Блог ведет Алёна Крутий

Алёна Крутий Алёна
Крутий

Кто вы Мистер…или мы видим то, что видим.

28 февраля в 16:30
На каждого зрителя найдется свое произведение. Как и на каждое произведение - свой зритель. Все упирается в закономерности восприятия. На каждое произведение найдется свой критик, или искусствовед, или хозяин галереи, или куратор «энной» выставки. Критическое, кураторское единство нужно для того, дабы авторы не выплеснулись за рамки общепринятой концепции. Чем критик отличается от зрителя? Тем, что получил критическое образование, тем что регулярно пополняет свой критический взгляд и не мыслит как зритель – обыватель в рамках «нравится. ах как красиво» и «не нравится. и точка». Критик же играет на полутонах, полунамеках, композиционных ощущениях. Ему ли не знать, почему в театре надо садиться ближе к левой стороне и почему акцент на фотографиях и в картинах всегда справа, даже если правый угол практический пустой.

Действующие лица:
Мистер Зритель
Мистер Фотограф
Мистер Критик
Автор повествования

Мистер Критик и Мистер Зритель стояли возле одного Произведения.  Мысли их были разные, скупые и сочные. Мистер Зритель изредка скашивал глаза в сторону Мистера Критика и пытался угадать в каком же русле думает его приятель? Ах да. Забыла предупредить читателей, что эти два мистера были приятелями в какой-то степени. 

- Хорошая фото. Мне нравится, - внезапно его мысль скакнула совершенно далеко от просматриваемой фотографии. -  Слушай, ты был в Италии, ну и как?
Увы, наш бедный Мистер Зритель, не в плане денег, а в плане интересов, нигде не был. Он лишь путешествовал посредством интернета. Благо сейчас весь мир на ладони, правда все это разнообразие лишь эрзац. Но Мистера Зрителя такая жизнь вполне устраивала. Как и концепция восприятия мира «нравится»:«не нравится».

Мистер Критик думал совершенно о другом и противоположным образом. «Где ритм? Контраст величин соблюден очень хорошо, но вес? Вес нарушен радикально. Хотя…ммм…композиция просто шикарная. Жанр…ах…как я люблю жанр. Да и контраст цветов выше всяких похвал. Но отсутствие ритма все же наблюдается». Мистер Критик даже вспотел от мыслительного процесса. Его раздирало двойственное чувство. И все таки куратор выставки молодец, что выставил это Произведение. Ошибки-то чисто технические, да и сейчас все с ошибками. Это тренд».

Мистер Зритель увидел, что лицо его приятеля приобретает расслабленное состояние, и даже что-то наподобие улыбки наплыло на его женственную рыхлую мордашку. Мистер Зритель на всякий случай решил улыбнуться тоже. Чтобы не прослыть невеждой.

***        ***        ***

Денек выдался бегатной. Побаливала спина. Взгляд обращенный в пространство городских будней. Мысли разлетелись непослушными перьями. Плечо приятно оттягивала зеркалка. Рука непроизвольно задела спуск, диафрагма раскрыла свой глаз, знакомо щелкнул затвор. Камера всегда стояла в спящем режиме, готовая в любой момент поймать отличный спонтанный кадр. Он не обратил на это никакого внимания. Лишь посетовал, что мысок старого потертого кеда залез в лужу, в которой словно отголосок другой жизни плавал кем-то брошенный окурок. «Загадили всю Москву», - промелькнула уже заурядная мысль. Правда, рядом не было не одной урны. Сам он по настроению, особенно во время творческих кризисов и творческих взлетов, выкуривал трубку.

***        ***        ***

Белые стены галереи постепенно теряли свою девственность. Кураторы выставки бегали, суетились, покрикивали, некоторые даже переходили на визжащий писк, что и где нужно было повесить, как направить свет, чтобы произведения приобрели хоть какую-то привлекательность.
Он с присущей ему пофигистской ленью наблюдал за этим процессом и вполуха слушал свою приятельницу – совладелицу галереи.
- Серж, мы выбрали из твоих работ не те, что ты хотел выставить.
- ? – рассеянный взгляд, немой вопрос, нервное перебирание пальцами в поисках курева. Забыл, в помещении курить запрещено.
- Но набралось двенадцать работ, - продолжала приятельница. - Посмотри как повесили.
Он улыбнулся и кивнул. Он знал ее давно и поэтому доверял. Он не боялся, что его работы могут оказаться в углу. Она кивнула и улыбнулась в ответ, убежав по свои делам.
Сфокусировав близорукий взгляд, он вдруг увидел молодых людей со степенными и излучающими умственную работу лицами. Что-то серьезно обсуждая и жестикулируя они стояли возле…Это была его работа. Он подошел поближе, чтобы подслушать разговор. Он был фотографом. Он был одержим фотографией последние пятнадцать лет. Ради нее он бросил интересную работу в области кино индустрии – оператора – и ушел в никуда. Его глаза округлились. На стене висела та самая внезапная фотография. «Это же откровенный брак! Забыл выбросить. Как она вообще попала в портфолио?!» Последняя мысль была – это провал и позор для фотографа с именем. Он прислушался к разговору.
- Ты посмотри, какая концепция! Это же вся жизнь в одном кадре!
- Да, да. А мысок кеда. Каково? Автор таким образом подписал свою работу.
- Весьма оригинально. Вода. Лужа. Это наша жизнь. Мы девять месяцев провели в воде. Мы состоим из воды…Великолепно. Вода – это сама жизнь!
- И автор правильно показал, что жизнь – штука трудная. Брошенный окурок символизирует это.
- А ты заметил на окурке отпечаток помады?
- Да, - это может означать отношения мужчины и женщины. Конфликт. Она ушла в новую жизнь. Без него. Он остался. И ботинок как раз именно это и символизирует.
- Точно, хотя все таки это может быть и автограф автора. В любом случае – работа в высшей степени концептуальная.
- Полностью согласен. Отлично продуманный кадр. Автору похвала!
Он чуть не поперхнулся, услышав эту речь на бракованный кадр, который благодаря случаю, оказался у приятельницы – галерейщицы.  
Молодые люди – Искусствовед и Критик – продолжали горячо обсуждать фотографию. Лужа не высохшая после дождя. В ней плавает окурок от дешевой сигареты. И в правом углу торчит мысок кеда. Случайный снимок уставшего фотографа. Камера висела на плече объективом вниз в режиме ожидания. Случайно палец задел спуск и фото появилось на выставке.
- Какая откровенная халтура и д…- громко произнес посетитель, быстро проходя мимо фотографии – И как Это попадает на выставки?
Посетитель был обычным Зрителем, воспринимающим произведения простыми категоричными категориями «хорощо – плохо: нравится - не нравится».

Мы дальше не знаем продолжения истории. Но возможно Критик и Искусствовед бросили вслед Зрителю: - Необразованный невежда!
Фотограф к тому времени тихо испарился с выставки. У него была лекция по курсу «Искусство фотографии». Где он в очередной раз расскажет своим студентам, что фотография – это самое субъективное искусство из всех искусств. И любой кадр может стать когда-нибудь шедевром. Даже если вы в этот момент и не планировали "плевка в историю". Перефразировал он свою любимую Фаину Раневскую. И помнить, что где-то за вами всегда следуют Мистер Случай, Госпожа Удача, Мистер Критик, Господин Искусствовед и Мистер Зритель. Они всегда рядом с вами – Господин или Госпожа Фотограф.
Фотографируйте господа, фотографируйте!

Москва, сентябрь 2014

Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (2)

  • Сергей Макаров
    1.03.2017 09:49 Сергей Макаров
    Что мне сказать? На фото снимок глядя,
    Мне можно отыскать десяток слов,
    Но есть ли смысл им воздух сотрясать?
    Где мысль о фото будет на последнем месте.

    Такое часто говорят, на такое фото глядя,
    Но их не слушает, не понимает автор,
    А зачем? На фото все, как на картине видно.
    Один вопрос: - Зачем там это фото?
    -----------
    Есть «гении», кто славы жаждет,
    Они уверены в своем виденье жизни,
    До одурения жмут затворы фотокамер,
    До дрожжи пальцев … в предвкушении мастерства.
  • Алёна Крутий автор
    2.03.2017 17:26 Алёна Крутий
    Спонтанный и лаконичный стих...и как всегда в яблочко, в самую суть :))