Блог ведет Владимир Цивин

Владимир Цивин Владимир
Цивин

Прошлое и будущее русской культуры

9 января в 19:50
Сквозь всю многовековую историю России можно проследить драматическую коллизию, сопровождающую попытки ее политических лидеров и возглавляемой ими государственной машины найти решение извечного вопроса российской геополитики, связанного с настойчивой потребностью преодолеть пространственное отчуждение Руси — Московии — России от ведущих мировых экономических центров, с потребностью сформировать устойчивые каналы взаимодействия с ними и восприятия идущих от них цивилизующих импульсов. Вся российская история пронизана этими идущими из разных источников импульсами, будь то воспринятые от варягов первоосновы государственности или воспринятые от византийской церкви религия и письменность, будь то — столетиями позже — наново усвоенные от Орды навыки государственного управления и военной организации, будь то опыты Голландии и Пруссии, вдохновлявшие российских императоров XVIII в. на подвиги заимствования или ученичества (а порой и на откровенное малопродуктивное подражание), будь то, наконец, опыты российского «самобытного» прочтения марксизма и неолиберализма, составившие идеологическую основу российских революций начала и конца XX столетия.
                                                                   В.И. Пантин, В.В. Лапкин
 
В этом высказывании В.И. Пантина и В.В. Лапкина действительно подмечена характерная особенность русского государства, которое постоянно было вынуждено, тратя все свои силы на укрепление и сохранение державности, отражать нашествия извне и пресекать смуты внутри, чего в таком виде не было ни в Европе, ни в Америке, и при этом одновременно все время учиться и перенимать опыт, в том числе, и от своих врагов.
Так из1728-летнего периода русского исторического процесса видно, что первые шесть 144-летних периодов из двенадцати (весь первый полупериод, ровно до центра периода) основной целью и движущей силой русской истории была идея создания мощного самодержавного государства. Эта цель вполне была достигнута Петром I в начале второго полупериода, что было закреплено созданием империи. И, начиная с этого момента, все европейские правители, от Карла XIIдо Гитлера, подчинявшие себе большую часть Европы, терпели крах именно после того, как решались напасть на Россию.
Однако, согласно нашей периодической модели, пик идеи самодержавия означает начало ее спада, что и происходило в России с началом проведения Петром I буржуазных реформ. С одной стороны, необходимость этих реформ следовала из суровой необходимости обеспечения конкурентной способности государства на международной арене. Ведь в это время в Европе одна за другой происходили буржуазно-демократические революции и осуществлялись буржуазные преобразования, приводившие к новым возможностям для развития экономики. Но, с другой стороны, эти реформы неизбежно подрывали основы самодержавия.
Однако самодержавие не хотело терять свои позиции, поэтому в России после Петра I буржуазные преобразования были заморожены почти на полтора столетия (весь 144-летний период 7), и начались снова (Александром II) только в начале 8 144-летниго периода, толчком к чему послужило унизительное поражение в Крымской войне. Но после Александра II они снова были заморожены на половину периода 8. Понимая необходимость реформ, русские императоры понимали несовместимость их с самодержавием, и поэтому реформы двигались лишь под давлением со стороны народа, или со стороны буржуазии, или, вынужденной угрозами извне, необходимостью модернизации армии. Поэтому эти реформы начались снова в центре периода 8 (т.е. ровно через 144-летний период после начала реформ Петра I) лишь с победой революций 1905-1917 годов, окончательно уничтоживших сопротивляющееся им самодержавие.
Уникальность же советского периода русской истории состоит в том, что на достаточно долгий срок удалось совместить идею мощного самодержавного государства с буржуазно-демократической идеей. Однако Россия снова выбрала свой путь буржуазных преобразований, отличный от европейского. Этот путь получил название социалистического. Он предполагал догнать и обогнать Европу, перескочив из феодализма через капитализм сразу в социализм. С тех пор прошло больше половины 144-летниго периода (из 8 периода произошел переход в 9 период). Однако, несмотря на серьезные успехи, достигнутые во многих областях, Россия до сих пор, с одной стороны, во многом отстает от Европы по буржуазно-демократическим преобразованиям, а с другой стороны, возможно, в чем-то и опережает ее по социалистическим преобразованиям.
Заглядывать в будущее сложно, но можно предположить, что России для полного осуществления буржуазно-демократических преобразований потребуется столько же времени, сколько потребовалось для полной победы самодержавия, т.е. вся вторая половина 1728-летнего периода 0. И тогда следующий за ним период уже будет периодом другой культуры. Возможно, даже социалистической, ведь поражение социализма в начале периода 9 может оказаться временным, ибо буржуазно-демократическая идея, достигнув своего пика, точно также как и идея самодержавия, начнет спадать. Подобное же, как мы показали выше, ведь происходило и при переходе от древнегреческой культуры к древнеримской, а от нее к западноевропейской, когда одновременно с изменением культуры менялась и общественно-экономическая формация.
Но в любом случае ясно, что прошлое и будущее мировой культуры будет в немалой степени зависеть от того как будет развиваться русская культура. Об этом говорит уже одно то, что прагматичный Запад тратит столько сил и средств на всестороннее сдерживание России.
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (9)

