Блог ведет Владимир Цивин

Владимир Цивин Владимир
Цивин

Механодинамика, электродинамика, абсолютность

5 марта в 22:13
Представление о длительности чего-то можно составить лишь в том случае, если мы держим в руках эталон длительности, «линейку», по поводу которой есть абсолютная уверенность, что она всегда равна самой себе, что она не меняется. Парадокс заключается в том, что мы не знаем такого эталона в физической реальности и невозможно представить себе, чтобы в постоянно меняющемся мире какой-то процесс независимо ни от чего сохранял бы свою скорость. Неизменность существует, очевидно, лишь как тенденция, как воображаемый предел на шкале изменчивости, но без этой абстракции представление о времени нежизнеспособно.
                                                                                        А.Д. Арманд
 
Абстракция, о которой говорит А.Д. Арманд, не парадокс, а необходимость в физике. Не случайно любая фундаментальная физическая теория начинается с определения понятий неизменности (покоя) и изменности (движения). Поэтому, хотя можно считать, что у Ньютона время абстрактное (математическое), а Эйнштейн ввел время физическое (скорость света), но, на самом деле, оба эти понятия времени, тем не менее, являются абстракциями, обозначающими предельную скорость любого физического движения. Ибо, по словам А.Д. Арманда [2]: «Для восточного мышления смысл проблемы в том, что иллюзия времени не может существовать вне двух реальностей, двух начал — ян и инь. Вся динамика мира построена на их взаимодействии. Ян — активное, мужское, духовное начало, нарушающее всякое постоянство, движущее начало эволюции. С ним невозможно договориться об абсолютной единице времени. Инь — наоборот, консервативное, женское, материальное начало, от которого рождается инерция, устойчивость мира. Если попытаться представить себе Вселенную, на миг лишенную одного из членов этого тандема, она тут же превратится в свою собственную безжизненную фотографию или в бесформенный хаос. Поэтому инь и ян неразделимы, как орел и решка, лицо и изнанка монеты. Время, как все в мире, включает в себя устойчивость и изменчивость, хотя в крайних формах ни то, ни другое вообразить нельзя». Стоит лишь добавить, что это утверждение касается любых противоположностей, образующих диаду. А в диаде противоположности могут переходить друг в друга. И тогда, то, что определяло изменчивость, станет определять устойчивость, и наоборот. О чем А.Д. Арманд и говорит далее: «Лишь условно можно принять за неизменное начало отсчета точку в пространстве или момент времени. Разделение мужского и женского начал не только условно, но и ошибочно. Поэтому неразделимы время-дление и время-процесс (неповторимый). Неизменность и изменчивость уживаются под крышей Единого». Но, как мы уже говорили, физическая неразделимость противоположностей так же ошибочна, как и их разделимость, ибо и то и другое возможно только в абстракции.
С одной стороны, по словам В. Соловьева: «Явление вообще, как бытие не самостоятельное, а обусловленное другим, необходимо предполагает это другое, т.е. нечто безусловное или самобытное, и позитивизм, совершенно отрицая познаваемость этого безусловного, утверждает, тем не менее, его действительность. «Хотя абсолютное,— говорит Герберт Спенсер,— нельзя узнать никаким образом и ни в какой степени, мы находим, однако же, что положительное существование его оказывается неизбежною данною сознания; что, пока продолжается сознание, мы ни на минуту не можем отрешиться от этой данной; что верование в эту данную имеет за себя ручательство более надежное, чем какое бы то ни было другое верование». А, с другой стороны, по словам В. Соловьева: «Известно, что когда в умственном развитии должен проявляться какой-нибудь принцип, то для того, чтобы он всецело был выражен и вполне развит, необходимо, чтобы носители этого принципа признавали его абсолютным и, следовательно, безусловно отрицали значение всякого другого принципа». Это и можно наблюдать в развитии идей теории относительности Эйнштейна.
По словам Л. Купера, принцип относительности Эйнштейна утверждает, что: «Ни один физический процесс не зависит от абсолютной скорости системы в пространстве. Если бы такая зависимость существовала, то, наблюдая этот процесс, можно было бы определить свою абсолютную скорость». Следовательно, согласно Эйнштейну, с одной стороны, если бы скорость света ни была постоянной во всех равномерно движущихся системах, то по ней можно было бы отличать равномерное движение от покоя, вопреки принципу относительности Ньютона, но, с другой стороны, абсолютность скорости противоречит этому же принципу. То же самое, но обратное, можно сказать про законы Максвелла, где, наоборот, относительность скорости является противоречием ее абсолютности.
Следовательно, либо одну из механо и электро динамик надо свести к другой, либо построить динамику, являющуюся их диалектическим синтезом. Эйнштейн выбрал первое, но в этом случае возникает дополнительная дилемма: какую динамику сделать основной. По словам Л. Купера: «Априорно нельзя сказать, какой из этих путей верный. Мир может быть устроен и так и этак; необходимо было исследовать мир, чтобы выяснить, как он устроен. В начале века существовало достаточное количество данных, свидетельствующих о том, что изменять следует уравнения Ньютона», что и сделал Эйнштейн. Однако, тем не менее, путь диалектического синтеза этих динамик, а не приведения одной из них к другой, является методологически более верным, ибо опытные факты сами по себе не могут в данном случае служить основанием для выбора из двух противоположностей, так как тоже зависят от этого выбора. Ведь, как заметил В. Соловьев: «Из того, что логическая философия не дает никакого положительного содержания, никак не следует, чтобы она совсем никакого значения не имела: за ней всегда остается, по крайней мере, значение отрицательного критерия истины. Чистая математика имеет еще менее положительного содержания; однако никто, в здравом уме находясь, не станет отрицать безусловной обязательности ее положений».
Поэтому, хотя Эйнштейн, подобно Лобачевскому в геометрии, изменив основной постулат теории Ньютона на противоположный, сохранил его для скоростей, значительно меньших скорости света. Но этот количественный принцип соответствия не нашел качественного логического отражения в самих постулатах обоих теорий, в результате чего была нарушена равноправность их выбора. В результате динамика Максвелла оказалась абсолютной, а динамика Ньютона относительной, в то время как, согласно тому же принципу относительности, они должны быть относительными (равноправными) друг другу, подобно эвклидовой и неэвклидовым геометриям. Ибо утверждению, что именно теория Эйнштейна, а не теория Ньютона, правильно описывает реальность, можно противопоставить слова В. Соловьева: «Всякий реализм, т.е. всякое признание самобытной действительности за внешним объектом, будь то объект рассудка или же объект чувственной эмпирии, одинаково бессмысленно по существу своему и есть, можно сказать, нелепость — κατ'έξοχήν». И, по его же словам: «Мы познаем истинно сущее, хотя бы это познание и не было абсолютно адекватным в данный момент».
Так, например, если, продолжая идею Эйнштейна, представить время не просто как световой сигнал, но в еще более общем виде как радиотехнический периодический гармонический сигнал, несущий информацию (изображение, звук и т.п.), то тогда события во времени можно рассматривать как сообщения об этих событиях. В результате чего вместо времени tполучим периодическую функцию вида s(t)=s(t+kT)=Acos(θt-ψ), где A, T, θ и ψ- постоянные: амплитуда, период, угловая частота и начальная фаза колебания. Откуда получается, что одна из основных задач времени передача информации (как сообщений о событиях) на некоторое расстояние в пространстве. И тогда, по аналогии, можно считать, что одна из основных задач пространства передача соответствующей энергии во времени. При этом, можно заметить, что такое время уже не будет одномерным.
Таким образом, так же как в механодинамике наряду с гравитацией есть инерция, что порождает инерционно-гравитационные колебания, обеспечивающие состояние механодинамического равновесия, в электродинамике наряду с электричеством есть магнетизм, что порождает электро-магнитные колебания, обеспечивающие состояние электродинамического равновесия, в термодинамике наряду со вторым началом теплопередачи есть первое начало сохранения энергии, что порождает тепло-энергетические колебания, обеспечивающие состояние термодинамического равновесия. В результате чего мы снова приходим к ортогональной дополнительности механо, электро и термо динамик, а значит к их диалектической эквивалентности. Откуда следует возможность и их диалектического синтеза, обобщая который можно сказать, что во всех этих случаях имеет место пространственно-временные колебания, обеспечивающие состояние физического равновесия движения материи.
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал