Блог ведет Алексей А. Шепелёв

Алексей А. Шепелёв Алексей А.
Шепелёв

Писатели из провинции ответили автору «Топей»

3 апреля в 22:26

И сериал, и интервью, и трактовка «русской жизни» вызвали в обществе неоднозначную реакцию. Многие болезненно восприняли то, как — реально или метафорически — Мирзоев преподнес российскую реальность. 
Знакомьтесь с мнением об этом писателей Натальи Мелёхиной, Артёма Попова и Алексея А. Шепелёва

А.Шепелёв (Тамбов-Москва-Анапа) 
 

bd066733_resizedScaled_1020to574.jpg

«По моему опыту, в нашей стране столица, провинция и деревня — три разных мира. Как будто три разных планеты.

Попасть с одной на другую можно, кому-то это даже легко даётся, но гравитация и прочие «законы физики» везде специфические. Я эту концепцию «троемирья» разрабатываю давно — уже приходилось говорить о ней, она воплощена в нескольких моих книгах. Молодые годы прошли в селе на Тамбовщине (и сейчас туда часто возвращаюсь, пытаюсь прижиться), десять лет жил в Москве и Подмосковье, приходилось обитать в посёлке Строитель Тамбовской области, в самом Тамбове и т. д., теперь вот ровно пять лет в Анапе.

Анапа — это, так сказать, город будущего. Модель общества, каким оно станет, если нынешняя политика государства в области культуры и образования будут продолжаться и дальше. Школ крайне мало, учатся в три смены, рабочие места — исключительно в сфере услуг (парикмахер, таксист, продавец). На улице и в транспорте все обращаются друг к другу на «ты», хамят, объявления кругом написаны с орфографическим ошибками, мемориальные доски — с пунктуационными. Даже новомодные указатели по-английски — и те с ошибками, а уж иностранные слова в названиях магазинов типа «BUTIK» повеселят кого угодно. Но веселить, видимо, некого: человека с высшим образованием, особенно гуманитарным, днём с огнём не встретишь. Да и зачем они? «Магнит», «Пятёрочка», «Макдональдс», шаверма — чего ещё надо, какая такая «культура»?.. Чудовищная застройка, тотальное экологическое наплевательство, известный курорт на глазах превращается в филиал спального района Москвы, со всеми вытекающими. Новый мэр, говорят, за это взялся, но хватит ли у него сил пойти дальше деклараций…

Я убеждён, что речь идёт, высокопарно выражаясь, об антропологическом кризисе цивилизации. Вот он-то един во всех трёх мирах, только с разными аспектами. Потому что цель одна — прибыль, сытое благополучие обывателя. В Москве, в Питере, в крупных городах культура «ещё есть», и даже вполне развивается — это отрадно. Людей много, они разные, из-за чего часто возникает и адекватное отношение, есть возможность продвижения по работе или творчески. В провинции зачастую все сидят в своём тёплом болоте, никто ничего и никого знать не хочет: для власть предержащих у них слоган «Есть! (А то как бы чего не вышло)», для всех остальных — «Мне в принципе по барабану». Резко сказано, но что делать, это уже вековой менталитет, чистый Щедрин.

Но и в столице существуют проблемы колоссальные. Например, с года с 2010-го — вопиющая проблема гастарбайтеров. О таких вещах практически не пишут СМИ, не показывают по первым трём каналам — их, кстати, по-прежнему ежедневно смотрят в провинции и деревне! И когда мы, приехав куда-то из Москвы, рассказывали знакомым о диких несообразностях столичного бытия — многие даже отказывались верить! У меня уже давно было чувство, созвучное толстовскому «Не могу молчать!», я решил обо всё этом написать книгу. И написал — «Москва-bad. Записки дауншифтера». Такой нон-фикшн, документальные репортажи с места событий, но оформленные художественно как роман. Занимательно и с иронией, «в стиле классики» (во всяком случае, такая была установка), но рассказать о серьёзных, насущных вопросах. Понятно, что московские издатели убоялись такое издавать. «Пригладить» текст я отказался. В итоге выпущена электронка, она есть в Сети.

И совсем особая вещь — мир сельский. Об этом у меня книжка так и называется «Мир-село и его обитатели». В ней я не только описываю колоритных персонажей своей чернозёмной глубинки, всякие проблемы и забавные ситуации (что делают и другие авторы «сельской прозы»), но попутно — бегло, конечно — даю некий социологический и даже философский анализ, чем современный сельский житель отличается от городского. Часто пишут, что деревня «сохраняет свой уклад» (как, например, даже на обложке моей книги втиснули от «Эксмо»), но это неправда. Суть в том, что сейчас деревенского в деревне почти уже нет — оно стремительно исчезает, заменяется совсем иным. Начало этому положила колхозная система в СССР, потом были «понятия» и телеоболваниевание 90-х, сегодня «доделывают» гаджеты и прочее. Зачастую сельские жители, как туземцы на блестящие бирюльки, променяли все свои вековые богатства на самые дешёвые, поверхностно понятые городские «ценности».

Молодёжь не хочет трудиться на земле, водить скотину. Часто это пропагандируют и старшие, даже «деды» — «есть ведь ларёк». О ценностях здесь говорят прямым языком: «кто на джипе», «денег нахапал» — уважают. Но с другой стороны, искажена, мне кажется, и сама постановка вопроса (как в том же сериале «Топи»), что проблема деревни только в её периферийности, гиблости, и что «все хотят оттуда уехать».

В романе "Ёлтышевы" у Сенчина семейство, переехав в деревню, погибает. Но это взгляд горожанина! Деревня — это в нашем безумном мире ещё островок свободы, самочинства, даже самодурства. Сельский житель, по моим наблюдениям, чаще чувствует себя «у себя дома» органично, для него его село, всё это «родное раздолье» с его событиями и обитателями — центр, чуть ли не пуп земли, а Москва, город — это «где-то там», чуть ли не понарошку. В одной из миниатюр Натальи Мелёхиной сельские дети рисуют мелками — на кусочке асфальта у фермы! — Родину. Сначала и в центре — огромная своя деревушка Полтинка, рядом помельче — соседние сёла, райцентр, маленькая Вологда, даже призрачный Питер (!), и совсем «где-то сбоку притулилась малюсенькая Москва»!.. И это, на мой взгляд, картина верная, её всем «радеющим за деревню» надо учитывать."

https://spektr.press/v-rossii-dve-strany-selskaya-i-gorodskaya-i-oni-pochti-ne-znayut-drug-druga-pisateli-iz-provincii-otvetili-avtoru-topej-o-politicheskom-ili-ne-politicheskom-razdelenii-strany/

Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал