Блог ведет Максим Вальченко

Максим Вальченко Максим
Вальченко

Три истории про нас и иностранцев

13 декабря в 13:15
 
«Русская игра» (2007)
«Брестская крепость» (2010)
«Роль» (2013)
 
Если удается посмотреть фильмы парой или даже серией, составляя из них смысловые паровозики, то всегда это какое-то большее чувство не только в силу большего числа впечатлений, а потому большее, что совокупность увиденного, стремился ты к этому или нет, преподносит странные, новые ощущения, которые приходят к тебе от пересечения идей, картинок, сюжетов.
 
Казалось бы, что может быть общего между этими абсолютно разными, случайно оказавшимися в моем поле зрения фильмами, кроме того, что все эти фильмы сравнительно недавние, то есть фильмы нового века, и все они о нас и наши, русскоязычные.
 
Однако, они не только о нас. Фоном в каждой истории выступает заграница, которая в каждой истории, естественно, разная, но довольно холодная и отчужденная. И это мягко сказано, если, к примеру, завести речь о «Брестской крепости» и немцах.
 
Но и в «Русской игре» Чухрая роль у чужестранцев тоже не завидная – набег на Россию итальянского прощелыги имеет цель тоже не дружелюбную – обмануть дурачков, обыграть и свалить.
 
В третьем случае, в самом примечательном с точки зрения киноискусства, чужая ментальность предстает неким взглядом с финляндской стороны, неким миром, живущим другими ценностями, которые, казалось бы, должны успокоить нашего человека, даря ему все необходимое – славу, женщину, свободу, благополучие, но и здесь заграница вновь «атакует» непутевую родную сторонку уже своими же, родными силами в лице героя-эмигранта, так и не нашедшего успокоения даже в пешей отдаленности от Родины.
 
Чужой в этих фильмах предстает для нас заграница. Чужими для неё выглядим и мы. И «Мы» в этих фильмах разные – смелые, открытые, хитрые, задумчивые, умные, глупые, веселые, печальные, влюбленные, отрешенные, болтливые, молчаливые, безудержные, спокойные, решительные, слабые, но везде абсолютно узнаваемые и понятные, какими бы разными не были ни времена, ни мотивы, ни внешние обстоятельства. Мы на экране узнаваемы до радости или тоски, до любви к себе или полному отвращению.
 
И все же что-то такое неясное и странное в нас и в стороне нашей есть. Такое, что любому актеру найдется роль. Всегда есть, что сыграть, не знаю, хорошо это или печально. 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал