Блог ведет Татьяна Шершнева

Татьяна Шершнева Татьяна
Шершнева

Свежее куриное яйцо, слегка пожаренное, посоленное «четверговой солью»

22 апреля в 16:08
Пищевая  логика  жизни  требует  завтрака.  Мы  похожи  с  героями  «Города  иллюзий»  Ле  Гуин:  пища  полезна,  хоть  и  однообразна.  Каши  –  отваренные  на  воде,  разбавленные  молоком,  какао  с  булочками  или  печеньем,  всякое  такое.  Но  есть  любимый  завтрак,  любимейший!  Свежее  куриное  яйцо,  слегка  пожаренное,  посоленное  «четверговой  солью»,  хлеб  с  маслом  и  чай.
Свежее  яйцо  –  тот  еще  вопрос.  Сейчас  куры  старые  и  несутся  мало.  На  общий  завтрак  приходится  собирать  яйца  по  неделе.  Не  забалуешь,  короче.  А  о  соли  этой…  Короче,  я  прочитала  в  статье  Гениса,  что  он  прочитал  о  ней  у  Похлебкина.  (Недавно  случайно  наткнулась  на  страничке  каких-то  нео-язычников  в  ВК:  ««Четверговой  солью»  называли  соль,  собранную  в  тряпочку  в  Чистый  четверг  (накануне  Пасхи)  и  употребляемую  в  целебных  целях».  Ну  уж.)  По  рецепту,  оставленному  Похлебкиным,  соль  изготавливалась  из  хлебной  закваски,  обжариваемой  с  солью  на  сковороде:  влага  выпаривалась,  соль  оставалась.  Я  ее  немедленно  давай  готовить.  Это  оказалось  не  так  прекрасно  и  лаконично,  как  в  тексте,  потому  что  пересоленная  закваска  неоднородна,  и  густая  и  гладкая  ее  часть  прилипала  к  сковороде,  а  другая  –  рыхлая  часть  –  крупинилась.  В  результате  окололитературных  усилий  образовалась  липкая  грязно-серая  масса,  которую  я  несколько  дней  сушила,  пока  не  высушила.  Понюхала  –  тонкий  хлебный  дух.  Но  большими  комками.  Я  сложила  их  в  полотняный  мешочек,  совсем  как  нео-язычники  –  на  память,  однако  позже  все  же  удалось  взять  себя  в  руки,  положить  несколько  комочков  в  чугунную  ступку  и  растолочь.  ««Четверговую  соль»  на  Руси  ели  с  яйцами  только  на  Пасху»,  -  сообщает  А.  Генису  В.  Похлебкин.  Допускаю,  что  все  остальное  время  ее  действительно  хранили  в  мешочке,  иногда  используя  в  целебных  целях:  «Псу  однажды  Вы  давали  соль  в  облатке  –  помните,  когда  он  заболел…»  Пасхи  у  нас  давно  нет,  а  яйца  есть  покамест.  Если  посыпать  этой  солью  –  не  пересолишь,  и  легкий  хлебный  запах,  который  от  щепоти  и  не  учуешь,  подчеркивает  зародный,  плотский  вкус  яйца.  (Как-то  так.) 
Чай  утренний  завариваю  в  термосе  с  травами.  Наливаю  неразбавленным  в  снятые  с  отстоявшегося  молока  сливки,  кладу  пол-ложечки  сахара.  И  мой  домашний  хлеб.  Дело  не  только  в  том,  что  он  на  закваске  и  там  цельнозерновая  мука,  и  ароматный  ржаной  солод,  и  можно  ставить  тесто  на  травяном  настое,  и  добавлять  всякие  зернышки  и  т.п.  (Красиво:  черно-коричневый  мякиш  и  белые  вкрапления  ячменных  хлопьев.)  Не  только  в  том,  что  месишь  его,  нянчишь,  наблюдаешь  (хороший  хлеб  требует  постоянного  внимания).  Печешь.  Не  знаю,  в  чем  дело,  но  не  только  в  перечисленном.  На  вкус  чуть  кисловатый,  чуть  сыроватый.  Наедаешься  кусочком  размером  с  детскую  ладонь.  В  Мунах  у  нас,  кстати,  хлеб  вкуснее,  лучше.  Не  знаю.  Масло  Карагужское,  чуть  соленое,  и  только  развесное.  И  вот  в  сочетании  их  вкусов  что-то  такое…
Какое-то  счастье.
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал