Блог ведет Андрей Колесников

Андрей Колесников Андрей
Колесников

«Евро+сотенка»

24 июля в 01:19

Как быстро Александр Дюков и Владимир Путин распорядились сотней миллиардов рублей
 
KMO_177139_00001_1_t249_195532.jpg
Владимир Путин по привычке сидя принимал парад открытия комплекса на МНПЗ


23 июля президент России Владимир Путин в режиме видеосвязи открыл новый комплекс «Евро+» на Московском нефтеперерабатывающем заводе, вокруг которого живет почти миллион москвичей. Специальный корреспондент “Ъ”, главный редактор "РП" Андрей Колесников разобрался в оговорках, которые преследовали эту жизнеутверждающую церемонию и сделали ее привлекательной для жизнеописания, причем самого Владимира Путина.
 
Источник: kommersant.ru

 
Мэр Москвы Сергей Собянин, министр энергетики Александр Новак и глава «Газпром нефти» Александр Дюков докладывали президенту с территории завода, а он им — из своего рабочего кабинета:
 
— Работа на объекте не прерывалась и в сложных условиях, связанных с эпидемией коронавируса,— сообщил Владимир Путин коллегам о том, чем они занимались.
 
Замечание выглядело рискованным: чем больше времени проходит с разобщения, тем все более непонятно, кто в этом разобщении участвовал, если теперь один за другим открываются объекты, работа на которых и не прекращалась.
 
— Со вводом комплекса «Евро+» уровень модернизации Московского НПЗ достигнет 80%. Насколько я помню, сейчас коллеги расскажут поподробнее, в целом до 2025 года планируются очень крупные инвестиции в 350 млрд руб.,— продолжил президент.— А в данном случае не только обновлено и построено само производство, новые комплексы, но и построены современные очистные сооружения, налажен регулярный мониторинг состояния воздуха.
 
— Объем инвестиций компании «Газпром нефть» составил уже 200 млрд руб.,— добавил Александр Новак.— В ближайшие несколько лет также еще будет вложено около 160 млрд руб. в дальнейшую переработку.
 
Тут уже возникло некоторое противоречие: президент только что сказал про 350 млрд руб., пообещав, что коллеги подтвердят и расскажут об этом поподробнее, а Александр Новак вместо этого вдруг сократил ее до 160 млрд. 
 
Но возможно, Александр Новак хотел сказать, что это только те деньги, которые осталось вложить по программе инвестиций. Но все равно надо было пояснять, а то легко уже было запутаться, при этом счет у них с легкостью шел на десятки миллиардов рублей (а потому что некоторые люди среди таких цифр и живут, и только в них чувствуют себя относительно спокойно.— А. К.).
 
Александр Дюков пояснил, что до того, как «Газпром нефть» стала собственником МНПЗ, дела здесь шли, без сомнения, очень плохо и даже еще хуже:
 
— На тот момент (к 2010 году.— А. К.) завод состоял из установок, которые были построены еще в 50-е, 60-е, 70-е годы, с низкой глубиной переработки, с низкой эффективностью. При этом завод оказывал серьезное негативное влияние на окружающую среду. В 2011 году мы приняли решение о начале масштабной, серьезной модернизации завода стоимостью более 250 млрд руб.
 
Александр Дюков на мгновение замешкался. Тут уж противоречие с цифрами Владимира Путина было совсем очевидным.
 
Но надо отдать должное Александру Дюкову — сам и спохватился:
 
— Прошу прощения! Более 350 млрд руб.! — воскликнул он.
 
Трудно сказать, кстати, как лучше было поступить на его месте: промолчал бы, не стал поправляться — и может, никто и внимания-то не обратил. 
 
А так Владимир Путин стал, конечно, нехорошо улыбаться, и хотя Александр Дюков продолжал вроде бы бесстрастно про модернизацию, был очень быстро остановлен:
 
— Александр Валерьевич, извините, что перебиваю. Вы же не на ходу сориентировались? Не оттого, что я сказал «350 млрд», вы решили добавить сразу сотенку, нет?
 
— Владимир Владимирович, так и есть! — неожиданно даже для меня согласился Александр Дюков.
 
Но он все-таки не то хотел сказать. Не в том смысле, что на ходу сориентировался:
 
— 350 млрд!..— заверил он. — 215 млрд уже инвестировано…
 
Последняя цифра, так сказать, билась с озвученной Александром Новаком: если считать, что осталось вложить в модернизацию МНПЗ 160 млрд, то скорее Александр Дюков и правда с самого начала хотел сказать «350», а уж точно не «250».
 
Но все-таки оговорка, прямо скажем, оживила вялотекущее открытие комплекса и надолго, если не навсегда взбодрила самого Александра Дюкова.
 
После этого господин Дюков еще долго рассказывал о «цифровой архитектуре комплекса "Евро+"» и «цифровом управлении предприятием», а главное — про «единую цифровую платформу»:
 
— Эта единая цифровая платформа обрабатывает и хранит огромный объем технологических данных. Дальше эта платформа содержит и библиотеки алгоритмов обработки, и визуализации данных, соответствующий инструментарий, который позволяет разрабатывать математические модели, в том числе разрабатывать и цифровые двойники…
 
На этих словах президент, словно уже было убаюканный всей этой информацией, снова, кажется, заинтересовался происходящим.
 
— Цифровые двойники — это такие математические модели,— с готовностью уточнил Александр Дюков,— которые разрабатываются с применением технологии искусственного интеллекта, машинного обучения, нейросетей!.. Они в цифровом виде полностью воспроизводят работу технологических установок, помогают эффективно управлять этими установками и решать другие задачи…
 
Тут уж он не пояснил, какие именно. Скорее всего, лучше и не знать: наверняка эти сведения уже составляют государственную тайну, а от нее, как показывает опыт, два шага до СИЗО «Лефортово». Если, конечно, все-таки попытаться написать про это, не дай Бог, заметку.
 
Амбиции «Газпром нефти» в полюбившейся президенту некоторое время тому назад истории с цифрой между тем были продемонстрированы:
 
— Цифровая модель всей нашей компании позволяет повышать интегрированную сквозную эффективность нашей компании уже от скважины до непосредственно АЗС и до крыла самолета! — сообщил Александр Дюков.— Построение этой цифровой платформы компании «Газпром нефть» — очень важный шаг для трансформации и превращения компании «Газпром нефть» в цифровую нефтяную компанию!
 
Хорошо, что не в виртуальную.



Источник: kommersant.ru
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Сергей Макаров
    24.07.2020 11:44 Сергей Макаров
    "Дорога ложка к обеду, а яичко ко Христову дню..."

    Глубина переработки нефти в России составляет 65%, в Европе - 85%, в США - 96%.
    Увеличить глубину переработки нефтей и выход бензинов и дизельного топлива возможна с применением катализаторов. Этот вид катализаторов сам по себе наукоёмкий продут.

    Учитывая возрастит НПЗ, используемые на них техпроцессы, большинство которых были построены по образцу и подобию американских НПЗ полученных по Ленд-лизу и медленную их модернизацию после 90-х годов, давно пока озаботиться их эффективностью и перевод на экологически чистые продукты с увеличением выхода бензинов и дизельного топлива.

    Но время не стоит на месте как и технический прогресс.
    С появлением нового тренда в автомобилестроении и требований защиты экологии, многие экономически развитые страны приняли программы прихода на эксплуатацию электромобилей и отказ от производства автомобилей с использованием бензиновых и дизельных двигателей.
    Это не дань моде, это объективная реальность наступающего завтра уже сегодня в большинстве стран Европы и даже в Америке.

    Россия вряд ли готова к новому прорыву в освоении и внедрении этой новой экономически и экологически обоснованной тенденции.
    Нефтяной век постепенно устунает веку электричества.

    Жаль, что технологии по производству отечественных катализаторов и технологии глубокой переработке и очистке нефтей продуктов с использованием отечественных технологий по утилизации и нейтрализации вредных отходов и сопутствующих
    активных продуктов не были так долго востребованы вовремя, в конце 90-х годов 20-века.

    Капиталовложения в нефтеперерабатывающую отрасль сегодня необходимо, как и использование технологий по защите экологии от опасных продуктов при переработке нефтей.

    В России это не первый и не последний НПЗ переходящий на технологии известные в 20 веке. В России уже работают аналогичные технологии на небольшом количестве НПЗ.

    Учет и слежение за технологическими процессами на основе динамических математических моделей тоже не новость, как и учет выпускаемой продукции.

    Жаль, что за всё это прийдётся платить потребителям, несомненно это внедрение "передовых" технологий отразится в цене продукции и послужит "обоснованным" оправданием повышения её цены.

    Упуская возможность совершить технологический переворот в области автомобилестроения Россия продолжит век нефти и будет донашивать как в начале 90-х автомобильную продукцию других стан.
    Хотя, своего автопрома с современной продукцией нет, возможность воспользоваться нужным потенциалом в развитии новых видов электроэнергетики ограничен санкциями и заботами о дождевых червях, а нефть ставшая практически виртуальной для экспорта по причине отказа многих западных НПЗ от её приобретения для переработки по причине удорожания нефтепродукции, по причине необходимости очистки нефти от сернистых соединений, делает российскую нефть пригодной только для внутреннего употребления.

    Жаль что забыт опыт СССР по приходе на электрификацию всей сети железных дорог, вместо развития тепловознных локомотивов.
    И хотя тогда это тоже выглядело очень смело, перейти на электофикацию всей основной сети железных дорог, но всё же решение было принято верное.

    Трудно сказать, чем порой руководствуются "большие умы", то на Марс людей хотят отправить, то ещё какое "удивление" захотят возвести на "зависть" соседям.
    Но зачем так делать? Ответить сложно, когда весь опыт уже сзади.
    Инвестировать в технологии прошлого - отставать от развития в будущем.

    Но и Иуда тоже думал, что творит что-то хорошее, когда привел солдат в Гефсиманский сад...