Блог ведет Владимир Цивин

Владимир Цивин Владимир
Цивин

Пространство-время как взаимодействие

24 апреля в 21:36
8.6. Универсальность пространства-времени  

Так как нечто есть, то необходимо есть и абсолютное в своих двух полюсах. Второй полюс есть сущность или prima materia абсолютного, первый же полюс есть само абсолютное как такое, положительное ничто (эн-соф); это не есть какая-нибудь новая, отличная от абсолютного субстанция, а оно само, утвердившееся как такое через утверждение своего противоположного.
                                                                                           В. Соловьев
 
8.6.1. Пространство-время как взаимодействие  

Мерой величия научной идеи служит ее способность стимулировать воображение и открывать новые направления исследований.
                                                                                           П. Дирак
 
Это высказывание П. Дирака, возможно, ни к чему в физике так хорошо ни относится как к представлениям о пространстве и времени. В теории Эйнштейна, объясняющей тяготение геометрически, искривлением пространства-времени взаимосвязанными с ними тяготеющими массами, где, тем не менее, пространство-время и массы взаимодействуют как две независимые сущности (по распространенной аналогии их сравнивают с тяжелыми шарами, искривляющими плоскую поверхность, например, сетки батута). По сути, это напоминает взаимодействие независимых друг от друга пространства и времени в теории Ньютона. Но, на самом деле, логичнее считать, что массы не искривляют пространство-время, а порождают его, понимая под пространством-временем силовое поле (инерционно-гравитационное, электромагнитное, и т.п., или их синтез). Так, по словам Г. Гегеля: «Именно сопротивление и означает материю. То, что оказывает сопротивление, материально, и, наоборот, оно постольку материально, поскольку оно оказывает сопротивление; противодействие есть движение обоих тел; определенное движение и определенное противодействие суть одно и то же. Тела действуют друг на друга лишь постольку, поскольку они самостоятельны, и они самостоятельны лишь посредством тяжести. Таким образом, тела оказывают друг другу сопротивление лишь посредством их тяжести, но эта тяжесть представляет собой не абсолютную тяжесть, являющуюся выражением понятия материи, а относительную тяжесть».
Причем, можно заметить, что, если пространство-время ничем, по сути, не отличается, например, от порождающей его инерции-гравитации, то значит, и соответствующие физические свойства их должны быть подобными. Откуда следует, что пространство и время в любой системе отсчета взаимосвязаны между собой так же, как взаимосвязаны в этой системе отсчета инерция и гравитация. Поэтому, если, как известно, при свободном падении в гравитационном поле силы инерции и гравитации равны и противоположно направлены, то значит, то же самое можно сказать и о пространстве и времени. В то время как при свободном движении с постоянным ускорением в равноускоренной системе отсчета сила, создающая ускорение, равное ускорению в гравитационном поле, должна быть больше силы инерции, сопротивляющейся этому ускорению. Ибо при равенстве этих сил тело бы, или находилось в покое, или двигалось равномерно и прямолинейно. А это означает, что, несмотря на то, что инерционная и гравитационная массы эквивалентны, пространство-время при свободном падении отличается от пространства-времени при свободном равноускоренном движении, поскольку отличается соотношение порождающих сил. Откуда следует, что, несмотря на равенство ускорений и начальных условий, скорости в этих системах отсчета могут отличаться друг от друга, и логически можно предположить, что в равноускоренной системе отсчета скорость, в конце концов, окажется больше. И значит, возможно, тогда эти системы отсчета нельзя признать в полной степени дифференциально эквивалентными, как это сделал Эйнштейн, основывая на такой эквивалентности ОТО.
Следовательно, взаимодействие противоположных сил (притяжения и отталкивания, испускания и поглощения, и т.п.), из которых состоят подобные силовые поля, и позволяет им физически образовывать, с одной стороны, тела (как компактные совокупности частиц), а, с другой стороны, время и пустое пространство между этими частицами, как внутри тел, так и между ними. Отсюда следует, что, как массы, так и пространство-время, диалектически являются одновременным порождением взаимодействующих противоположных сил. Именно это физически и создает их ортогональность в соответствие с триадой <масса, пространство, время>. Поэтому они равноправно образуют единое целое, в котором, в общем случае, не имеет смысла выделять объекты и посредников взаимодействия между ними.
По словам Уайтхеда: «Главное заключается в том, чтобы дополнить концепцию простого передвижения представлениями об органической деформации», а, по мнению И. Пригожина: «На смену статического двуединства пространства и времени приходит более динамичное двуединство «овремененного» пространства». По Козыреву же, на смену пространства-времени приходит причина-следствие как динамическое время. Но, по-видимому, осознание динамического времени Козырева не менее сложно, чем, в свое время, математического времени (Ньютона) и кинематического времени (Эйнштейна). Тем более, что, постулировав динамичность времени, Козырев не сумел достаточно убедительно доказать свою догадку. Может быть, потому что, на самом деле, источником силы взаимодействия скорее является не время как внешняя кинематическая скорость s/t сигнала (пусть и винтовая), как он считал, а отношение объема пространства V=sss вокруг массы m к ее моменту инерции во времени j=mtt, равное гравитационной постоянной G=V/j (т.е. гравитация). Об этом, собственно, говорит и сам Козырев: «Обнаружилось, что время может переносить не только две силы, которые, распределяясь в системе, создают в ней момент вращения, но что время уже в себе несет момент вращения, подобно свету, поляризованному по кругу».
Однако введенное им понятие «плотности времени», хотя и постулируется как динамический момент вращения: «Время может создавать в системе момент вращения и внутренние напряжения, работа которых будет изменять ее энергию», не имеет достаточного формального определения. Ибо без учета взаимосвязи движений, как в пространстве, так и во времени, невозможно понять гравитацию как основную причину динамичности в пространстве и времени, не требующую расхода во вне пространственной энергии. Точно так же как без учета взаимосвязи электрического и магнитного полей нельзя понять электромагнитные движения в пустом (без эфира) пространстве. Здесь мы опять имеем дело с триадой понятий, ибо, как образно заметил В. Ключевский: «Если тень человека идет впереди него, это не значит еще, что человек идет за своей тенью», ведь стоит изменить относительное положение источника света и тень пойдет за человеком, что говорит об относительности любых подобных противоположностей нечто третьему.
А значит, как заметил А. Уайтхед: «Следует помнить, что непрерывность комплекса событий возникает на основе отношений протяженности, тогда как темпоральность возникает в процессе реализации в субъективном событии структуры, которая требует для своего выявления того, чтобы целостная длительность была опространствлена, т.е. ограничена ее аспектами в данном событии. Таким образом, реализация охватывает собой последовательность эпохальных длительностей, а непрерывный переход, т.е. органическая деформация, происходит в пределах уже заданной длительности. Вибрационная органическая деформация в действительности является не чем иным, как непрерывным повторением определенной структуры. Один полный период определяет длительность, необходимую для всей структуры». В качестве примера такого различия, можно привести недеформируемое движение парусника и деформируемое движение облаков под действием ветра, являющегося колебаниями воздуха. Что соответствует определению Э.В. Ильенкова: «Взаимодействие есть всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении. Два и более взаимодействующих тела или явления составляют систему, в которой совершается процесс превращения движения, причины в действие и обратно». И в этом смысле взаимодействие пространства и времени является наиболее фундаментальным физическим примером такого взаимодействия.
Причем, именно то, что такая система содержит источник своего движения, каким является непрерывное превращения причины в следствие и наоборот, и определяет ее относительную самодостаточность, которая и есть абстрактная конкретность или конкретная абстрактность. Так, по словам Э.В. Ильенкова: «Взаимодействие всегда носит конкретный характер в том смысле, что оно есть всегда отношение сторон определенной целостной системы, например Солнечной системы, растительного, животного царств, человеческого общества, определенной общественно-экономической формации. Содержание взаимодействия обусловлено природой составляющих его моментов, взаимное изменение которых и выступает как конкретное движение данной системы. Примерами такого диалектического взаимодействия может служить любая конкретная система, например живые организмы. Живые организмы преломляют воздействия внешней среды через специфическую организацию своего тела и взаимоотношения особей данного вида. Ярким примером самосохраняющейся, самовоспроизводящейся и самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить человеческое общество в его развитии, основанном на специфических социальных закономерностях».
Таким образом, подобно эквивалентности и различию между движением и покоем, ускорением и гравитацией, массой и энергией, введенными Эйнштейном, понять время как физический смысл и порядок событий, можно лишь физически отделив причину от следствия в пространстве и времени, что возможно лишь с помощью теорий наблюдателя (т.е. знаний). А значит, пространство и время представляют собой группу преобразований от причины к следствию, и наоборот, что согласуется и с моделью Л. де Бройля, где причиной движения частицы служит «волна-пилот», которую и можно принять за время. Ведь частица может быть представлена как произведение пространственного импульса P=m(s/t) на скорость во времени m=(t/s)P. Но Козырев, утверждая, что: «Отсутствие импульса, вероятно, и является тем основным свойством, которым время отличается от материи», видимо, не осознал, что у времени нет пространственного импульса mv=ms/t=(m/t)s (энергии действенности), но есть временной импульс m/v=mt/s=(m/s)t (импульс плотности (или потенциала)). Что, возможно, и есть та «плотность времени», о которой он говорил, но понимая под ней лишь «скалярную величину, убывающую с расстоянием от создающего ее процесса». Тем более что скорость во времени t/s можно интерпретировать как плотность времени t в пространстве s, отчасти подтверждая его слова: «Измененные свойства какой-либо секунды проявятся сразу, убывая обратно пропорционально первой степени расстояния».
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал