Блог ведет Сергей Макаров

Сергей Макаров Сергей
Макаров

Фантазии во время просмотра жанровых картин художника Франса ван Мириса, прозванным Старшим

30 марта в 14:08
Жанровые картины со сценами повседневной жизни, как правило, в домашних интерьерах или сельской местности, известны по картинам 17-го века Нидерландских художников; Ян Стен (1626-1679), Франс ван Mирис, Старший (1635-1681), Геррит Доу (1613-1675).
Ван Мирис как Геррит Доу, был знаменит и известен в Лейдене своими мелкомасштабными жанровыми картинами, написанными по заказу местных богатых бюргеров и его слава, как живописца с большой точность передающего детали в реальности, распространилась далеко за пределами Нидерландов.
Рассматривая картины иногда возникает желание не только насладится их изображением, но и попытаться разгадать замысел художника и немного пофантазировать с ее персонажами. Почему бы и нет? На картинах художников всегда есть место историческому моменту из жизни как на современных фотографиях, но на картинах еще присутствует его фантазия, без нее картина не картина а фото, но фотографии в 17 веке еще не было.
Ван Мирис пишет целую серию жанровых картин. Некоторые из них по сюжету и визуальному сходству персонажей при желании, можно объединить в одну смысловую линию, историю развития исторического момента или фантазии на темы сюжетов картин.
Начнем с первой картины; «Суконная лавка». 1660г.


Izobrajenie%20v%20sukonnoy%20lavke%20(30

На картине посещение морского офицера «Суконной лавки», и во время его общения с хозяйкой лавки, по мимике их лиц, можно предположить, что разговор там был не только о выборе материала для его нового костюма...Морской офицер, достигший высокого положения и судя по его костюму, стал капитаном корабля и теперь он не только с положением в обществе, но и при деньгах, начинает новую жизнь и возможно, не прочь обзавестись красавицей женушкой, тем более такой богатой и имеющей свою лавку дорогих тканей.
Может быть и так, хотя, какой галантный кавалер упустит возможность полюбезничать с такой красавицей и вскружив ей голову получить свой «Приз » ...
Но на этом история их взаимоотношений не заканчивается и продолжает развиваться в следующем сюжете картины;
«Устричное угощенье» (A meal of oysters), 1661.


Ustrichnoe%20ugoschenie%20(445x600).jpg

И что мы видим? Интерьерная сцена, как в театре на сцене, и продолжая помним, это просто фантазия на тему сюжета на картине.
Оказалось, случайная встреча в лавке имеет свое продолжение:
Гость не молод, в полном расцвете сил, в личных покоях молодой хозяйки
принят для проведения приятного времени, имеет опыт в соблазнениях и знает толк в афродизиаках. Еще бы, он моряк и съел этих морских гадов больше чем она картофеля на своем веку. Он услужливо предлагает хозяйке отведать вместе с французским белым вином свежайших устриц.
На заднем плане картины видна занавешенная кровать и вероятно, она
написана художником не только как традиционный предмет интерьеров дома, а как намек на последствия принятия таких «авансов» от гостя, что
вероятно, понятно как хозяйке дома, так и смотрящему на картину, для чего эти дары моря в качестве угощения, любезно и, судя по изображению позы и мимики лица гостя, предлагаются в этой интимной обстановке..
Но гость не скрывает свои жизненные планы на будущее, у него кольцо на левом мизинце.
Полностью романтическое отношение к кольцам, к символизму кольца и правилу ношения колец существующее сегодня, сложилось только к концу17 века. В этот период существовал символический «язык кольца». Надетое на безымянный палец левой руки, оно как бы говорило - у моего владельца есть возлюбленная или возлюбленный, это как сегодня, и как знак семейных уз у католиков и протестантов.
Кольцо на указательном - только ищет себе жену.
Кольцо на среднем пальце выдавало любителя "платонических" отношений.
Кольцо на мизинце сообщало, что владелец не хочет жениться, вероятно о таком символизме с кольцом гостя, намекает нам художник.
Не остается незамеченной новая традиция, принятая в обществе с конца 17, ставшей в последствие общепринятой, снимать головной убор в помещении во всех случаях.
Отчего же он в лавке в шляпе? А Вы Внимательно рассмотрели ее?
В момент их первой встречи она просто должна быть на нем, чтобы всем своим видом его наряда, да еще в такой богато украшенной шляпе показать себя как большой корабль с флагом, подчеркивающий гордость за ношение такого «флага» — шляпы!
Что же дальше? Как прошла аудиенция художник нам не показал, но вероятно рассказал, чем закончилось это случайное свидание на картине;
«Женщина, смотрящаяся в зеркало» (A Lady Looking in a Mirror), 1670.


