Блог ведет Владимир Цивин

Владимир Цивин Владимир
Цивин

Кинематика как ритм

30 апреля в 21:11
Глава 9. Физика ритма  

На основе изложенного выше рассматриваются актуальные проблемы понимания, изучения и формализованного представления космической модели времени как периодического закона всемирного ритма, физически связывающего время, пространство и материю на всех ее уровнях. В качестве примеров приводятся логические, астрофизические и другие факторы космического ритма времени Земли и обсуждаются соответствующие им модели истории государств.
 
Космос античным мыслителям периода зрелой классики представляется не просто некоей отвлеченной неопределенностью, (в таком случае он был бы только чистой мыслью), но совершенно живым и единораздельным телом, содержащим в себе нерушимую цельность, несмотря на бесконечные различия всех его проявлений. С точки зрения Платона, да и вообще с точки зрения всей античной космологии, мир представляет собой некое пропорциональное целое, подчиняющееся закону гармонического деления - золотого сечения (т.е., целое относится в нем к большей части, как большая часть к меньшей).
                                                                                            А. Лосев
Материя состоит из протонов и электронов, между которыми ничего нет, но материя может лишь казаться сплошной, без связей в пространстве, объединяющих отдельные электроны и протоны. Точно так же человечество состоит из индивидуумов, но между ними существует взаимосвязь человеческих отношений, придающих человеческому обществу единство живого организма. Вселенная в целом так же связана с нами, как и индивидуум. Это — Вселенная человека.
                                                                                           Р. Тагор
То, что происходит в природе, по-видимому, настолько детерминировано, что глубокие закономерности связывают не только протекание процесса во времени, но и его начальное состояние. Поэтому я глубоко убежден в том, что мы не остановимся на уровне субпричинности, а придем, в конце концов, к сверхпричинности.
                                                                                            А. Эйнштейн
Развитие физики выглядит так, словно, в конце концов, будут найдены очень простые законы природы – такие, какими их надеялся увидеть Платон.
                                                                                            В. Гейзенберг
 
9.1. Введение  

Ритм – необходимый характер всякого движения.
                                                                                                Г. Спенсер
Если история человечества повторяется, то лишь в соответствии с общим ритмом Вселенной.
                                                                                                А. Тойнби
Должна существовать некая общая наука, объясняющая все, относящееся к порядку и мере, не входя в исследование никаких частных предметов.
                                                                                                Р. Декарт
 
9.1.1. Кинематика как ритм  

Ясно, что понятие причинности является более глубоким, чем понятие просто повторяющейся ассоциации, в которой одна система событий предшествует другой во времени. Кроме того, оно имеет смысл того, что абстрагированные, конечно, от несущественных факторов будущие действия, вызываются прошлыми причинами через посредство процесса, удовлетворяющего необходимым отношениям.
                                                                                                Д. Бом
 
Из этого высказывания Д. Бома следует, что понятие причинности это не просто некоторое множество пар причина-следствие, изолированных друг от друга, но и связь между ними, задаваемая неким общим процессом, а значит, движением или ритмом. Ибо, как мы уже говорили, без соответствующего ритма невозможно, ни равномерное (инерция), ни равноускоренное (гравитация), ни равнопеременное (например, орбитальное) движения. Поэтому, хотя кинематика обычно определяется как беспричинное движение, но именно кинематике Галилея первой удалось принципиально формализовать понятие причинности в физическом движении, когда по известному положению и скорости в данный момент определяется положение и скорость объекта движения в следующий момент времени. При этом периодическое движение рассматривалось лишь как частный случай прямолинейного, а не наоборот. Откуда классическая физика делилась на физику частиц и физику волн как противоположностей, а квантовая физика осуществила их синтез, перейдя тем самым на следующий ортоуровень.
Но, если волна де Бройля отклоняет свободное движение частицы от классической траектории, то значит, ей можно приписать периодическую силу. В результате такой синтез дополняет не только понятие движения, но и понятие причинности. А причинность оказывается тесно связана, как с понятием физического ритма, так и с понятием физического закона, через диаду <повторяемость, неповторяемость>. Так, по словам Д. Бома: «И даже, если мы будем рассматривать неповторяющиеся отношения, всегда существующие наряду с повторяющимися, то на основе общего научного опыта мы должны ожидать, что явление, которое на конкретной стадии развития наших знаний может казаться нам совершенно неповторяющимся, позднее может представиться нам, как содержащее более неуловимые типы повторяемости, которые в свою очередь дадут нам основание предполагать существование еще более глубоких причинных взаимосвязей». Следовательно, физический закон всегда можно считать, как свойством (порождением), так и источником некоторого физического ритма как особой формы причинности. Откуда следует, что именно ритм лежит в основе единства, как природы, так и физики, что соответствует принципу ортофизичности. И именно ритм противостоит энтропии, задавая, как дискретность волны, так и непрерывность частицы, и, таким образом, являясь их синтезом.
Причем, по словам Р.Г. Вестфаля (со ссылкой на ученика Аристотеля Аристоксена): «Ритм, прежде всего, состоит в том, что время, занимаемое музыкой, словами поэтической речи или телодвижениями, делится именно тем, чем оно занято, на заметные определённые части. В музыке эти отделы должны выражаться звуками, в поэзии словами, в орхестике телодвижениями. Если ощущаемое нашим чувством движение таково, что время, занимаемое им, распадается в каком-нибудь определённом приметном порядке на более мелкие отделы, то это называется ритмом». Отсюда следует, что ритм определяется не только через время. Точно так же, если следовать Декарту, в ритме можно увидеть нечто большее, чем время, ибо делимо не только время, а то, что делимо, должно иметь эталон. Поэтому время есть эталон скорости, пространство есть эталон неподвижности, а ритм пространства и времени есть эталон структурности и упорядоченности того и другого. Отсюда именно ритм (а не время, не пространство и не пространство-время сами по себе), способен творить физические тела, движения и взаимодействия. Следовательно, ритм и есть объективная реальность, независимая от всего, что относительно ей.
Отсюда же следует, что не только у пространства (места) и времени (скорости), но и у ритма (порядка) есть предел. И все эти пределы (эталоны) находятся вне того, что они измеряют, и независимы от него (абсолютны). В этом смысле теория Эйнштейна, отказываясь от отдельных эталонов времени и пространства в пользу эталона их взаимозависимости, должна вводить и единый эталон ритма пространства-времени. Таковыми являются: в классической физике преобразование Галилея, в СТО преобразование Лоренца, а в ОТО преобразование Римана. Следовательно, за абсолютностью скорости света у Эйнштейна, так же как и у Ньютона за абсолютностью эталонов пространства и времени, скрывается абсолютность ритма.
А ритм всегда есть единство противоположностей: <подвижности, неподвижности>, <пустоты, полноты>, <симметричности, асимметричности> и т.п. Все эти диады являются частными выражениями ритма. Именно в ритме вещество обнаруживает себя в пространстве и времени и находит в них систему отсчета (центр, ось). Тем самым, ритм способен синтезировать любые противоположности, будь то материя или идея, а носителем его может быть все, что угодно, вплоть до пространства и времени.
Поэтому неслучайно, что если отношение неподвижности (пространства) к подвижности (времени) есть скорость v=s/t, то отношение причины (силы) к следствию (импульсу) есть частота υ=F/P=ma/mv=1/t. А если скорость v=s/t есть движение в некотором пространстве s, то частота υ=1/t есть движение в точке, зависящее не от кривизны пространства, а от силы. Отсюда триаде <пространство, время, скорость> соответствует триада <причина, следствие, частота>, а значит, и сигналу соответствует волновая функция. А так как v/υ=s, =a, то связь сигнала v=c (эйнштейновская скорость) с волновой функцией υ(боровская частота) есть связь пространства s с ускорением a. При этом важно заметить, что подобные же отношения есть и в геометрической триаде <точка, прямая, плоскость>, и в логической триаде <И, ИЛИ, НЕ>, и в арифметической триаде <0, 1, ∞>, и т.п. Причем, если орторяд боровских частот (скоростей) определяется планковским действием h (как E=), то можно предположить, что должен быть и подобный же орторяд эйнштейновских скоростей (например, как E=hv/s=hc/s=hck, где k волновой вектор).
В общем же смысле, можно заметить, что, подобно тому как ритм и рифмы любого текста (будь то поэзия или проза) неизбежно оказывают влияние на его смысловую структуру, диалектика ритмов и рифм времени влияет на смысловую структуру физической реальности (действительности). Ибо, по словам В. Оствальда: «Наш кругозор не ограничивается исключительно тем местом, в котором мы в данную минуту находимся. Представим себе, что дело обстояло бы иначе, что в каждый момент мы знали бы только то, что только что вошло в наше сознание, и что мы не знали бы ничего о том, что было раньше и что будет потом, тогда мы уподобились бы путникам, идущим во тьме без дороги. Мы были бы беспомощны и беззащитны относительно всего, с чем столкнемся на следующем шагу, и не могли бы вести жизнь, какую ведем теперь». Собственно, любая наука и служит для того, чтобы по возможности исключить подобную беспомощность.
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал