Работа пионера

Terra Incognita

Raja Pozharskij Raja Pozharskij
10 мая в 14:59
 
В годы моего обучения в петербургском киновузе на студенческих фестивалях раз за разом появлялись новые этнографические фильмы, некие зарисовки-воспоминания об уходящей натуре — малой родине. Не вдаваясь в подробности, было ли это велением души каждого отдельно взятого начинающего режиссёра или подсказка темы его мастером, всё равно сформировалось мнение, что национальный колорит лучше всего передаётся средствами кино.

Вот и роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» изначально был именно сценарием. Возможно, если бы процесс превращения сценария в фильм был отлажаней и проще, мы были бы не знакомы с замечательным образцом экспериментальный прозы — историческим кинороманом с сильной центральной линией становления личности. Сейчас любому думающему и честному художнику тесно в рамках одного жанра, поэтому каждый второй текст можно назвать «экспериментальным». Этим же размытым определением пользуется и коллега Гузель Алиса Ганиева, писатель и критик. Ганиеву и Яхину объединяет обращие к национальным корням — у Яхиной к татарским, у Ганиевой к дагестанским.

Подобно кинематографу, роман Яхиной прежде всего воздействует на эмоции. Татарские словечки, вплетённые в повествование, также «бьют» именно в эту цель. У читателя будто рождаются воспоминания, которых он не переживал, а всё потому что картинка, звук, цвет, запахи, почва, холод — всё у Яхиной описано максимально объёмно, всё воздействует не только на органы чувств, но и на бессознательное, на забытую личную или стёртую коллективную память.

К главной героине романа — Зулейхе — просто испытать эмпатию, потому что она представляет собой ищущую натуру, преодолевающую множество внешних и внутренних сложностей. Миссия Зулейхи — чувствовать. В то время как многие персонажи, окружающие её, не более чем воплощения какой-то одной из сторон зла: власти сильных над слабыми, релизиозных предрассудков, мещанских традиций, обмана и страха. Смешно от несколько банального обобщения, но поскольку «Зулейха открывает глаза» — роман о женщине, её доле, несправедливости к ней и её нелёгком пути, то главную героиню способно сделать полнокровным персонажем только взаимодействие с теми, кого она любит: с русским мужчиной — красноармейцем Игнатовым и её сыном Юзуфом. Их отношения — далеко не гармония, но принятие. Все истории героев расказаны в форме притчи, что возвышает человеческие отношения не только над обыденностью, но и над историей, временем.

Роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» масштабен и эпичен. В нём легко считать линию только одной судьбы — женщины, но «Зулейха» также и история судеб, разобщения и обретения людьми друг друга. Сила притижения равна силе отдаления, на один шаг вперёд приходится один шаг назад. Во многих публичных обсуждениях романа Яхина подчёркивает, что роман посвящён её бабубшке, её памяти, то есть текстом автор пытается притянуть то, что уходит неумолимо и безвозвратно. Всё постепенно становится неизвестной землёй, включая нас самих, поэтому важно проживать не только свою жизнь, но и строить мостки в прошлое для общего бессмертия.
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



 
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Отменить

Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Блог-лента