zerkalo%20(442x600).jpg

Откинутый полог на картине вновь напоминает нам, что мы тайно, как зрители в зале театра, присутствуем при очень личной сцене, любование собой и вероятно, той же хозяйки «суконной лавки».
Зачем такой намек на «скрытность»? В то время люди придерживались религиозных моралей, разумеется не все и не во всем, а любование собой считалось тогда грехом. Ван Мирис сумел мастерски показать во всей красе мерцающее атласное платье и виртуозно написал перо, украшающее головной убор «Хозяйки» в темном интерьере комнаты.
Но произошли некоторые изменения в ее жизни; Что-то стало трудно ходить на каблуках, туфли дорогие по последней моде сняты, очень трудно в них держать равновесие и в поясницу все время отдает, и глядя на зеркало, приходится замечать изменения в лице...Да, природа взяла свое, поэтому все эти символически изображенные предметы костюма и детали ее фигуры, вероятно, намекают - молодая красавица уже беременна.
Но сама красавица, глядя в зеркало, грезит другим своим образом.
Она в своих грезах и видит себя в отражении зеркала совсем другой, и руки ее не подпирают время от времени поясницу, как теперь.
На ее голове удивительный головной убор, вероятно подарок ее «возлюбленного» - морского офицера, привезенного им из Франции.
-Там теперь так носят! Мода во все времена имела свои культовые проявления в нарядах.
Нидерландский костюм находился в основном под влиянием французской моды, хотя чувствовались также веяния из Германии и Испании.
Еще в 16 веке нидерландский костюм сформировался на основе бургундских фасонов с использованием испанских и французских образцов с некоторыми местными национальными особенностями.
Позже, когда Нидерланды оказались под властью Филиппа Второго, в стране начинает распространяться испанская мода, но высшее сословие принимало ее неохотно.
Во время деспотического правления Альбы цвета светлых нидерландских одежд потускнели, одежда стала однотонной и темной, утратила народный характер и постепенно превратилась в испано-французские каноны моды. Со временем высшее сословие отвергло каноны чужой моды, и в 17 веке нидерландский костюм вернул себе свою самобытность.
Костюм в 17 веке не так строг, как в предыдущем. Женскую одежду шьют не из жесткой парчи, а из ниспадающего атласа и шелка со множеством ленточек, кружев и перьев. С появлением новых материалов и непринятием религиозных догм католической церкви в социальной жизни, все это оказывало влияние на формирование новой моды Голландии, и картины фламандских живописцев могут стать хорошим источником для получения представления о костюме 17 века.
А что же ее верный «дружек» - Той спаниель? Похоже он загрустил...
Весь его вид передает его внутреннее размышление: - «У хозяйки такая бурная личная жизнь…а у меня? - Что-то не задалось пока...
Хозяйка говорит, что не может допустить подобного, как на картине
«Сцена в борделе» (BrothelScene)1658 г.

frans_van_mieris1658_soldier_and-prostit

-И все время мне твердит о ценности собачьей породы и о каком-то разврате, а о моей собачьей сущности и инстинктах не помнит…ну ничего, скоро у нее все встанет на свои места…Может тогда до нее дойдет, что это никакой не разврат, а … пойду пока лучше спать...»
Жанровых картин с младенцами художник не писал, а жаль, хотя есть у него одна, с младенцем на руках, но его персонажи там, не похожи на этих благородных персонажей.
На этом придется закончить фантастический сюжет из жизни персонажей в трех картинах художника Франса ван Мириса, Старшего…всякое может увидеться на картинах, и фантазия «подвести» … не взыщите…
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал