что это правда. Она наслаждается жизнью. Она не может понять и принять «мокрую курицу» Зулейху. Но со зла ли она издевается над ней? И злом ли обернётся её мощь? Нет, именно она закалила характер Зулейхи. Разве смогла бы эта хрупкая девушка выжить на Амуре, если бы ранее, в доме мужа, не было Упырихи. Эта жёсткая женщина будто подталкивает невестку: «Ну же, разозлись, покажи, на что ты способна!» И злится сама, когда Зулейха робеет.

Но разве не её образ помогает Зулейхе выкормить сына? «Мой сын так не плакал, - говорит спокойно. – Так — не плакал». И именно эти слова помогают Зулейхе принять решение. Одно из тех решений, где проявляется сила её характера.

Упыриху роднит с Зулейхой не только эта. Упыриха — такая же мать. Она, потерявшая старших сыновей, отдаёт всю любовь младшему, как и Зулейха отдаёт всю свою любовь Юзуфу. Последняя сцена, где Зулейха бросается на грудь Упырихи и называет её мамой, ставит всё на места: Упыриха тоже любила, и это ещё больше сближает ей с Зулейхой, так непохожую на неё саму.

Но если не Упыриха, тогда кто же противопоставляется Зулейхе? Бывшие возлюбленные Игнатова, Илона и Настасья, а также отчасти, Аглая и Груня.

Илона подобна Зулейхе из первой части. Та же безропотность, та же покорность. Но в ней, в отличие от Зулейхи, нет женской силы, нет уважения к самой себе. Её образ настолько сер и безлик, что не оставляет места для эмоций. И потому так легко забывает о ней Игнатов ради Настасьи. Так же легко забывает о ней и читатель.

Настасья — другое дело. «Хороша баба», - думает о ней Игнатов. Да, хороша, красива, дерзка. К ней снова и снова возвращается Игнатов своими мыслями. Но почему же такую неприязнь вызывает эта женщина? Ответ в самом вопросе. Женщина ли это? Её тело прекрасно, но в остальном — разве есть в ней женственность? Она уверенно, наравне с мужчинами, идёт раскулачивать крестьян. Не задумываясь, может убить и рассмеяться. Если Зулейха готова убить ради любви, то Настасья — ради ненависти. В этом она противопоставлена Зулейхе. Женщина не может без любви, иначе она перестаёт быть женщиной.

Несколько в стороне стоят Груня и Аглая. Эти две героини словно сглаживают различия между миром женственной Зулейхи и мужеподобной Настасьи. Груня преданно ухаживает за сумасшедшим профессором ради выгоды. Но только ли выгода ей движет? Нет, ей так же движет и любовь (к сожителю, который потом её оставит) и, не сомневаюсь, сострадание к тому, кто замкнулся в себе и ушёл в мир своих грёз. Да, Груня заслужила свою судьбу, но она вызывает и сочувствие. Вызывает сочувствие и Аглая, любящая и брошенная, как ненужная вещь. Почему же их судьба так печальна? В них нет той силы и воли к жизни, нет самоуважения, которые мы видели в Зулейхе, Изабелле и Упырихе.

Да, без сомнения, роман «Зулейха открывает глаза» – это рассказ о судьбе страны. Но ещё больше это рассказ о судьбе женщин. Женщин сильных и слабых, блёклых и эффектных.

Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Блог-лента




 
Новое