Блог ведет Владимир Цивин

Владимир Цивин Владимир
Цивин

Всемирный периодический ритм истории

21 декабря в 19:16
Великие новшества никогда не являются сверху, они всегда развиваются снизу вверх, подобно деревьям, которые никогда не растут вниз кронами. Однако истинно и то, что семена падают сверху. Переворот в мире и переворот в сознании совпадают. Все становится относительным и поэтому сомнительным.
                                                                                         К. Юнг
 
В этом высказывании К. Юнга, по сути, говорится о диалектической взаимосвязи общего и частного. Так, например, когда мы говорим о природе в целом, то подразумеваем не просто совокупность физических тел и событий, но их взаимосвязь в некоторое физическое целое. Ибо, как философия, так и физика, давно уже пришли к пониманию того, что в природе ничто не существует изолировано, без взаимосвязи с другим, осуществляемой как непосредственно, так и с помощью обмена полями и сигналами. А это значит, что общее не менее реально, чем частное. То же самое можно сказать и о любом обществе, как и о человечестве в целом. Поэтому, хотя может показаться, что общественное бытие лишь абстракция, а реально могут существовать только отдельные люди, но на самом деле, как мы показали на примере физического бытия, одно невозможно без другого, общее так же невозможно без частного, как и наоборот.
Поэтому же нельзя постулировать, что в диаде <материя, сознание> один из членов может быть абсолютно первичным, а другой абсолютно вторичным. Ибо, так же как в диадах <содержание, форма>, <внутреннее, внешнее>, <пространство, время>, <движение, сила> и т.п., понятия первичности и вторичности могут быть только относительными, т.е. зависящими от конкретных условий данного взаимодействия и переходящими друг в друга. Так, например, теории Аристотеля, Евклида, Птолемея были построены на непосредственных наблюдениях. А теории Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона уже содержали, как минимум, половину идей, которые прямо противоречили непосредственным наблюдениям, и поэтому для своего подтверждения требовали особых экспериментов. И, наконец, в теориях Лобачевского, Римана и Эйнштейна идеи, противоречащие непосредственным наблюдениям, уже преобладали.
Более того, хотя пока об этом, может быть, говорит только антропный постулат, но в принципе можно утверждать, что общественное бытие так же невозможно без физического бытия, как и наоборот. Ибо, что бы мы ни предпочитали считать, но согласно диалектике диадные противоположности, как всегда проникают, хотя и в различной степени, так могут и полностью переходить, друг в друга. Поэтому так же как сознания не бывает без материи, так и материи не бывает без сознания, вопрос только в том, в какой пропорции они сочетаются в каждом конкретном случае. А отсюда следует триада <физическое бытие, общественное бытие, индивидуальное бытие>, которую мы всегда должны иметь ввиду, говоря, как об истории цивилизаций, так и о судьбах личностей. Следовательно, можно говорить и о подобной же триаде <физическое сознание, общественное сознание, индивидуальное сознание>. И это ничуть не нарушает, а наоборот укрепляет диалектическое понимание природы и истории, позволяя, в том числе, говорить о свойствах и сравнивать взаимосвязанные истории общественного и индивидуального бытия и сознания, как в природе, так и в истории.
Так, обобщая основные уроки русской истории, и сравнивая их с подобными же обобщениями А. Тойнби уроков западной и мировой истории, можно заметить как совпадения, так и различия. Так, например, по словам А. Тойнби: «Следствием распространения войны и возвышения воинского духа стало резкое падение нравов и разрушение устоявшихся экономических связей. Например, войны Александра и его последователей в Юго-Западной Азии обеспечили работой многочисленных беженцев, но это под корень рубило местный хозяйственный уклад. Наемникам платили из персидской государственной казны, что порождало катастрофическую инфляцию и делало крестьян и ремесленников греческих городов совершенно неконкурентоспособными, что грозило обществу, у которого были весьма скромные познания в области экономики, полным развалом». Но, очевидно, что это касается, скорее, захватнических войн, ибо, например, во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. подобного в такой степени не происходило.
Однако следует согласиться с А. Тойнби в том, что: «Пролетарий - это скорее состояние души, чем нечто обусловленное чисто внешними обстоятельствами. Истинным признаком пролетария является не бедность и не низкое происхождение, а постоянное чувство неудовлетворенности, подогреваемое отсутствием законно унаследованного места в обществе и отторжением от своей общины. Внутренний пролетариат эллинского общества складывался из трех различных элементов, обездоленных представителей самого эллинского общества, насильственно включенных в общество представителей чужих и примитивных обществ, а также рабов, полностью лишенных всех прав и свобод и обреченных работать безвозмездно в нечеловеческих условиях. Мера страданий представителей этих трех групп различна, однако общим, несомненно, являлось то, что все они были ограблены, лишены своего законного наследства, своих корней и превращены в нещадно эксплуатируемых изгоев. Объединяли их также трущобы Рима, о которых столь красочно поведал нам Ювенал, познавший, видимо, бездну эллинского дна. До нас дошел голос не варвара, не эллинистического жителя Востока, но голос самого эллина, представителя правящего меньшинства, лишенного своих корней и наследства. Если проанализировать типы этих обездоленных, обкраденных людей, то станет ясно, что этос их соткан из жестокости и ненависти. Они беспощадны к своим палачам, толкающим их на восстание, на проявление самых низменных порывов и чувств. Вполне естественно, что жертвы беззаконий и произвола должны превзойти в жестокости своих притеснителей». А также в том, что: «Существует два способа взметнуть пыль на площадях и на исторической арене: это путь насилия и путь добра. Восточный пролетариат эллинистического общества пользовался обоими этими способами, и насилие, в конце концов, уничтожило самое себя. История выбирает доброту. Однако добро пробивает себе дорогу медленно». Поэтому можно сожалеть о прошлой России, которую мы потеряли, можно мечтать о будущей России, которую мы хотели бы приобрести, но при этом понимать, что главное, чтобы существовала Россия настоящая, для чего бывает необходимо жертвовать Россией прошлой ради России будущей.
Стоит заметить также, что все основные даты в рассмотренных выше периодических процессах русской истории (и соответственно основные периоды) оказались кратными 9 (и соответственно 3), признаком чего является то, что сумма всех их цифр равна 9 (делится на 9). Эта особенность может показаться искусственной, а с ней можно посчитать искусственной и саму предложенную периодичность истории, что и сделано, например, в книге В. Лопатина «Матрица Скалигера». Откуда В. Лопатин сделал вывод, что ему удалось угадать принцип, по которому выдумана значительная часть официальной истории. Однако, если в достоверности древней истории еще можно сомневаться, то в истории последних трех столетий сомневаться не приходится. А между тем, как показано выше, эта история еще точнее совпадает по основным датам периодов с рассмотренным законом всемирного периодического ритма, чем древняя история. А то, что это ритм действительно является всемирным, т.е. касается не только русской истории, но также европейской и мировой, будет показано ниже.
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал