Блог ведет Сергей Макаров

Сергей Макаров Сергей
Макаров

"СТАРСТИ ПО МАТФЕЮ" В РУССКОМ РОМАНСЕ. (дилетантская догадка)

6 апреля в 22:40

Зарождение замысла "Страстей по Матфею" у Иогана Себастьяна Баха началось после поездки в Гамбург, где он познакомился с этой темой у Генделя. Тема "Страсти" была популярна у композиторов конца XVII века. В сочинении и постановке Баха, "Страсти по Матфею" передают текст глав 26 и 27 Евангелия от Матфея в немецком переводе Мартина Лютера в которых описываются последние дни Иисуса перед казнью, его страдания и смерть.  

В этом произведении Бах впервые использует эффект полифонии — речитатива, хорового пения и сольных партий. Необычные речитативы Иисуса, сопровождаются актавистами, и звучанием длинных музыкальных фраз.  

Впервые "Страсти по Матфею" прозвучали под управлением автора в Великую Пятницу 11 апреля 1729 в церкви Св. Фомы, где И.Бах служил кантором.  

Доподлинно неизвестно, какое впечатление произвело первое исполнение "Страстей по Матфею", и почему могло быть не понятым как новаторство в музыке.  

В этот же день и в тот же час в Новой церкви исполнялись "Страсти" Готлиба Фребера, кандидата на свободное место кантора, и вероятно, такое событие как назначение нового кантора стало основным важным событием того дня, а не "Страсти", действующего кантора церкви Святого Фомы. 

Вторая попытка Иогана Себастьяна представить публике свое сочинение была 30 марта 1736 года, но и она после тщательной доработки и вовлечением в исполнение двух органов, не достигла понимания и признания как нового и особенного музыкального произведения. 

Почти целый век "Страсти по Матфею" не исполнялись. В то время канторы церквей полагались на свой выбор репертуаров и вероятно ревниво относились к музыкальным новинкам для церковных служб, и что включать в музыкальное сопровождение для своего репертуара. 

Шло время, менялись социальные и культурные морали общества и церковную музыку стали исполнять вне стен церквей и соборов на концертах, а не только для исполнения в Великую Пятницу на Страстной неделе. 

И только в 1829 году, в Берлине, двадцатилетний Феликс Мендельсон вновь возрождает исполнение сокращенной версии "Страсти по Матфею". На этот раз, исполнение произвело эффект разорвавшейся бомбы.  

Именно с этого легендарного концерта начинается долгая история "баховского возрождения". 

"Посетивший концерт Гегель позже назвал Баха «великим, истинным протестантом, сильным и, так сказать, эрудированным гением, которого только недавно вновь мы научились ценить в полной мере»."
Есть исторический анекдот: -" После успешного выступления на ужине за столом, одна «очень начитанная дама» постоянно говорившая обо всем кроме музыки, раздраженно спросила Мендельсона:  

— А кто это, напротив, такой хмурый и молчаливый, и наверно глупый человек?  

— Это Гегель, ответил Мендельсон.

"Возрождение Мендельсоном "Страстей по Матфею" способствовало развитию интереса к личности и творчеству великого композитора, особенно к его большим произведениям.  

В последующие годы продолжилась работа Мендельсона по популяризации музыки Баха и рост известности композитора. В 1850 году было основано "Баховское общество" (нем. Bach-Gesellschaft), основная задача которого — публикация полного академического собрания произведений Баха — была выполнена к 1900 году." 

В дальнейшем музыкальные произведения, написанные для церковных служб, стали исполняться в концертных залах.

И вот моя дилетантская догадка; - Слушая "Страсти по Матфею" Баха, наслаждаясь музыкальной глубиной смысла и красотой музыки, я невольно вспомнил и картины о Матфее, и романс "Ямщик не гони лошадей!"
Вот послушаете сами и сравните: И. С.Бах Страсти по Матфею rutube.ru/video/1ccee7c1f116cc14900d735808cae403/ и www.youtube.com/watch?v=gum34j5Lr1YЯмщик
"Ямщик не гони лошадей" - русский романс, автор текста Н. Риттер,
музыка Я. Фельдман. Слова были написаны поэтом Николаем Александровичем (или Алексеевичем) фон Риттером в 1905 году и положены на музыку композитором Яковом Фельдманом в 1914 году. Он стал известен широкой публике с 1915 года как ответ на романс "Гони, ямщик!". Получил большую популярность в 1910-е годы в России "Ямщик, не гони лошадей" — русский романс, относящийся к так называемым ямщицким песням.  


Но что общего у него со "Страстями"? Прослушав музыку этих двух произведений, становится очевидна схожесть их музыкальной темы. 

Но не только, читаем внимательно текст романса и пытаемся понять, о чем он может быть, какой смысл может заключаться в его словах, не явно, а иносказательно. 


Текст романса:    

"Как грустно, туманно кругом,  

Тосклив, безотраден мой путь,  

А прошлое кажется, сном,  

Томит наболевшую грудь!"  

О чем это? 

Вспоминаем; - После казни Иисуса апостолы растеряны, все как тумане, их гнетут воспоминания счастливых дней с Учителем.   


"Как жажду средь мрачных равнин 

Измену забыть и любовь,  

Но память, мой злой властелин,  

Всё будит минувшее вновь!  

Всё было лишь ложь и обман" 

Вспоминаем что могли чувствовать и переживать апостолы: 

- Переживания памятных событий последних дней, измена, арест Иисуса с их отказом поверить во все произошедшее, как и саму Его казнь. 


"Прощай, и мечты и покой!  

А боль не закрывшихся ран 

Останется вечно со мной!  

Мне некуда больше спешить,  

Мне некого больше любить,  

Ямщик, не гони лошадей!"

Здесь, следуя восприятия текста и продолжение повествование какие чувства они испытывают:  

- Мучения от потери близкого, им памятны Его раны после распятия и все это в их отчаянии, казнь свершилась,но Христос еще не воскрес, поэтом у них такое уныние —проявление страшного Христианского греха. 


Это же страсти — переживания которые описаны Матфеем, после казни Иисуса, текст глав 26 и 27 Евангелия от Матфея в немецком переводе Мартина Лютера в которых описываются последние дни Иисуса перед казнью, его страдания и смерть. 
Смелое утверждение?  

А вы попробуйте воспринять эти строки, как учил воспринимать действительность и историю Гегель;-" мышление ("в себе", как лишенное сознания, хотя и детерминированное внутри себя строго логически), затем процесс опредмечивания мышления (в словах, делах и вещах) и, наконец, снова мышление, или распредмечивание, логическое познание, мышление о мышлении — Логика." 
Гегель изучал музыку Баха, систематизировал ее как компоненту философского осмысления жизни и идеалов общества.
Что еще наводит на предположение что "Песня ямщика" - это зашифрованное иносказание "Статей по Матфею"?
Романс в был запрещён в РСФСР в 1920 году как явление анти классовое, несовместимое с идеалами нового социалистического общества.
Запрет! Но почему? Если бы это был текст о переживаниях женщины и ямщика-пролетария о своих судьбах, то это некрамольность?
Но произведения Баха, благодаря изданию его произведений его с 1900 года играют в костелах и церквях на Пасху, это произведение, его мелодию в отсутствие певческого сопровождения просто играют (http://rutube.ru/video/1ccee7c1f116cc14900d735808cae403/) и знают эту мелодию и текст какой части Евангелии он озвучивает своей мелодией.

И вдруг - романс, а мелодия та же!
А слова - не о том же ли они, о страстях Христовых которые вспоминают в канун Пасхи?!

 

Моя догадка: - Оставшиеся "бывшие" знали о "Страстях" и что скрывалось за текстом романса, да и те, кто запрещал его тоже знали. Романс как песенный стиль был популярен, как и сам романс в годы публикации его текста и нот.

Музыка Баха, его "Страстей" это не просто музыка, это немецкая философия в музыкальном произведении.

Но это не все.И у этих двух музыкальных произведений есть и зрительный образ и их тоже два. По моему выбору;

Есть портрет Василия Тропинина, ок. 1820 г. "Ямщик"

498px-Topinin_Yamschik%20(498x599).jpg

А не Матфей ли это изображен?  Похожий чем-то на мытаря - сборщик налогов, который изображен на картине итальянского художника Караваджо "Призвание святого Матфея".

caravaggio_14%20Matfei%CC%86%20(600x578)


Жанровая сцена решена живописцем в композиции;
- Иисус входит в кабак, где мытари подсчитывают деньги, луч солнечного света выхватывает лицо Матфея, обращенное и Нему и Его рука указует на Матфея, а жест руки Матфея обозначает вопрос к Нему - меня?
Да именно его, самого грешного выбирает Иисус в свои ученики уверенный, что нет человека, на земле который не безгрешен, но может быть прощен и обращен в новую веру. "Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним." (Миф;ст 9-17)

Caravaggio_Matfei%CC%86%20fragment%20(49

Свет на картине высвечивает эмоции на лице Матфея.

Посох, он присутствует на этих двух картинах, этот Паломнический посох, также является характерным иконографическим атрибутом этого святого, напоминая о том посохе, который был воткнул у дверей храма, и он пророс "плодами знания", а у его подножия забил источник воды "исцеления". Вероятно, такой же видно и на картине Тропинина "Ямщик", там не видно отчетливо, посох это или кнут ямщика это только может объяснить воображение или дорисовать это.
Глядя на две эти картины и находятся схожести в изображении лиц, предметов в руках персонажей.
Поэтому, несмотря на скорбные образы, обе эти картины приобретает не пессимистическое, а трагическое их понимание. В них отражены главные идеалы христианства, самопожертвования, любовь к людям, служения благу, сочувствие страданиям человека, наполняя это произведение лирическим теплом и полнотой чувств.




Закончилось мое повествование о "Страстях" и какие ассоциации они могут рождать у меня как дилетанта в музыке и живописи:
- Тема творчества Баха необъятна, и вероятно, надо было начать рассказ со "Страстей по Иоану", которые были написаны Бахом раньше, именно в них и заключено объяснение его отношения к религии, как отразился протестантизм на его творчестве, почему он использует перевод Лютера глав 18 и 19 Евангелии от Иоана и почему "Страсти", которые пелись со времен Средневековья, еще по Григорианскому канону с началом импровизаций, привлекли его внимание. И как повлияли на него произведения Генделя, его "Страсти", и как на него повлияла сама личность Иоана, того, кто написал Апокалипсис. Как его музыкальные произведения обогатили многие фильмы Тарковского своим звучанием, на фоне которых развивались сюжеты кинокартин…

Да, в общем, хоть заново пиши...

Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
 
Новое