Блог ведет Владимир Цивин

Владимир Цивин Владимир
Цивин

Пустота, масса, энергия

27 декабря в 22:53
Движение естественным путем может произойти только из движения.
                                                                                                Г. Лейбниц
Мы наблюдаем движение и отсюда заключаем, что на тела действуют силы.
                                                                                                Л. Купер
 
Из этих слов Г. Лейбница и Л. Купера следует, что сила как причина движения и его изменения сама есть движение или вернее движение движения.  Однако, с одной стороны, в современной физике причиной движения считается сила, но, с другой стороны, принимают, что в пустом пространстве (т.е. при отсутствии всякого сопротивления) движению не требуется никакой силы, а значит, и причины. Однако, на самом деле, и в этом случае требуется сила, для того чтобы движение начать, изменить или остановить. Но сила, по определению, нужна только для противодействия другой силе, а это значит, что и в пустом пространстве движению должна соответствовать сила, а силе должно соответствовать движение. Отсюда и состояние покоя есть лишь частный случай движения. В этом и состоит понятие инерции. Отсюда же следуют и понятия массы, пространства и времени, которые тем самым не существуют вне понятий движения и силы, а значит, и энергии.
Согласно триаде <масса, пространство, время>, масса и время подобны друг другу, отличаясь лишь ортоуровнем, а масса и пространство должны быть тесно взаимосвязаны как две непосредственные (соседние) ортогональности. И действительно, если масса это не только мера количества вещества в теле, но и мера его энергии инерции, то пространство это не только мера объема, но и мера энергии гравитации между телами. Отсюда и сила гравитации тела прямо пропорциональна массе (инерции) и обратно пропорциональна пространству.
Отсюда же, если считать, что тела состоят из некоторой субстанции, то, по словам Г. Вейля: «Во-первых, можно говорить об одних и тех же положениях субстанции в различные моменты времени, а, во-вторых, о том, что каждая часть субстанции имеет некоторую количественную меру». Но, по его же словам: «Представление о том, что количество субстанции есть масса было преодолено в своей основе уже Галилеем, для которого масса была не количеством субстанции, а динамическим коэффициентом пропорциональности, связывающим силу удара, «импетус», импульс со скоростью летящего тела» (хотя и Ньютон определил массу как произведение плотности на объем, ибо, на самом деле, масса и то, и другое). Но важно, что отсюда Г. Вейль делает вывод: «Точно так же как невозможность создания вечного двигателя, основанная на опыте, привела к принципу сохранения энергии, невозможность приведения покоящейся системы тел в движение только за счет внутренних сил, ведет к принципу сохранения импульса», т.е. тем самым он подразумевает, что масса есть внутреннее движение. Эйнштейн же свел все три принципа сохранения (массы, импульса, энергии) в один принцип.
Однако, две любые противоположности, составляющие единство (диаду), тем не менее, не могут быть полностью сведены друг к другу, оставаясь на данном уровне. По словам Г. Вейля: «Механика изучает такие тела, которые способны изменять свою скорость, не меняя своего внутреннего состояния, фиксируемого наблюдателем, движущимся вместе с телом», т.е. свою массу. Именно потому, что масса тела есть внутреннее движение его частиц, она не может быть полностью сведена к энергии, пока существует тело, но благодаря взаимодействию тел в пространстве часть энергии их массы оказывается распределенной в пространстве между ними (энергия связи). Поэтому энергия массы пространства (поля) проявляется лишь во взаимодействии с пробной массой, так же как энергия массы тела как инерция и гравитация проявляется только в движении в пространстве и во взаимодействии с другой массой.
А поскольку масса есть внутреннее движение частиц (внутренняя энергия), а пространство есть внешнее движение масс (внешняя энергия), постольку полное движение есть их синтез. Отсюда, поскольку в пространстве есть точки двух видов, подобные диаде <масса, пустота> (или диаде <качество, количество>), то противоречие (антиномия) движения точки, когда она находится и не находится в данном месте в данный момент времени, разрешается лишь в диалектической связи (диадности) качества и количества, массы и пустоты, пространства и времени. Но поскольку масса и пустота должны отличаться некоторой величиной энергии, а энергия невозможна без массы, то можно считать, что и пустота имеет массу. Отсюда следует сопротивление ее при движении тела, что и приводит к затратам энергии. Энергия тратиться на преодоление сил, создаваемых взаимодействием масс пространства и тела, которое и определяет результирующую массу тела как меру его движения (энергии).
Но движение можно понимать двояко. С одной стороны, как размножение себя в пространстве (перемещение), а, с другой стороны, как размножение себя во времени (сохранение). Причем, пространство и время всегда взаимосвязаны в движении, отсюда движение предполагает одновременно изменение и сохранение. Следовательно, понятие объема (пространства) является обобщением понятия количества (плотности) для любого его наполнителя (воздух, вода, масса и т.п.).
А обобщением понятия самого наполнителя (в том числе, массы) является время как универсальный наполнитель пространства (объема). Отсюда триада <качество, количество, физическая величина>, а масса определяется через отношение взаимосвязанной пары понятий, в котором сами понятия могут быть различными, важно лишь, чтобы в их паре сохранялось соответствующее отношение. Так, например, если считать плотность данного пространства равномерной, то под плотностью пространства можно понимать время. Тогда движение (скорость) v=s/t есть отношение пространства к плотности, а так как скорость тогда, в этом смысле, обратна плотности, то значит, она есть количество пространства в единице его плотности. Отсюда при плотности, стремящейся к нулю, получим мгновенную скорость как квант чистого пространства с нулевой плотностью (пустоты).
Отсюда же масса тела это пространство, интегрированное по плотности, т.е. суммарная масса пространства, сконцентрированная в данном теле. Тем самым от массы как дискретной суммы частиц мы переходим к понятию массы как непрерывной суммы пространства тела некоторой плотности. Отсюда же масса обратно пропорциональна скорости (mv) при движении в пространстве и прямо пропорциональна скорости (m/v) при движении во времени. А из законов классической физики F=ma=ms/tt=mv/t, ms=Ftt=mvt, E=Fs=mvs/t следует, что скорость v=s/t=Ft/m=D/ms=(mv)s/(mv)t=Ps/Pt=Fs/Ft=Es/Et всегда есть отношение среды sк ее плотности t, или обобщенной энергии fs к обобщенному импульсу ft, где f обобщенная сила, действующая в этой среде. Иначе говоря, масса и есть пространство (а не просто его свойства), и наоборот. Подобно тому как волна есть корпускула, и наоборот.
Поэтому, так же как качества: пустой или полный, например, стакан, определяются по объему (количеству) воды относительно объема стакана, так качества: пространство или время, определяются по количеству движения (скорости) относительно количества (объема и плотности) массы. Отсюда следует, что объем воды не может превысить объем стакана, а скорость не может превысить массу покоя. Так как отношение объема воды к объему стакана есть плотность, а отношение пространства ко времени есть скорость, то отношение пустой к полный можно считать скоростью в пространстве, а отношение массы к скорости (m/v) импульсом во времени. Следовательно, если произведение массы на скорость (mv) есть количество движения (импульс в пространстве), то произведение пространства на время (st) есть кинематическое действие во времени, подобное произведению пустой на полный (объем воды на объем стакана). При этом пустой может стать полным, и наоборот, либо изменить плотность (меру связи качества с количеством), но пустота, в принципе, может оставаться даже при максимальной плотности, а значит, есть единичная пустота (энергия) или квант. Причем, кинематическому st соответствует динамическое mst=mz=qt.
Можно заметить также, что отношение временных и пространственных импульсов, действий и т.п., равное 1/vv=1/cc, такое же как и отношение производных по пространству и по времени в уравнении Максвелла. А если по аналогии с силой ms/tt и действием в пространстве mss/t определить силу mt/ss и действие во времени mtt/s, то получим, что, точно так же как mss/t=(st)ms/tt, действие во времени mtt/s=(st)mt/ss равно произведению силы во времени на величину st, которую назовем телостью. Отсюда то, что, как в пространстве, так и во времени, отношение действия к силе есть одна и та же величина z=st, говорит о ее важности, как из-за этого, так и из-за других особых свойств, рассматриваемых ниже.
Кроме того, можно заметить, что из взаимосвязи сил инерции и гравитации ma=Gmm/ss, следует пропорциональность результирующей массы ускорению пространственного объема sss/tt=Gm, заключенного между взаимодействующими инерционной и гравитационной массами, равными друг другу, но противоположно направленными по силе. Что устанавливает фундаментальную пропорциональность (диалектическую эквивалентность) между динамической массой и кинематическим движением. А значит, движение взаимодействующих масс эквивалентно движению объема пространства между ними, который одновременно пропорционален моменту инерции во времени sss=Gmtt, что и приводит к его искривлению. Причем, то же самое ускорение можно получить и из кинетической энергии E=mss/tt равной ускорению момента инерции в пространстве, так как при m=s для пустого пространства E=sss/tt, как и G=sss/mtt=ss/tt, есть кинематическая энергия. И тогда P=ms/t=ss/t, F=ms/tt=ss/tt, D=mss/t=sss/t, E=mss/tt=sss/tt есть соответственно кинематическое действие, энергия и скорость и ускорение пространственного объема. Важно также, что при m/t=s, получим массу m=st равную телости и энергию E=ss/t, являющуюся кинематическим действием, откуда m/s=ms/ss=t означает диалектическую эквивалентность времени и пространственного потенциала. И тогда получим из P=ms/t=ss, F=ms/tt=ss/t, D=mss/t=sss, E=mss/tt=sss/t связь динамических величин с движением пространства во времени.
Таким образом, <пустота, масса, энергия> оказываются членами триады, определяющей их взаимосвязь друг с другом. А поскольку энергия связана со временем, то должна быть связана со временем и эквивалентная ей масса. Откуда, постулировав абсолютность и инвариантность действенности m/t, получим эквивалентность (относительность) массы и времени. А значит, и эквивалентность динамики и кинематики: импульса и пространства (mv/s=m/t), силы и скорости (ma/v=m/t), энергии и кинематического действия (mvv/vs=m/t) и т.п. Иначе говоря, понятие пространства как неподвижной арены для движения масс неизбежно предполагает диады <пустота, заполненность> и <покой, движение>. При этом оказывается, что эти пары понятий имеют смысл только в диалектическом синтезе друг с другом. Откуда можно говорить об определенной эквивалентности пустоты и покоя, как и заполненности (массы) и движения. А, следовательно, для диалектического осмысления этих понятий можно использовать диаду Гегеля <бытие, ничто>.
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
 
Новое