Честное пионерское

Знакомство с "Ай Факерами-2"

16 ноября 2021 12:04
В этот раз «Пионерские чтения» были на настоящей высоте. Во-первых, проходили они на 40 этаже башни Меркурий в Москва-Сити. А во-вторых, тема обязывала: все собравшиеся вдруг оказались если не в потустороннем мире, то точно где-то за гранью реальности. Неудивительно, что на Чтениях присутствовали и участники «Битвы экстрасенсов». Впрочем, обо всем по порядку. Рассказывает редактор сайта «РП» Надя Супрун.

 
«Эти Чтения посвящены теме «Мистика». Мистическим образом они проходят в башне, где был в свое время спектакль «Ай Фак», к которому мы еще тоже мистическим образом вернемся. А открывает наши Чтения сегодня Ольга Ускова. У нее непростая как всегда история. И этим они и ценны… Про портал, другое измерение - уж начинать так начинать», - начал главный редактор «Русского пионера» Андрей Колесников.
 
Правда, Ольга сначала решила сделала небольшой экскурс в историю своих взаимоотношений с журналом. Там без мистики тоже не обошлось:
«Вы знаете, Андрей два года назад установил правила игры. Он сказал: «Ты писать не умеешь, для этого есть уважаемые писатели. Твоя задача - документалистика. Рассказывай, что с тобой происходит, и этого достаточно». Я приняла это как данность и стараюсь, чтобы мои рассказы, которые попадают в «Русский пионер», хотя бы на 90% были документальными. Вот эта история - на 95% документальная, 5% я приврала. Но это действительно случилось. Это было со мной, и я всем очень рекомендую горный Алтай (чтобы это случилось и с вами. – РП). Когда я начала писать эту историю, мне очень созвучным был  Борис Рыжий. Я его очень люблю. Так бывает, что когда раскачиваешься в какую-то тему, мистическим образом у тебя начинает играть какая-то музыка в голове, начинают стихи складываться. Так что эта история началась стихотворением Рыжего:
«Мы с тобою пойдем туда, где над лесом горит звезда. Мы построим уютный дом, будет сказочно в доме том. Да оставим открытой дверь, чтоб заглядывал всякий зверь есть наш хлеб, и лакая квас, говорил: «Хорошо у вас». 
 
Далее была первая мистическая история этого вечера про горный Алтай, портал в потусторонний мир и  шамана, который умел возвращать душу человеку. 
 
«У каждого есть двойник. Вы его душой называете. Во время сна двойник отделяется от тела и бродит по разным местам в виде маленького огонька, возвращаясь при пробуждении. Если двойник не возвращался, то человек заболевал. И тогда Яйтан при камлании его ловил, забирал в бубен, а потом «вбивал» бубном в правое ухо больному», - читает Ольга.
 
И закончила она тем, с чего начала - стихами Бориса Рыжего.
«Мы с тобою пойдем-пойдем, только сердце с собой возьмем. …МЫ возьмем только нашу речь, чтобы слово «люблю» беречь. Что ж еще нам с собою взять? Надо валенки поискать — как бы их не поела моль. Что оставим? Печаль и боль». 
 
После аплодисментов Андрей Колесников внес не мистические, а вполне реальные поправки:
«Я хотел бы одно уточнение только сделать по поводу того, кто что кому говорил. Вообще главное, мне кажется, в колонках «Русского Пионера», - когда документальная колонка становится художественной. Это и есть портал входа в «Русский Пионер», и Ольга Ускова в этот портал вошла два года назад. Это не так просто вообще-то. Хотя у нас сегодня будут дебютанты, которые на первый взгляд с легкостью вошли в этот портал», - отметил главный редактор журнала. 
 
Участник группы «Ундервуд» Максим Кучеренко исполнял колонку по теме «Мистика», название которой «Чудовищный Хронос» - прямая цитата из колонки. 
 
«На днях я записал телефон врачевательницы из Улан-Удэ, которая заговаривает грыжу позвоночника. Заговаривает за небольшую сумму денег при условии, что ты ранее не попадал к хирургу. Она берет бутылку водки, вращает ее как хрустальный шар, всматривается в нее и все про тебя рассказывает. Водку следует приносить с собой». 
 
А дальше музыкант размышлял на тему того, что мистицизм давно стал сегментом масс-маркета:
«Почти все обращаются к нему сразу, не читая знаменитой монографии Иванова и Топорова «Миф, ритуал, символ». Чудо передается из уст в уста с номерами телефонов, что само по себе есть чудо. С шаманом можно поговорить с расстояния сотен километров, и мы к этому привыкли». 
 
В конце концов Максим Кучеренко пришел к более земным вещам, из которых состоит наша жизнь и которые являются не менее мистическими. 
«Воспоминание из детства как тотальный объект, как сумма старых бабушкиных вещей не желает быть детализировано и расставлено по полочкам. Чудовищный Хронос ходит вокруг и норовит все обмочить и поджечь. Пошел прочь!»
 
«Константин Богомолов пишет свои колонки подолгу, терпеливо, отсекая все лишнее. Сначала нарабатывает лишнее, потом отсекает. Поэтому колонки получаются может быть и не длинные, но зато потом Игорь Миркурбанов может включить такую колонку в свой авторский спектакль» - представил режиссера Андрей Колесников. 
 
Сам Богомолов сразу предупредил, что в его жизни не было никакой мистики. Никогда. 
«Как-то я обделен этим. Поэтому мне пришлось придумывать. Мистика моя не документальная». 
 
Богомолов начитает читать не белый, а скорее серый, ближе к темному стих, и становится понятно, что Богомолов ничего не придумал. Иначе этой колонки не было бы. 
 
Чтение колонки плавно перешло в читку пьесы, а точнее диалога из «Ай Фака», который Константин Богомолов два года назад представлял тут же, в башне Меркурий. За Порфирия Петровича читал как тогда Игорь Миркурбанов, а вот за Маруху Чо - сам Богомолов, придуманно устроившись на лестнице сцены. 
 
- Извините, я буду за Маруху Чо, - сказал режиссер.
- Вам не привыкать после субботнего, - откликнулся Андрей Колесников из зала.
- Ну в общем, да. Сеть облетела новость, что я сыграл в «На всякого мудреца» женскую роль. Но это все из-за Игоря, который собственно эту роль играет, но вчера уехал в Петербург, - объяснил произошедшее Богомолов. 
 
Два года назад, на премьере, Богомолов утверждал, что Пелевин совершенно не сценичен. И тогда же свои спектаклем опроверг эту теорию. В этот раз на Чтениях опроверг еще раз.  
 
«Константин Юрьевич уже восстановил спектакль «Идеальный муж» при помощи Константина Хабенского. А мы сейчас восстановили «Ай Фак», исчезновения которого не знаю как вам, а мне безумно жалко. Просуществовал год и был закрыт и как будто не было. Но он есть и мы увидели, что он есть!», - отметил Андрей Колесников и сразу же представил следующего чтеца - Игоря Миркурбанова:
 
«Так же как Константин Богомолов, Игорь Миркурбанов вообще-то пришел сюда не для того, чтобы прочитать отрывок из спектакля. Как дебютант «Русского пионера» Игорь написал колонку, и я ее поставил первой в номере, это того стоило. Сейчас мы ее услышим»
 
«Спасибо, Андрей, я человек очень ответственный  и даже гиперответственный. Если бы я не пообещал тебе, - не подумав, конечно, что напишу что-то, -- то я, конечно, бы этого не сделал никогда. Спасибо», - поблагодарил за доверие актер.
 
«Это случилось в Израиле. Много лет назад. Меня только что выгнали из Гешера, я запил и пил неделю или две. Мне приснился сон. Ночь. Темная комната. В ней я и маленький ребенок. Мальчик. Ему четыре года. Он стоит у стены в темной комнате и смотрит на меня. Как-то виновато и мучительно. Как будто просит меня о чем-то и просит у меня прощения за это». 
 
Спустя годы у Игоря родился сын – как две капли воды похожий на того мальчика.
 
А вот Андрей Макаревич вспомнил жесткую вуду-магию, с которой он столкнулся в Африке. И там уж мистика была жизнью.
 
«Второе действие выглядело так: на площади чуть особняком стояла совсем маленькая хижина, в которой жили духи — там хранились вещи умерших родственников старшей колдуньи. Она зашла туда ненадолго и — вышла другим человеком. Изменились походка, движения, голос. На голове у нее был платок мамы. Первым делом она поздоровалась за руку со всеми собравшимися (новый человек пришел!). Поздоровалась она и со мной — рука ее была ледяная, зрачки расширены, взгляд неподвижен: она находилась в глубоком самогипнозе. Вопросы жителей носили бытовой характер: вот, нога болит, что делать (иди в больницу, я такое не вылечу) или вот, жена ушла, как быть (найди ее и поговори мирно) и все такое прочее. Через некоторое время колдунья попрощалась со всеми и опять удалилась в хижину. Она вышла через пять минут с тростью деда, и опять это был совсем другой человек — она стала выше, стройней, говорила мужским голосом и прихрамывала. Но самое интересное, она говорила по-испански (Мануэль уверял, что в обычной жизни она испанского не знает). Процесс знакомства за руку повторился, и зазвучали новые вопросы. За этот день колдунья перевоплощалась трижды, и я видел, что она очень устала».
 
«Виктор Ерофеев сочинил свою колонку не сразу, но сочинил так сочинил… Так, что мы с ней выходим на коду», - представил последнего чтеца Андрей Колесников.
 
Писатель предвосхитил свой рассказ рассуждениями о том, что мистику мы встречаем «в самом актуальном значении».
«Уже она скоро войдет у нас в конституцию, в основной закон (То есть еще не вошла. – РП). Мы будем жить в параллельных мирах», - предположил он и прочел колонку про «Медовый месяц». Хотя о медовом месяце говорится в ней по касательной, все больше про военные сборы в тамбовских лесах и настоящего полковника Диаманта, которого все офицеры боялись. 
 
Но мистическим образом и с ним удалось справиться. Правда цену себе назначил полковник сам, прокричав, что герой колонки получит зачет по военной подготовке только «через его труп».  Надо сказать, что зачет студент получил.
 
Следующая тема номера «Деньги». 
 

Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Тема статьи
Пионерские чтения
Классный журнал