Блог ведет Андрей Колесников

Андрей Колесников Андрей
Колесников

Быстрота казанская

26 января в 11:16
25 января, в Татьянин день, президент России Владимир Путин в Казани провел полный световой день кандидата в президенты: был на авиационном предприятии, поздравил студентов с их профессиональным праздником, наблюдал за родами в разрезе. Все эти хлопоты с Владимиром Путиным разделил специальный корреспондент “Ъ”, главный редактор "РП" Андрей Колесников.
 
Источник: kommersant.ru

На Казанском авиационном заводе готовились к полету ракетоносца Ту-160.
 
— Говорят, не новый самолет,— поделился со мной один из менеджеров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК.— “Ъ”),— а это не так. Разработка-то 1981 года! Так что относительно новый!
 
И он добавил, что самолет, который делается здесь сейчас,— это вообще работа мечты для любого технолога:
 
— После этого тебя везде возьмут!
 
Я подумал, что и правда: если в интерьерах завода 50-х годов прошлого века удастся собрать сверхзвуковой стратегический ракетоносец XXI века, на треть состоящий из титана, для человека, участвовавшего в таком, и правда будут открыты все двери. Да что там — путевка в жизнь.
 
Сотрудник ОАК между тем рассказывал, что «самая брутальная вещь здесь — сварка титана в вакууме»:
 
— Варит робот, длина шва — 140 метров.
 
Он еще говорил про модернизацию завода, в которую ОАК вкладывает 140 млрд руб., про взлетную полосу длиной 3,2 километра и шириной 100 метров («Все равно что два микрорайона построить!..» Так, может, лучше их-то и построить? Нет, видимо, хуже), а также про теплый ангар, которого раньше не было. И вся забота состояла в том, чтобы увидеть полет модернизированного самолета, но у нас не получалось (в отличие от Владимира Путина): тогда не стать свидетелями очередного исторического разговора президента с рабочими. А разве такое можно пропустить?.. Потом ведь можно и не наверстать…
 
Нет, альтернативы такому разговору не существовало. Пилоты рассказали Владимиру Путину, что «изделие 804» получилось, что «самолет устойчив» и что «разрешите поздравить вас и всю нашу страну». (Пилоты уверенно считали свой полет тем, чем он не факт что и являлся.— А. К.)
 
— Надеемся,— обратился один из них к президенту,— Ту-160 обретет новую жизнь в лице глубокой модернизации!
 
— Вы знаете,— кивнул господин Путин,— я летал на таком в 2005 году. Но это, конечно, другая машина, просто внешне выглядит так же… Мы говорили тут (когда смотрели, как взлетает самолет. Я тоже все-таки увидел, хоть и через окошко: медленно, но более или менее верно, хоть и как-то, казалось, эпически тяжело.— А. К.), что можно подумать и над гражданской версией таких самолетов. Так что всем будет чем заняться. Контракт на сколько самолетов сегодня подписывается? На 15? А, на 10? Но каждый — на 15 млрд! Всем будет чем заняться!
 
— Самое главное — чтобы смежники не подвели!..— слышал я гулкий голос из глубины толпы.
 
Так была произнесена основополагающая производственная советская фраза.
 
— Сидим на катапультном кресле с советских времен,— добавил другой рабочий,— и все чувствуем!
 
Тут пора было всем уже засмеяться. Произошло.
 
— Ведь в десять раз тут сейчас производство быстрее, чем раньше! — воскликнул президент.— Такая производительность труда! Если вся экономика будет такая!..— Владимир Путин мечтательно вздохнул.
 
Я обратил внимание, что рабочие с интересом переглядываются. Похоже, для них была большая новость, что производительность их труда увеличилась в десять раз прямо при их жизни, и что это случилось именно с ними, а не с кем-нибудь еще в стране, и что они теперь раз и навсегда являются олицетворением этой производительности.
 
Один из них спросил, какие впечатления Владимира Путина от того Ту-160, который он «лично пилотировал», и от того, который только что увидел в подснеженном казанском небе.
 
— Я рядышком сидел тогда, пальцем дотрагивался,— смеялся Владимир Путин.— Это незабываемо. Я говорил тогда и могу повторить: это как во сне…
 
Впрочем, тут неожиданно было произнесено откровенное.
 
— Мы же начали,— рассказал Владимир Путин,— применять его тогда (Ту-160.— А. К.), для меня стало очевидным, что его надо менять! Он же даже не был официально поставлен на вооружение! Его надо было дорабатывать даже в прошлой версии!
 
Таким образом, Владимир Путин, значит, не просто рядом сидел, а летал на недоработанном ракетоносце, который нуждался в переделке. Вот что выяснилось через 12 только лет. Мы тогда провожали господина Путина в полет и встречали его на земле считай что как героя! И ведь не подозревали, насколько были правы: оказывается, рисковал как никогда. 
 
Поэтому проект, значит, и прикрыли. А в 2015 году все же решили попробовать еще раз.
 
Еще один рабочий сказал, что хорошо бы засчитывать работу на заводе за воинскую службу по призыву.
 
— Балетные говорят: нельзя из балетного училища призывать. Их потому что по пальцам пересчитать!.. Музыканты тоже…— вздохнул господин Путин.
 
Но балетным он ничего, похоже, не обещал, а вот этим рабочим дал понять, что шанс уклониться от службы в армии у них есть: тоже на оборону работают, в отличие от балетных (эти в лучшем случае косвенно).
 
Президент спрашивал, какие у них еще есть вопросы, но рабочие примолкли: их, видимо, на другие вопросы не ориентировали, а президент, похоже, хотел отметиться здесь какой-нибудь задорной фразой. Но этой возможности ему так и не предоставили.
 
Через несколько минут Владимир Путин был уже на форуме студенческих клубов «Вместе вперед!» (в конце концов, предвыборную кампанию никто не отменял — хоть, может, и стоило). Здесь его ждал уже несколько часов целый крытый стадион, и тут поминутно репетировали барабанный ритм, который должен был встретить президента. Даже когда я вошел на стадион буквально на две минуты, то был просто обезображен этим набатом, а не то что оглушен. У всех этих людей, по моим представлениям, кровь из ушей должна была давно пойти и уже вся выйти.
 
— Вы готовы встретить его?! — слышалось теперь со сцены под набат этих тяжелых барабанов.
 
— Я заехал,— сообщил Владимир Путин, когда они наконец ненадолго примолкли,— чтобы поздравить вас с праздником, Татьяниным днем, и делаю это с удовольствием!
 
Он в двух словах рассказал им, что они должны быть дерзкими (новое слово в его устах) и что у них «большое преимущество по сравнению с теми, кто рос в предыдущие годы» (то есть с ним самим).
 
— У вас,— произнес президент,— есть возможность создавать новые смыслы!..
 
Жаль, что у Владимира Путина такой возможности, по его мнению, нет.
 
— Не бойтесь делать ошибки! — добавил он.
 
Эта фраза тоже вряд ли была навеяна собственным опытом: Владимир Путин делает все, чтобы его, не дай бог, не заподозрили в том, что он способен делать ошибки (и главное, чтобы он сам себя-то в таком не заподозрил, а то только всем хуже будет).
 
Президент ушел со стадиона, и я слышал теперь голос ведущего со сцены:
 
— По-моему, мы справились! Ну а теперь отрывайтесь по полной!!
 
Остается только догадываться.
 
Теперь у Владимира Путина были дела в Казанском (Приволжском) федеральном университете (КПФУ). Здесь ректор обратил его внимание на приставку «Приволжский»:
 
— Девушка выходит замуж, и ее потом тяжело найти, и мы не хотели, чтобы с нашим университетом было так же («Конечно,— сказал мне помощник президента Андрей Фурсенко,— они боролись до последнего, чтобы университет остался Казанским, а Приволжским был в скобках», в отличие от других федеральных университетов, которые были и Ростовским, и Симферопольским, и Калининградским, а стали Южным, Крымским и Балтийским).
 
Неожиданно президента привели в огромный зал, который был словно разрезан пополам между полом и потолком. И теперь Владимир Путин сверху в разрезе видел работу университетского Центра симуляционного и имитационного обучения Института фундаментальной медицины и биологии КПФУ. Всюду тут были манекены, одни только манекены, десятки манекенов: и в кабинете неврологии (манекена постукивали молоточком по колену, и он, казалось мне, откликался; а скорее всего, не казалось…). С удивлением увидел я и родильный зал: тут у симпатичной девушки роды были уже на исходе, она тужилась, и над ней склонились сразу три человека в белых халатах и неистово хлопотали… А сверху над ней навис еще и Владимир Путин.
 
Ему таким образом разрешили присутствовать при родах: конечно, разве не стал он самым близким и родным человеком в каждой российской семье (за исключением, конечно, тех, которые проголосуют за Павла Грудинина).
 
Темнело, но президент еще встретился с командой «КамАЗ-мастер», которая снова смогла победить на ралли «Дакар».
 
Да, президент в этот день встречался с победителями (подозреваю, что с ними будет встречаться и в остальные дни вплоть до 18 марта).
 
Путь этого казанского дня близился к завершению. До выборов оставалось 52 дня. Три корреспондента газеты New York Times, корреспонденты телекомпании NHK и газеты Financial Times, весь день с утра до вечера просидевшие в пресс-центре Казанского (Приволжского) федерального университета перед телевизором в ожидании видеомоста президента России с представителями федеральных университетов, смогли наконец расслабиться: он состоялся без них.

Источник: kommersant.ru
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (2)

  • Я есть Грут
    26.01.2018 18:13 Я есть Грут
    Главное здесь не надорваться.
    И в пляс без меры не пускаться.
    Не те, признаться, времена.
    Да и не та уже страна...
  • Сергей Макаров
    26.01.2018 18:27 Сергей Макаров
    Быстрота казанская. 
Всегда занимательно смотреть мир чужими глазами, тем более узнавать последние новости о нашем Президенте из первых рук.
    Читаю сообщение о возможности переделать ракетоносцы в гражданские самолеты, о чем кстати был разговор в Казани и вспоминаю публикации в газетах в начале 90-х, на тему «конверсии». Сразу вспоминаются статьи в газетах периода «перестройки». Фото как вместо трактора пашет танк, как на заводе Среднемаша на станках фирмы Оливетти с программным управлением точатся сковороды и прочие достижения на пути демилитаризации военных производств, но теперь все по новому, ракетоносец на службу гражданской авиации решили поставить. «Мудро».
    Было такое в СССР, производили воздухонагнетатели и для удаления воздуха в огромных количествах, но больше чем надо было для военной технике и тогда "мудрость советского инженера" придумала выход - был нагнетатель станет пылесосом и пошло дело, правда с пылесосами в СССР все равно была напряжёнка. Одна из статей вечного дефицита в стране построившей развитой социализм, ну так нас убеждали, развитой и все.

    Говорить о конституционных особенностях военной техники не будем, она проектируется только для одного долететь и выполнить боевую задачу а там, как повезет экипажу, если вообще получится эту задачу выполнить преодолев все «хитрости» врага. («Военная тайна») Ну а то, что на сверх звуковой скорости они летят только по боевому, расходуя запредельное количество топлива это специалисты от авиации лучше знают, что и как, и что после с турбинами происходит и как конструкция самолета страдает.

    А что не тайна? Не тайна, что было в истории авиации. А был сверхзвуковой «Конкорд» и наш «ответ Чемберлену» «Ту - 144». Чем закончилось?
    Сняли и тот и другой не только с производства, но и эксплуатации.
    Почему? Не безопасно, не надежно, дорого в производстве и обслуживании, проще говоря престижно, но нерентабельно.

    Где сейчас они?
    В Музеях или хранятся в ангарах, может на всякий "пожарный случай"?
    Как знать, «наверно тоже Военная тайна».
    Где Ту-144? Один находится в техническом музее в Германии.

    Что говорят специалисты от авиации?
    - Эти Два самолета были разными, но Туполев сумел создать замечательный самолет, в нем воплощены реальные достижения инженерной мысли и талантов, Ту-144 мог перевозить больше пассажиров, летать выше и быстрее. Хотя, Конкорд был боле изощренным в своих конструктивных особенностях.
    Один большой знаток и любитель лошадей и эксперт от авиации сравнил их, как две породы лошадей:
- Конкорд был похож на чистокровного Кентукки - нежную лошадь, но очень быструю, 
приемистую. -Ту-144 похож на Клайдсдейл, массивную лошадь с невероятной силой, но не настолько эффективную. История.

    Создание малого сверхзвукового самолета - бизнес-джета для весьма обеспеченных бизнесменов, на базе ракетоносца, 
да еще в век Интернета когда личное присутствие для подписания контрактов с космическими суммами 
уже не требуется, если только так, чисто символически, мало перспективно. И для таких "новинок" потребуется наземная база
 во всех аэропортах, куда они, бизнесмены, захотят полететь на нем, а это уже история как с аэробусом А - 380, не везде получается обеспечивать ему такие наземные условия как взлета- посадки так и тех. обслуживания. 

    А состоятельные люди капризны, бог знает что им в голову взбредет и куда они захотят слетать, а не только 
«в Париж по делу». 

    О тех возможностях создавать что-то инновационное лучше не начинать, даже рабочие удивляются в репортаже и остроумно заметили свое положение на таком производстве - «как в кресле катапульте» и это понятно.
    
Кстати, «КАМАЗ», тот что участвует в «Париж - Дакар» кто нибудь видел? Рекомендую, кроме названия там мало что есть отечественного.

    Встреча с молодежью впечатлила не только корреспондента, Президента тоже, и это понятно, у него немецкий язык как основной рабочий иностранный. А когда изучают язык, тем боле в таком учебном заведении какое было у него, то будьте благонадежны, там историю страны родины этого языка хорошо преподают.
    Представляю что ему этот оглушающий бой вместе с названием студенческих клубов «Вместе вперед!», мог напомнить; Мюнхен, революционные события, марши под барабанный бой или гимн «Хорст Вессель» - «Сомкнем ряды! Пусть выше будет знамя!…», или из фильма Лени Рефиншталь -Триумф Воли: - Вы - это ...! Когда вы действуете - действует Нация. Когда вы судите - судит Народ. Нашей благодарностью будет клятва оставаться с Вами...в хорошие и плохие времена...чего бы это не стоило! Нехорошие ассоциации вызывают такие воспоминания, прямо скажу, мерзкая история тогда у немцев из этого вышла, до сих пор они сожалеют что были такими люмпенами.
    С переименование учебных заведений вообще полный «газават», последнее время, столько переименовали и слили институтов с университетами для одного названия при увеличения числа чиновников от науки, уму нерастяржимо.

    Количество чиновников увеличивается, уровень образования падает, зато зарплаты у чиновников приличные, выше региональных в разы, по Уралу знаю.
    Как татарский язык изучать в школах, уверен что в рабочем порядке разберутся.
    Ну да ладно, все хорошо, побывал Президент, пообщался, пообещал, и начнет притворять в жизнь в наступившем году, кто бы сомневался. Я нет.