  • Сергей Макаров
    9.01.2017 23:38 Сергей Макаров
    «в любом случае ясно, что ПРОШЛОЕ и будущее мировой культуры будет в немалой степени зависеть от того как будет развиваться русская культура.» ?!
    - «Послушай, ври, да знай же меру» Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 4, явл. 4, слова Чацкого, обращенные к завравшемуся Репетилову.

    ПРОШЛОЕ - будет в немалой степени зависеть от того как будет развиваться русская культура??? Однако...

    Послушайте, г. Цивин: - врите, да знайте же меру! Ведь вы тут же, на глазах у публики, искажаете ту самую цитату из «УДК 30 ББК 60.5 П Рецензенты: Д-р филос. наук, проф. МГИМО(У) МИД РФ Г.Г. Водолазов Д-р политич. наук, вед. науч. сотрудник ИМЭМО РАН И.С. Семененко Пантин, В.И. П16 Философия ...», которую вы хотите «разнести», не поняв даже, о чем тут идет речь!
    (Перефраз цитаты В. И. Ленина, Материализм и эмпириокритицизм, Полное собрание сочинений, т. 18, с. 101)...

    Для тех кто предпочитает оригиналы спискам рекомендую ознакомиться:

    http://www.nauka.x-pdf.ru/17istoriya/307881-14-udk-bbk-605-recenzenti-d-r-filos-nauk-prof-mgimou-mid-vodolazov-d-r-politich-nauk-ved-nauch-sotrudnik-imemo-r.php

    «основная проблема состоит в том, что продолжительность этих импульсов всякий раз оказывалась недостаточной для органического усвоения их фундаментального цивилизующего содержания. Более того, очень скоро в воспринимающей их «автохтонной» среде начиналась реакция отторжения. В итоге периоды преодоления пространственных ограничений развития пресекались и сменялись длительными периодами культурной изоляции и хозяйственной автаркии; тем самым формировались «рваные», в чем-то надрывные ритмы российской истории, ритмы ее «раскрытия миру» и нового «окукливания».
    Иными словами, особенности российской геополитики (если под геополитикой понимать в первую очередь политическое обустройство вмещающего ландшафта, т.е. освоенного человеком хозяйствующим пространства, сочленяющее заложенные в географии возможности с принципами и структурами наличествующей политической организации) сформировали принципиально неустойчивый, по сути — чреватый катастрофами механизм циклического развития российского государства и общества, характеризующийся чередованием полярных ориентации (то ориентации на ученичество и культурное заимствование у чужеземцев, а то — на самобытное и самодостаточное существование, убаюкиваемое мифами о собственной исключительности, вариации которых простираются от «Третьего Рима» до «Третьего Интернационала»).

    Отметим, что «эффект» цивилизующего внешнего воздействия всякий раз сильно варьировался, будучи зависимым от реального культурного потенциала той цивилизации, которая в данном случае выступала в качестве эталона, «образца» для подражания и заимствования.»............

    «Россия вынуждена — под угрозой национального и социокультурного уничтожения — решать проблему собственного приобщения к современности. В противном случае ей просто может не найтись места в сообществе современных наций завтрашнего глобализованного мира.»

    Так что, будущее мировой культуры НЕ будет в немалой степени зависеть от того как будет развиваться русская культура, это ей придется вынужденно решать проблему собственного приобщения к современности, в экономике и культуре.
    А пока, карго культ зарубежных трендов в российской культуре, как говорят теперь на сленге, рулит во всем , будучи зависимой России от реального культурного потенциала той цивилизации, которая в данном случае выступает в качестве эталона, «образца» для подражания и заимствования.
    •  
      Владимир Цивин автор
      10.01.2017 10:50 Владимир Цивин
      Никто и ничто, что рождается в этом мире, не развивается, особенно по началу, без подражаний и заимствований. Это справедливо для любого гения. И Запад не исключение, причем, по крайней мере, начиная с 20 века, он и у России уже заимствует.
      •  
        Сергей Макаров
        10.01.2017 11:48 Сергей Макаров
        1. С моим мнением что; -
        - Будущее мировой культуры НЕ будет в немалой степени зависеть от того как будет развиваться русская культура, это ей — Российской культуре, придется вынужденно решать проблему собственного приобщения к современности, в экономике и культуре.
        А пока, карго культ зарубежных трендов в российской культуре, как говорят теперь на сленге, рулит во всем, по причине зависимости России от реального культурного потенциала той цивилизации, которая в данном случае выступает в качестве эталона, «образца» для подражания и заимствования.
        Вы согласны.
        Замечательно, продолжаем разговор:
        2. Извините, но если правильно понимаю суть вашего комментария
        от 10.01.2017 10:50 ;
        - Россия — гений?
        ГЕНИЙ - (лат. genius, от gignere - рождать, производить). 1) сила, к-рая создает в науке или искусстве что-либо выходящее из ряда обыкновенного, делает новые открытия, указывает новые пути. (Словарь иностранных слов).
        Гений — не занимается ЗАИМСТВОВАНИЕМ, он создает новое в науке, изобразительном искусстве т.д и т.п. , да, на основе достижений в прошлом, но создает на базе знаний, технологий, навыков в чем-то — новое, ни на что ранее не похожее и ни с чем не схожее, иначе это не проявление гениальности а лишь усовершенствоване ранее приобретенных знаний, технологий, опыта и т.д. и т.п..

        //И Запад не исключение, причем, по крайней мере, начиная с 20 века, он и у России уже заимствует.//
        Оговорка: — «И Запад не исключение», по смыслу построения фразы в комментарии, это ваше утверждение (?); - Что он — Запад как и Россия, делает заимствования?
        У кого (?) какой стороны света? Понятие Запад — не конкретно, указывая название страны — Россия, будет корректно и правомерно, по смыслу и сути определения понятия "Запад", дать вам в тексте название конкретной страны Запада, если таковая имеется.

        Очень интересно узнать;
        Что Запад, а конкретнее - какие западные страны, по вашему мнению, являются не исключением, и уже заимствует у России начиная с 20 века?
        И если это возможно, с вашей стороны, дайте, пожалуйста,
        не пространственные рассуждения вообще, а предъявите конкретный пример заимствования западными странами у России, чего-то гениального ей — Россией, порожденного, при всем учитывая определения что такое гениальность.
        •  
          Владимир Цивин автор
          10.01.2017 12:12 Владимир Цивин
          Я имел ввиду, что даже гении заимствуют и подражают прежде чем создать новое.
          Нет таких стран, которые бы ничего не заимствовали и никому не подражали. И нет таких, которые бы хоть что-то не заимствовали у России.
          Русская культура (литература, искусство, музыка, театр, балет и т.п. признаны во всем мире), есть мировые достижения и в науке, и в технике, и в социальном устройстве.
          Конечно, хотелось бы, чтобы достижений было больше, но, отдавая должное культуре Запада, глупо не видеть, что, несмотря на все ее недостатки, есть достижения и в России.
          •  
            Сергей Макаров
            10.01.2017 14:28 Сергей Макаров
            Полагаю в дальнейшем не стоит плодить сущности.
            Естественно, одаренными становятся не по факту своего рождения, и нет стран которые что-то не заимствовали из прошлого или не пытались бы копировать что-то уже существующие в укладе жизни, организации своей экономки, трансформации новых тенденций в свою национальную культуру, это надеюсь понятно большинству, не только вам.

            Но вы не конкретны, к сожалению, не смотря на мою вежливую и убедительную просьбу ответить на вопрос последовавший из вашего комментария, а именно:
            Что Запад, а конкретнее - какие западные страны, по вашему мнению, не являясь исключением заимствуют у России начиная с 20 века?

            Обсуждать мировые достижения России в науке и в чем-то вообще, вероятно, не тема настоящего обсуждения вашего "эссе".
            Примеров гениальности предъявить конкретно на примере заимствования западными странами у России, чего-то гениального ей — Россией, порожденного, вы не можете или не хотите. Не можете? … Жаль.

            Подытоживая - вы просто занимаетесь пропагандой. Скучно и бесперспективно, по моему мнению.
            Реальность все видят, и как бы не налегали пропагандисты на патриотизм и его лозунги, реалии — плачевны, и до величия во всей красе расцвета культуры и экономического процветания России пока далеко, к сожалению.
            Хотя, этому не величию есть свое объяснение, но это не тема другого разговора о возможности которую или упустили, или преднамеренно не используют.
            ---------------

            У талантливого, действительно одаренного мультипликатора Александра Птушко, если вам знаком, его м/ф «Новый Гулливер», в процессе работы над созданием этого шедевра кукольной мультипликации были сделаны уникальные , не побоюсь этого слова, технологические приемы для оживления персонажей — кукол, хотя и у него не обошлось без творческого наследия Жоржа Мельеса.
            А, если бы не встреча Джоржа Лукаса в России с мультипликатором, создателем знаменитого м/ф «Яблочко», и не обсуждение с ним, как пример, воссоздать сцены погони в лесу в «Звездных войнах», тогда не было компьютерной графики, не было бы многих сценических образов и сцен в этом эпохальном фильме.
            Но, «талан в России не жилец», поэтому многие одаренные личности смогли воплотить свои гениальные открытия в жизнь не в России, и это действительно очень жаль.
            -----------------

            Р.С. В море или на Гота (Йота) канале, там где часто бываю, разные случайные встречи бывают. Да, бывают, не часто, встречи и в портах, аэропортах, самолетах, с разными людьми порой сводит судьба, и бывают разговоры о России, когда узнают что я из России, то всегда интересуются чем живут люди в стране, не верят люди пропаганде российского ТВ.
            Их интересует всегда конкретика, а не пропаганда:
            - « Мы велики! Мы могучи! Выше Солнца! Больше тучи!»
            А если гостят неподалеку на острове, то и до обсуждений многого им созданного или задуманного доходит, они же и на Россию, как рынок для их «продукции», тоже ориентируются. Рыбалку многие любят и временный уход от мира суеты, чтобы кто отдохнуть, кто заняться своим творчеством, вот и бывает «обкатывают» они свои «замыслы» на мне, они же не знают на кого «напали».
            А у меня тоже трудности, для меня русский язык все же родной, поэтому о богатстве русского языка всегда разговор заходит.
            А Богатство русского языка, в слове его, в одной фразе может заключаться такая смысловая нагрузка как и у слова, что это и перевести иной раз сложно на другой язык или не поддается простому пояснению значение слова.
            Вот это пожалуй этого им ни когда не занять и не воплотить, так как для его воплощения в зрительный образ и понимания его, как для русского или владеющего русским языком, у них ни всегда получается, это только российские мультипликаторы могут.
            Было время, студентов «убивал» в их осознании, уверенности в совершенстве, по их мнению, знаний русского языка, рассказом почему у Бисмарка был перстень с гравировкой русского слова - «Ничего».
            Богатство образности русского языка всегда было и будет не достижимо не только для знающих и не знающих русский язык, но так же и для не знающих ее историю, культуру, это не достижимо, как перевод стихов А.Пушкина на другие языки мира, вот пожалуй единственное что в достижениях культуры русской остается навсегда непревзойденным, гениальным - Богатство русского языка, по моему мнению.
            (Научные открытия, не рассматривал для примера. Там много заимствований и всегда спорен приоритет, как кто изобрел радио или т.п., да и обсуждали гениальность российскую в культуре)
            •  
              Владимир Цивин автор
              10.01.2017 17:35 Владимир Цивин
              Конечно, недостатков в России много, судьбы гениев чаще трагичны, чем на Западе, поэтому достижений могло бы быть гораздо больше, но, тем не менее, они все же есть. Но не перечислять же известных на весь мир писателей, художников, композиторов, ученых и т.п. Вряд ли вы сможете назвать хотя бы одну страну, где бы их не знали. А в России тем более каждый образованный человек должен знать хотя бы самые значительные из них. Споры же о приоритетах это обычное дело, в том числе, и на Западе. Другое дело, что на Западе, и в этом, как и во многом другом, касающемся России, нередко стремятся либо замалчивать, либо искажать факты.
              •  
                Сергей Макаров
                10.01.2017 18:34 Сергей Макаров
                Перечислять не надо. Я же предлагал вам не плодить сущности...
                Хотя, судя по своим последним собеседникам студентам из России, они не владеют, на мой взгляд, базовыми знаниями истории России. Их заинтересовала в чем был — морская униформа ВМВ Англия, и мешок моряка, поэтому и «обсуждали» события «Битвы за Атлантику», но они и базовыми реперными историческими фактами истории ВОВ не владеют, ужос, но у некоторых ленточки были потому и спрашивал их, что они знают о ВОВ, куда там Английская история, свою бы знали о «Северных конвоях».
                Успел узнать их понимание литературных произведений, тех что были в их школьной программе, но они ЕГЭ сдавали, поэтому мало что смогли пояснить.
                А уж о классике оперного и балетного российского искусства и говорить им не пришлось, в течение полета как смог информировал факультативно, что успел, за 3 часа полета и пол салона вовлекли в "беседу".., полет "ночной" был, а ТВ на борту теперь нет, совместили приятное с полезным.
                На мою голову оказался там проф. из Уппсалы, так что может опять будет "стажировка" местных студентов изучающих русский язык, у меня на хоз. работах во время промысла в мае, совместим пользу их помощи в этом деле и чем смогу помогу им в освоении вместе с навыками лова сельди и знания русского языка «разъясним», опыт есть небольшой с финскими студентами, заодно познакомятся с фольклором и историей своего архипелага, покажу им бывшую береговую линию обороны архипелага, посетят Музеи — крепости. ( Там тоже рабочие руки нужны, подготовить все в новому тур. Сезону : - ))
                -----------
                Примеров, что конкретно западные страны заимствуют у России вы так и не предоставили. Жаль. Закрыли тему.
                Вам привел простой пример, один из многих мне известных, в период существования СССР, но это тоже скорее технологический примет заимствования, хотя и для создания произведения кино искусства.
                -------------
                Может факты - примеры, что они - западные страны, либо замалчивают, либо искажают какие-то факты в чем-то касающимся культуры России, сможете предоставить?
                Только факты - реальные, пожалуйста. Просто уже интересно, может я чего упустил ?
                •  
                  Владимир Цивин автор
                  10.01.2017 21:07 Владимир Цивин
                  Я не помню сейчас всех деталей, но, например, открытие Менделеевым периодического закона химических элементов пытались приписывать западному химику и, возможно, и сейчас кто-то приписывает.
                  Другой интересный пример с Лобачевским, создавшем первую неэвклидову геометрию. В России академик Остроградский не только не признал его открытие, но и устроил публичную травлю в газетах. Признали же только через более чем полвека, когда после смерти Гаусса нашли в его письмах высокую оценку работ Лобачевского, и что он даже изучал русский язык только для того, чтобы читать эти работы, так как сам занимался тем же, и кроме того ему присылал свои подобные же работы венгерский математик Бойяи. Но Гаусс при жизни побоялся придать все это публичной огласке из-за боязни того же, что произошло с Лобачевским. Теперь же, хотя работы Лобачевского, в отличии от работ Гаусса и Бойяи, были, и сделаны, и опубликованы гораздо раньше, и гораздо более разработаны, тем не менее приоритет этого открытия нередко либо приписывается одному Гауссу, либо упоминаются сразу три фамилии.
                  •  
                    Сергей Макаров
                    10.01.2017 21:56 Сергей Макаров
                    Уважаемый, я же просил вас: - факты - примеры, что они - западные страны, либо замалчивают, либо искажают какие-то факты в чем-то касающимся КУЛЬТУРЫ России, сможете предоставить?

                    Вы же о КУЛЬТУРЕ писали, зачем уходить от темы КУЛЬТУРЫ?

                    "Курьезы" в научных открытиях мне известны. Достаточно вспомнить Чебышева с его усовершенствованной колесной машиной - арифмометром, хотя тоже усовершенствование Др. греческого вычислительного инструмента шло через века, незабвенный Леонардо его описал, в начале 17 века была "паскалина", арифмометр Лейбница, потом итальянцы в 17 веке усовершенствовали его в арифмометр "Полени". А изобретение Чебышева вообще на 40 лет "забыли", а затем предприимчивый и ловкий в делах патентования Однер в конце 19 века начал массовое его производство дошедшее до нас в названии арифмометра - «Феликс». Жаль, что у Чебышева не было средств самому свое изобретение запатентовать, а идеей его воспользовались.
                    Почему так знаю? Часами увлекался, одно время собрал небольшую коллекцию редких их механизмов и игрушки заводные раньше собирал начала 20 века — корабли подводные лодки, дирижабли, но теперь это все в музеях, часть в Мюнхенском Музее игрушки. Были нуждавшиеся в ремонте, пришлось много узнать о работе подобных механизмов. А в позапрошлом году наконец нашел прибор для счисления курсов запусков торпед с подводных лодок Кригсмарине, он по виду чем-то напоминает ручную логарифмическую линейку — круглую, редчайший образец немецкой инженерной мысли, но в его работе — идея Чебышева по расчету колес для планетарного механизма.
                    Помните такой прибор? Именно круглую логарифмическую линейку, двух стороннюю. Вот такой вот интересный вычислитель в основе которого все расчеты Чебышева.
                    Но это наука, прикладная математика.
                    Так как насчет КУЛЬТУРЫ Российской? Чего там искажают и замалчивают в зарубежных странах? Вы же о них что-то знаете если говорили, что они подлые все искажают. Так что же?
 
Новое