Блог ведет Владимир Цивин

Владимир Цивин Владимир
Цивин

Близкодействие, дальнодействие, взаимодействие

21 декабря в 10:36
3.5. Движение, воздействие, взаимодействие  

Всякое определенное бытие предполагает отношение к другому (ибо определение требует другого как определяющего), всякое качество есть ощущение, т.е. взаимодействие или отношение двух существ, иными словами: бытие есть проявление сущего, или его отношение к другому. Таким образом, всякое бытие относительно, безусловно только сущее.
                                                                                           В. Соловьев
 
3.5.1. Близкодействие, дальнодействие, взаимодействие  

Если мы сдвинули одно тело за очень короткое время, сила тяжести, действующая на другое, должна измениться. Но если это другое тело далеко, то пройдет много времени, прежде чем оно получит толчок. Где же находится возмущение, когда первое тело уже не движется, а второе еще не имеет сведений о его новом положении? На этот вопрос теория дальнодействия не может разумно ответить. Поэтому многие физики отказались от идеи дальнодействия.
                                                                                      А.Б. Мигдал
 
В этом высказывании А.Б. Мигдала отразился взгляд на взаимодействие, принятый в современной физике, начиная с Эйнштейна. Но, на самом деле, и теория близкодействия не может разумно объяснить, не ссылаясь на бытовой, а не научный, разум, как передается гравитационное воздействие от точки к точке, и, тем более, как осуществляется мгновенный переход от одного квантового состояния к другому. Известно лишь, что, например, движение электромагнитного поля в каждой точке подобно реактивному движению, когда два ортогональных поля взаимно порождают друг друга, одновременно сдвигаясь в следующую точку. Но неизвестно, что представляют собой понятия пространства, эфира, вакуума и т.п., которые, сколько их не переименовывай и не меняй их физические и геометрические свойства, остаются, по сути, эквивалентными с точки зрения передачи гравитационного взаимодействия.
Между тем, хотя первый закон Ньютона (постулат инерции), являясь определением движения, есть, по сути, определение дальнодействия, поскольку не требует наличия силы в каждой промежуточной точке для того чтобы сохранить движение. Второй закон Ньютона (постулат силы), являясь определением ускорения, есть, по сути, определение близкодействия, поскольку наоборот требует наличия силы в каждой промежуточной точке, для того чтобы изменить движение по величине или направлению. Отсюда третий закон Ньютона (постулат взаимодействия), являясь, по сути, определением покоя, есть синтез первых двух, т.е. дальнодействия и близкодействия (движения и ускорения), в каждой точке движения.
Поэтому, хотя понятие силового поля как геометрического искривления пустого пространства (близкодействие) Эйнштейн противопоставил действию гравитационных сил через пустое пространство (дальнодействию) Ньютона, но и то, и другое равно не объясняет взаимодействие, отличаясь лишь по его скорости (бесконечной или конечной). Истина же в их синтезе в соответствие с триадой <дальнодействие, близкодействие, взаимодействие>, ибо близкодействие не может обойтись без дифференциального дальнодействия, а дальнодействие без интегрального близкодействия. Например, если расстоянием между взаимодействующими объектами, относительно скорости взаимодействия между ними, можно пренебречь, то дальнодействие можно считать близкодействием. А значит, близкодействие и дальнодействие относительны, как движение, ускорение и покой, и любое из них может быть принято за абсолютное. Точно так же как относительны такие понятия как <близко, далеко>, <рано, поздно>, <много, мало>, и т.п.
Так, например, у Ньютона лишь инерция (неускоренность) постулируется как беспричинное движение, а Эйнштейн распространяет этот принцип и на гравитацию (ускоренность). Отсюда у Эйнштейна фактически устраняется физическая причина и для движения под действием силы, т.е., в принципе, все причины оказываются чисто геометрическими (а поскольку под геометрией им понимается геометрия пространства-времени, то вернее назвать эти причины кинематическими). Отсюда уже, развивая этот принцип, можно постулировать, как у Л. де Бройля, что движение «пилотируется» не геодезически, а физически (волной). Более того, справедливым оказывается и принцип подвижности, постулированный Аристотелем, по которому все тела движутся потому, что стремятся занять свое естественное положение.
Однако, что бы ни принималось за относительное и абсолютное в описании движения, главное, чтобы относительное было изменяемым, т.е. множественным, а абсолютное неизменяемым, т.е. единым. Поэтому наряду с движением (принцип подвижности), основным понятием физики является воздействие (сила), служащее причиной, изменяющей исходное движение (принцип причинности). Сила отличается от движения лишь тем, что ее можно наблюдать лишь по действию на другое движение, т.е. по взаимодействию движений. Отсюда и следует ненаблюдаемое понятие силового поля, в соответствие с триадой <движение, сила, поле>, пока в нем ни окажется пробное тело. Следовательно, поскольку сила в постулатах Ньютона и Эйнштейна, так или иначе, тоже определяется через движение, то, в соответствии с триадой <исходное движение, результирующее движение, воздействующее движение>, происходит переход от модели независимого движения (силы) к столь же относительной (принцип относительности) модели взаимодействия движений (сил), т.е. к движению движений (силе сил).
И точно так же, как в движении тел участвуют, как минимум, два тела, одно из которых можно принять за условно неподвижное, во взаимодействии движений участвуют, как минимум, два движения, одно из которых можно принять за условно невзаимодействующее. Движение, свободное от взаимодействия, называется в механике свободным движением, или инерцией, или беспричинным движением. Отсюда, точно так же как неподвижная система отсчета подобна абсолютному пространству, инерциальное движение подобно абсолютному времени. Тем самым неявно вводится абстракция абсолютного движения. И это естественно, так как часть (тело, событие или движение) невозможна без целого (абсолютного).
Следовательно, движение и взаимодействие (движение движений), подобно телу и пространству (телу тел), являются абстракциями, которые позволяют определить различные уровни одной и той же физической сущности, в соответствии с триадой <движение, воздействие, взаимодействие>. При этом абстракция движения без взаимодействия (инерция) определяет свободное движение, а абстракция взаимодействия без движения (гравитация) свободное взаимодействие. Иначе говоря, дальнодействие соответствует статической или потенциальной силе (энергии), а близкодействие динамической или кинетической силе (энергии). Поэтому, и то, и то, есть диалектически необходимые противоположности, синтез которых и есть физическое движение. А замена понятия силы силовым полем, не является, в этом смысле, принципиальной, так как равно соответствует триаде <движение, воздействие, взаимодействие>. Стоит также заметить, что отсюда оказываются неслучайными физические теории струн, если верно, что, по словам А.Б. Мигдала: «Можно сказать, что струнное описание есть способ последовательно ввести нелокальное взаимодействие без нарушения причинности», т.е. синтезировать дальнодействие с близкодействием. Ведь неслучайно в тетраде фундаментальных физических взаимодействий, расположенных по возрастанию величины их силы, чередуются длиннодействующие и короткодействующие силы, образуя тем самым по этому пространственному свойству орторяд.
Поскольку же внешнее движение невозможно без внутреннего, и наоборот, понятие массы противоположно, с одной стороны, как плотность отличная от нуля, понятию пустого пространства, а, с другой стороны, как движение (скорость) отличное от нуля, понятию абсолютного времени. Отсюда масса есть синтез пространства и времени (внешнего и внутреннего), как и любое физическое понятие. Поэтому, так же как покой есть относительное движение, пустое пространство есть абсолютная плотность материи, и так же как движение есть относительный покой, пустое время есть абсолютное движение. Отсюда скорость движения во времени t/s можно рассматривать как его плотность в пространстве, а скорость движения в пространстве s/t как его плотность во времени. Соответственно, если m/s есть плотность массы в пространстве, то m/t есть плотность массы во времени, а s/m и t/m соответственно есть плотность пространства и времени в массе. А это значит, что масса, с одной стороны, противоположна пространству как сила, изменяющая плотность, а, с другой стороны, противоположна времени как сила изменяющая движение (скорость). В результате чего произведение плотности на скорость дает действенность (m/s)(s/t)=m/t в пространстве, а их отношение (m/s)/(s/t)=m(t/ss) дает аналог силы во времени. Что и приводит к взаимосвязи абсолютного и относительного в физике.
Иначе говоря, подобно доказательству от противного, даже неверные физические постулаты относительны, ибо могут приводить к верным выводам, если правильно поставить соответствующий мысленный эксперимент. Так, например, в мысленном эксперименте Галилея при совместном падении легкого и тяжелого камней, если бы, как считал Аристотель, время падения противоположно зависело от веса каждого из них, то оно бы настолько же ими замедлялось, насколько и ускорялось, оставаясь неизменным. Ведь насколько легкий камень замедляет движение тяжелого, настолько же тяжелый ускоряет движение легкого, ибо разность между их весами одна и та же для обоих из них, лишь противоположна направлена. Откуда и следует, что падающий камень совсем не обязательно разделять на легкую и тяжелую части, чтобы время его падения не зависело от веса, но при необходимости это можно сделать. Точно также можно было не разделять и другие физические понятия на противоположности, как, например, движение на пространство и время или массу и энергию, но при этом мы не смогли бы теоретически вывести соответствующие физические законы.
Например, если принять, что для любого взаимодействия требуется время, как это следует из близкодействия, то окажется, что одновременные события не имеют между собой причинно-следственной связи, и поэтому они могут быть одновременны только в пространстве. А, если принять, что одновременность является интервалом не только в пространстве, но и во времени, как это следует из теории относительности Эйнштейна, то окажется, что причинно-следственные связи могут быть и между одновременными событиями, это следует из дальнодействия. Но в теории Эйнштейна имеют место оба эти случая, что возможно лишь благодаря их диалектическому синтезу.
  Таким образом, понятия близкодействия и дальнодействия относительны, ибо относительны сами понятия одновременности и мгновенности, так же как одноместности и касательности, т.е. являются диалектическими эквивалентностями, подобными эквивалентности движения и покоя, как и другим диадам. Но, с другой стороны, близкодействие абсолютно, а дальнодействие относительно, или наоборот, если одно из них предполагает конечность расстояния, под которым понимается его действие, а другое такого ограничения не имеет.
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал