Блог ведет Алла Авдеева

Алла Авдеева Алла
Авдеева

Однословные многорифмы – всерифмы новая форма

28 августа в 11:11
Кажется трудно в наше время изобрести в поэзии какую-то новую форму, основные открытия новых форм в теории русской поэзии были сделаны в ещё в эпоху Ломоносова и Державина, эти открытия развивались в творчестве поэтов золотого и серебряного века.
Кажется все уже перечислено, исследовано, классифицировано.
И вот однословный многорифм. Удивительное открытие новой поэтической формы сделал поэт Александр Гами.
Александр ГамИ - поэт и музыкант, автор многих стихов и песен, основатель новой поэтической формы «Однословный многорифм».
Награжден премией «Золотое перо Руси» 2005 года в номинации «Поэзия».
Составитель обширной поэтической антологии «Клуб до 40», где собраны биографии и стихи более чем 400 российских поэтов, не доживших до 40 лет.
В рамках премии «Золотое перо Руси», благодаря творчеству Александра Гами, в номинации «Поэзия» появилась подноминация — Однословный многорифм.
Подробнее о новой форме можно посмотреть на Стихи.ру«Однословный многорифм – манифест» Александра Гами http://www.stihi.ru/2013/12/24/1823
И сайт «Новая форма поэзии "Однословный многорифм"» https://my.mail.ru/community/mnogorifm/
Чем же однословный многорифм отличается от давно известного панторифма?
Стихотворения, где все слова рифмуются между собой.
Панторифма ( панторим)- буквально от греческого везде, всюду ритм, рифмующее созвучие, захватывающее не только окончание стиха, как обычно, а целые стихотворные строки.Все слова в строке и в последующей рифмуются между собой. Например —рифмуются первое, второе и третье слова двух строчек или рифмуются соответственно первое и второе , четвертое и пятое, третье и шестое.
Классические образцы панторифма фрагментарны и в рифмовке соблюдаетсястрогий порядок чередования. Образуются или рифмованные пары или неизменяемая строфика.
Однословный многорифм- это более общая форма, где порядок рифмовки не важен. Главное, чтобы все слова были зарифмованы между собой. Ритм ударений может варьироваться, не обязательно соблюдение одного размера.
Кроме того однословный многорифм –это самостоятельное, законченное произведение, а не фрагмент, не вспомогательный приём.
Панторимом увлекались в начале двадцатого века.
Валерий Брюсов «На лыжах» 1914 год:
«Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну…»
В этом стихотворении строгое чередование рифм. Размер нигде не нарушен.
Двустишие - панторим, которое возможно сочинил Владимир Маяковский:
«Седеет к октябрю сова,
Седеют когти Брюсова»
И в этом стихотворении строгое чередование рифм.
Константин Бальмонт  стихотворение «В непознанный час»
«И новые волны,
В непознанный час,
Все новые волны
Вставали для нас.

Шумели, сверкали,
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали…»
Одно четверостишие этого стихотворения– панторим и монорим.
В поэтической антологии «Мысль вооруженная рифмами», составленной В.Е. Холшевниковым, приведены несколько стихотворений, где в отдельных частях панторим.
Петр Петрович Потемкинпоэт-сатирик (1886—1926) и Юлий Цезарь:
«В «Вене» две девицы – Veni, vidi, vici»
Николай Асеев «Северное сияние» 1921 год:
«Застыли в лоске,
Просты полоски,
Поём и пляшем
Сиянье наше…»
Николай Асеев поэт новатор был близок от открытию более общей формы, чем привычный панторим. Почему открытие не было сделано в двадцатые годы двадцатого века?
Может быть потому, что уже начиналась борьба с формализмом в литературе?
Хотя само название – панторифма от греческого повсюду, везде - ритм позволяет рифмовать, как хочется, но видимо авторитет классиков не позволял, ни рифмовать, ни тем более печатать панторифмы с вольной рифмовкой.
Когда литература стала занятием не частным, а государственным и установилась диктатура редактора, более сурового чем политический цензор, даже помышлять о нарушении стихотворного порядка стало невозможно, как в армейском строю.
Возникло удивительное однообразие в стихотворчестве- в размерах пять классических с преобладанием четырехстопного ямба. Способ рифмовки перекрестный или парный. В рифмах точность и предсказуемость. Четверостишия и двустишия, и никакой сложной строфики.
Вдруг придёт поэтический полковник или даже генерал и поставит на вид, и уволит из писательского союза, и принимать в союз запретит. Ведь раньше, в СССР печатались только за счёт государства, у редакторов была установка не отклоняться от рекомендованных свыше форм, рифм, размеров, и содержания.
Чтобы, как гениально сказал А.Т. Твардовский «вот стихи, а все понятно, все на русском языке»
К сожалению госзаказа на оригинальную форму поэты так и не дождались.
Небольшие каламбурные панторифмы сочинял Дмитрий Авалиани:
«Поэта путь мой -
По этапу тьмой»
Подробнее в поэтическом словаре на сайте http://dic.academic.ru/
О панториме:
http://poetique.academic.ru/376/%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BC
На многочисленных интернет сайтах цитируются, как образцы панторима ещё два необычных стихотворения А.Недогонова и Н.Тихонова.
Алексей Иванович Недогонов (1914—1948)
«В начале года —
нынче-то —
погода
половинчата.
Ну, вот тебе,
негоже ведь:
то оттепель,
то ожеледь;
то лужица
завьюжится,
то стужица
закружится;
то стелется,
то колется
метелица
в околице!»
В этом стихотворении есть интересные составные рифмы и монорим. К сожалению я не нашла первоисточника по которому цитируется стихотворение, и были ли в творчестве Недогонова другие панторифмы.
Николай Семёнович Тихонов(1896—1979)
«Телом смуглый и тощий
Бредит во сне калиф,
Опустелые круглые площади
Из меди дней проросли.»
Составные рифмы, корневые рифмы взаимно рифмуются слова первой и третьей строк, второй и четвертой строк. Это четверостишие очень близко к однословному многорифму, но продолжения я не нашла.
Однословный многорифм должен быть по смыслу завершенным и зарифмованность всех слов в нем, не вспомогательный приём, а основа для создания стихотворного текста.
И вот стихотворение Александра Гами размещенное на его сайте в разделе «Однословные многрифмы» http://www.stihi.ru/2013/12/24/1795
«Некому писать»  Александр Гами
1 Потехою
2 В свет
3 Мифы

4 В каморке
5 У поэта

6 Рождаются,
7 Полощутся,
8 Скользят
9 На небеса.

8 Друзья
2 Всех лет
6 Теряются

4 В задворках
5 Интернета.

3 И многорифмы
1 Некому
7 В сообщество
9 Писать!
Стихотворение выражает завершенную мысль, все слова зарифмованы, порядок рифмовки произвольный.
Ещё одна стихотворение с сайта http://www.stihi.ru/2017/04/10/395
 «Круговорот»Александр Гами

1 Плывёт
1 Плот 
2 Харона

3 К небесному
2 Трону,

4 Где души
5 Томятся

6 Для схода
7 На Землю

8 В очередях.

6 Природа
7 Не дремлет!

3 Из тесных
4 Ракушек,

9 Слетая
9 Из Рая,

5 Родятся
10 Вновь
4 Души,

10 Любовь,
10 Кровь
1 И плоть

8 Обретя.
Философская лирика! На сайте А.Гами размещено на сегодняшний день 29 однословных многорифмов на самые разные темы. Среди них есть даже один акростих.
Кроме основателя новой формы увлеклись сочинением однословных многорифмов и другие поэты. С их творчеством ( более пятидесяти авторов) можно познакомится на сайте сообщества «Новая форма поэзии "Однословный многорифм"  в разделе «Обсуждения» https://my.mail.ru/community/mnogorifm/journal
И на их авторских сайтах на Стихи.ру
На призыв А.Гами писать однословные многорифмы откликнулись и продолжают откликаться многие авторы.
Я процитирую только двоих – Александра Севостьянова и Наталию Рябухину.
Александр Савостьянов
https://my.mail.ru/community/mnogorifm/214E3A68EA096C5A.html
http://www.proza.ru/2017/03/26/915
«Красный квадрат»

1 Красный 
2 квадрат 
3 К. Малевича 
4 Тенью – 
5 на белый 
6 фон.

1 Страсти 
2 кипят, 
3 налево ли
4 Мнений 
5 слетел ва-
6 гон?

7 Вот 
8 и сужают 
9 все рамочки: 
10 «Вредный 
11 супрематизм!» 

7 В пот 
8 загоняют 
9 дамочки –
10 Сплетнями, 
11 да не в жизнь.

1 Властный 
12 накал 
13 революции, 
14 Вертит – 
15 под монастырь.

1 Ясно, 
12 впитал 
13 иллюзии
14 Смерти 
15 и пустоты.

16 Женщина 
17 в двух 
18 измерениях, 
19 Только 
20 окно – 
20 одно.

16 Гений 
17 и дух 
18 преломления.
19 Колко, 
20 темно.

20 Давно...
Произведения Александра Савостьянова разных форм и стилей можно прочесть также на Стихи.ру http://www.stihi.ru/avtor/17sad63и Проза.ру.http://www.proza.ru/avtor/17sad
«Красный квадрат» на сайте проза.ру в более привычной записи, без нумерации строк смотрится, как слитное цельное стихотворение об искусстве. из которого слова не выкинешь.
Наталия Рябухина
https://my.mail.ru/community/mnogorifm/6EB645EBF37E125A.html
«Рецепт хорошего самочувствия»

1 Посвети-
2 поклоном,
3 взглядом,
4 новым
5 платьем
6 кружевным..

1 Посвяти
2 другому
3 рядом,
4 словом:
5 На-а-те
6  до весны.
7 А весной
8 передадите
9 в дар
10 соседям,
11 ближний
12 Круг..

9 Ммдаа,
10 (процедит
11 книжный
8 критик)
1 Стих
4 хреновый,
7 но..

12 А вдруг?!..
С юмором написано, не хреновый стих, а новый, непривычный, но толковый.
Произведения Наталии Рябухиной можно прочесть также на Стихи.ру. http://www.stihi.ru/avtor/orhideia1
В обсуждении на сайте «Новая форма поэзии "Однословный многорифм"  находятся новые стихи Петра Голубкова, Елены Долгих, Юрия Козлова, Веры Лан, Анны Норис.
На сайте можно прочесть стихи победителей конкурсов сочинения однословных многорифмов за прошедшие годы- 2013, 2014,2015 и 2016.  Сборники «Однословных многорифмов» опубликованные в сообществе.
Приятного вам чтения и поэтических открытий!
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал