Честное пионерское

Путеводитель по МЕКФ-7

06 октября 2021 19:35
Открылся 7-й Московский еврейский кинофестиваль, традиционно представляющий лучшие современные фильмы на еврейскую тематику. В программе более 40 картин со всего мира — документальные и игровые полнометражные и короткометражные ленты, анимация. В основной конкурс фестиваля этого года вошли лучшие фильмы еврейской тематики, вышедшие за последний год, ранее не показанные в России. Чтобы легко ориентироваться в этом многообразии – публикуем программу фестиваля. Но даже это еще не все.
 
 
Фестиваль проходит в Москве до 12 октября. Помимо показов, будут организованы образовательные события и Q&A сессии с создателями фильмов. Площадками проведения смотра станут киноцентр «Октябрь», Центр документального кино, кинотеатры «Иллюзион» и «Москино Звезда», а также Еврейский музей и центр толерантности.
 
 
 
Основной конкурс

 
ОСТАВЬ ПЕЧАЛЬ СВОЮ (Германия, Израиль, Франция, Россия, 2020)
 
Жанр: драма
Длительность: 98 мин
Режиссёр: Том Шовал
В ролях: Беренис Бежо, Зеев Тене, Майкл Савранский, Анна Стефан, Нава Зив
 


С этим фильмом нужно разбираться на нескольких уровнях. Прежде всего, это масштабная копродукция с Израилем, для которой объединились продюсеры из Германии, России (над проектом поработали Наталья Мокрицкая и Мила Розанова; кстати, и оператор тут тоже российский, Сергей Мокрицкий) и Франции, а одним из сопродюсеров выступил ни много ни мало пятикратный оскаровский лауреат и еще пятикратный номинант на ту же премию Алехандро Гонсалес Иньярриту. Все ради израильтянина Тома Шовала, который сам написал сценарий своего всего лишь второго полного метра «Оставь печаль свою». В главной роли этой драмы о вселенском человеческом непонимании и неготовности не то что проявить сострадание к ближнему своему, а хотя бы принять это самое сострадание, — номинантка на «Оскар» за роль во французском «Артисте» Беренис Бежо. Она здесь в образе вдовы миллиардера, которая, оставшись совсем одна в огромном поместье, решает пригласить к себе жить нуждающихся с улицы, а раз дело происходит в Израиле, то оттуда приходят в основном репатриированные русские евреи. Общая панорама плачевного состояния маргиналии сочетается в этой тонкой картине с социальной антиутопией: быстро выяснится, что всякая помощь принимается никому не верящим глубинным народом как издевка, а значит, хрупкому мирку, тщательно конструируемому безутешной богачкой, суждено однажды разрушиться самым плачевным образом. Но еще это кино о том, что сегодня Израиль стал последним земным Вавилоном, где встречаются все –– и евреи, и арабы, и богатые, и нищие.
 
 

ТАХАРА (США, 2020)
 
Жанр: драма
Длительность: 76 мин
Режиссёр: Оливия Пис
В ролях: Рэйчел Сеннотт, Мэделин Грей ДеФриз, Шломит Азулай, Дэниэл Таверас
 

 
Настоящее чудо для американского инди-кино, еще и дебютного. Крошечный, но не по художественному содержанию, фильм в хипстерском формате кадра показывает нам даже не историю, а скорее рефлексию по поводу подросткового суицида, случившегося в еврейской школе, что в Рочестере, штат Нью-Йорк. Две одноклассницы (одну из них играет Рэйчел Сеннотт, одна из самых интересных молодых комикесс в мире, снявшаяся сразу в двух важных еврейских фильмах за год, «Тахаре» и «Шалом, папик», где у нее главная роль), подруги или даже больше, чем просто подруги, пытаются разобраться с этим внутри себя, но относятся к произошедшему довольно бессердечно — их куда больше интересует собственное половое созревание и поиски сексуальности. Но еврейского контекста в этой истории тоже много — кажется, это одна из самых оригинальных репрезентаций современного еврейского самосознания в кинематографе вообще. А еще там есть скринлайф и кукольные анимационные вставки. Словом, уникальный фильм, лишь по недосмотру или вследствие глобальной несправедливости не засветившийся на крупных фестивалях, — впрочем, его показывали на специальной спин-офф-программе фестиваля в Торонто для молодого кино под названием TIFF New Wave.
 

 
КРАСНАЯ ЗВЕЗДА (Аргентина, 2021)
 
Жанр: комедия, мистический, биографический
Длительность: 72 мин
Режиссёр: Габриэль Лихтманн
В ролях: Тельма Фардин, Гектор Диаз, Рафаэль Шпрегельбурд, Вальтер Якоб
 
 

Уникальный жанровый эксперимент — все же нечасто фильмы на еврейскую тематику бывают в формате мокьюментари, фальшивой документалистики: якобы реальные события, которые нам демонстрируются, на самом деле вовсе не так реальны, и от этого возникает комедийный эффект. Лучшие тому примеры — «Зелиг» Вуди Аллена или «Это Spinal Tap». По сути, в «Красной звезде» нам показывают что-то, что, наверное, действительно могло бы произойти — но не произошло. Теперь важно не запутаться. Сам аргентинский режиссер Габриэль Лихтманн играет в этом фильме документалиста Гектора Диаза, который, в свою очередь, снимает свое кино о шпионке XX века по имени Лайла Салама, известной под позывным «Красная звезда». Сама дочь сотрудника МИ-6 и победительница конкурсов красоты, именно она поучаствовала в похищении «Моссадом» Адольфа Эйхмана, высокопоставленного нациста, ответственного за окончательное решение еврейского вопроса. И потом стала образцовой женой и матерью, про Лайлу сняли аж целый фильм и назвали танго в ее честь, а затем ниточки, связанные с ней, теряются, и Диаз берется все распутать. В итоге оказывается, что это история аргентинского еврейства, которая будто бы сама собой скрывается в пелене дней.
 
 

ГОРОД У РЕКИ (Латвия, Чехия, Литва, 2020)
 
Жанр: драма
Длительность: 114 мин
Режиссёр: Виестурс Кайриш
В ролях: Давис Сухаревскис, Агнесе Цируле, Бригита Чмунтова, Айдас Юргайтис
 
 

Хит еврейских кинофестивалей сезона 2020/2021, латвийская историческая драма, в которой художник Ансис, который пока зарабатывает себе на жизнь тем, что малюет от руки уличные вывески, хочет жениться на дочке еврейского торговца, но эпохальные сдвиги, разумеется, помешают ему в исполнении его мечты. Неожиданный взгляд на потихоньку складывавшийся в Европе системный антисемитизм из самой периферии Старого Света, где все развивалось как и везде, но в то же время позже и по-другому, чем в других странах. Тем более что действие развивается в отдаленной деревне — и все равно даже ее, как и страну, как и весь мир, как и сердце самого Ансиса, все это захватят и поменяют навсегда неумолимые и тяжелые исторические сдвиги.
 
 

НЕ ВОЗНЕНАВИДЬ (Италия, 2020)
 
Жанр: драма
Длительность: 96 мин
Режиссёр: Мауро Манчини
В ролях: Алессандро Гассман, Сара Серайокко, Лука Зунич, Лоренцо Буонора
 

 
Очередной дебют, европейский и снова неожиданный. Итальянец Мауро Манчини (премьера, кстати, состоялась в рамках престижной венецианской программы «Неделя критики») снял кино с нехитрой завязкой, которая потом в развитии уж очень глубоко уходит в осознание того, что из себя сегодня представляет современный антисемитизм, пустивший глубокие метастазы. Врач-еврей, сын выжившего в концлагере, с самого детства воспитываемый сильным и безжалостным к врагам, однажды идет мимо проезжей части и видит, что там человек попал в аварию. Медик быстро обнаруживает, что у него за рулем случился инфаркт, вызывает скорую, а когда рвет на нем рубашку, чтобы сделать массаж сердца, обнаруживает, что у бедового пациента, которого нужно срочно спасти, набита татуировка в виде нацистского орла. Поколебавшись и терзаясь муками совести, протагонист оставляет несчастного умирать, но все никак не может успокоиться, находит его семью, в которой, разумеется, находится и его сын-неонацист, а также перспективы для любовной линии с дочерью усопшего. В этой драме, позаимствовавшей название из Торы, больше думают, чем говорят, но от этого она не перестает быть выразительной и, как следствие, душераздирающей.
 
 

ПРЕВРАТНОСТИ РАЗУМА (Германия, Польша, Великобритания, 2020)
 
Жанр: драма, биографический
Длительность: 102 мин
Режиссёр: Торстен Клайн
В ролях: Филип Тлокински, Эстер Гаррель, Сэм Кили, Йоэль Басман, Райан Гейдж
 


Байопик об известном польском математике Станиславе Уламе, который эмигрировал из родной страны в США по понятным причинам в 1936 году, участвовал в знаменитом Манхэттенском проекте (на секундочку, пригласил его сам Джон фон Нейман, в его честь назвали архитектуру всех современных компьютеров — архитектура фон Неймана), и брат его успел уехать и стал профессором истории в Гарварде, а вот его мать умерла в Вене незадолго до войны, отец и сестра — погибли в гетто, были убиты, и неизвестен даже год их смерти. Все это мучает Улама, когда он, оказавшись на чужбине, принимает участие в строительстве страшного оружия — водородной бомбы. У него сложные отношения и с братом, который хочет отказаться от собственного еврейства, и с самим собой. В данном случае вроде бы простое жизнеописание ученого превращается во что-то большее, благо немецкий режиссер Тор Клейн, для которого это всего лишь второй фильм, придумал, как эту историю рассказать не в стиле ЖЗЛ, а так, чтобы вроде бы чужая жизнь буквально разложилась перед нами со всеми своими горестями и радостями.
 

 
1618 (Португалия, 2021)
 
Жанр: драма, исторический
Длительность: 85 мин
Режиссёр: Луис Исмаэль
В ролях: Педро Лагина, Франсиско Беатриз, Катарина Ласерда, Мафалда Банкарт
 
 

Подробная, пышная и богато драматизированная, а также сценографированная историческая драма, где главный герой — целая сефардская община из португальского города Порту. На дворе, как несложно догадаться, XVII век, инквизиция продолжает преследование пиренейских евреев и с этой целью отправляет в обозначенный регион апостольского визитатора Себастьяо Норонью, его активным антисемитским планам будет мешать Антонио Альварес, семьянин и член общины, причем непротивлением злу злом — он решает создать план побега для всех тех, кому по праву рождения угрожает опасность. «1618» — большой труд португальской сефардской общины, которая превратила собственную историю в увлекательное костюмное кино, по темпу повествования чем-то неуловимым напоминающее турецкий сериал «Великолепный век», что, конечно, комплимент. Ранее та же команда с тем же постановщиком создала картину «Сефарад», которая участвовала в основном конкурсе Московского еврейского кинофестиваля в 2019 году.
 
 
 
Конкурсная программа
 
 
НЕКРОЛЮДИ (Израиль, 2020)
 
Жанр: комедия, драма
Длительность: 17 мин
Режиссёр: Таль Шмунис
В ролях: Янив Битон, Лоаи Нофи, Алона Зимберг, Майя Леви, Эял Нагар
 


Комедийная вариация на тему «Охотников за привидениями», которые могут реализоваться в реальной жизни. Два жителя Израиля (один хотя бы и вправду еврей, а другой вовсе мусульманин) решают подзаработать на том, чтобы изгонять из одержимых людей диббуков, проще говоря, демонов. Каково же было удивление мистификаторов-экзорцистов, когда в первый же раз им попадается девочка-подросток, в которой и вправду засело что-то зловещее и потустороннее. Это одновременно и ирония над суевериями, которые сейчас можно встретить в любой семье, даже самой прогрессивной, и ирония над невозможностью эти суеверия побороть никак иначе, кроме как вызовом некомпетентных шарлатанов.
 
 
 
ЕЕ ТАНЕЦ (Израиль, 2020)
 
Жанр: драма
Длительность: 22 мин
Режиссёр: Бар Коэн
В ролях: Лиоз Леви, Кармит Месилати Каплан, Хагар Мешулам Вайцман
 
 

Полновесное осмысление темы трансгендерности у ортодоксов. Девушка приходит на семейный религиозный праздник, куда ее, конечно, не приглашали, никто ее не узнает, а родная мать и вовсе пытается поскорее выставить за порог. Героиня не побывала даже на свадьбе собственной сестры — просто потому, что ее консервативно настроенная родня никогда не примет, что ее тело — только ее дело. ЛГБТ и еврейскую тематику рифмуют часто, но редко получается столь изящно и иллюстративно.
 
 
 
ИНСПЕКЦИЯ (Франция, 2021)
 
Жанр: драма
Длительность: 16 мин
Режиссёр: Кэролайн Брами, Фредерик Бас
В ролях: Флоренс Янас, Патрик д'Ассумсао, Изабель Брошар
 


Могучее кино без моралите в финале (по счастью) о том, что можно рассказывать детям, а что нельзя. В школу к трепетной учительнице приходит инспектор, который пытается внятным образом отреагировать на претензии родителей учеников ее класса. Дело в том, что она слишком много, наперекор логично расчерченному учебному плану, рассказывает детям о жутких исторических событиях XX века, конкретно — о Холокосте. По ее глубокому убеждению, об истреблении евреев нельзя рассказать слишком много — зато легко, наоборот, недоговорить, недостаточно предупредить и объяснить.
 
 
 
СВЯТАЯ ЖЕНЩИНА (США, 2020)
 
Жанр: комедия
Длительность: 20 мин
Режиссёр: Эмили Чигер
В ролях: Менаше Лустиг, Люцер Тверски, Малки Гольдман, Эли Розен, Мелисса Вайс
 

 
То ли анекдот, то ли престранное пророчество. После того как жена одного из прихожан становится невольной свидетельницей смерти престарелого раввина, у не вдруг начинает расти борода и прорезаться глубокий мужской голос. Все возмущены и восхищены: с одной стороны, такое не могло произойти, просто потому что такое не могло бы произойти никогда, с другой, это же их любимый ребе таким эстетским образом переродился и продолжает нести свою мудрость. В финале не последует никаких внятных объяснений, отчего картина становится еще любопытнее.
 
 
САФИЯ (Норвегия, 2019)
 
Жанр: комедия, драма
Длительность: 10 мин
Режиссёр: Маттис Охана Гоксейр
В ролях: Рагнхильд Мелинг Эноксен, Ариан Кашеф
 


Симпатичный мамблкор о чрезвычайной глобализации в современности и продолжающейся национальной разделенности. Палестинец-датчанин в Норвегии знакомится с девушкой в клубе, все у них быстро развивается, вот они уже дома, почти раздеваются, и вдруг выясняется, что она — еврейка. Особенно симпатично, что фильм не заканчивается на какой-то нравоучительной морали, а просто завершается так, как, наверное, завершился бы и в жизни — без кровопролития, на душеспасительном моменте редкого, но единения.
 
 
 
МОЯ КИПА (Испания, 2020)
 
Жанр: комедия
Длительность: 16 мин
Режиссёр: Илан Розенфельд
В ролях: Самуэль Виюэла, Франсиско Кантос, Майте Аспе Фид, Ричард Карлоу
 


Испанское приключенческое кино, отчасти вдохновленное классикой жанра фильма-ограбления. Хитроумный вор решает втереться в доверие к местной еврейской общине, чтобы украсть у них сверхценную книгу — Тору весьма давнишнего года издания, короче — антиквариат. Но вместо этого приобретает кое-что куда более ценное — впрочем, уже и так очевидно, что обретает он собственную национальную принадлежность, а это важнее любых денег, и уж тем более столь нечестным образом заработанных.
 

 
НАШ АЛЬБОМ ИЗ ТЕРЕЗИЕНШТАДТА (Россия, 2020)
 
Жанр: драма, исторический
Длительность: 4 мин
Режиссёр: Дарья Широких
В ролях: Анастасия Грекова
 


Дети всегда остаются детьми. Быть ребенком — значит любить жизнь и творить. Несмотря на все, что бы ни происходило вокруг. Российский короткометражный документальный фильм стилизован под детский альбом, составленный в концлагере Терезиенштадт, — вот схема нашего лагеря, вот рисунки моих друзей. Все это имеет мощный эмоциональный заряд, подобно дневнику Анны Франк, наивному, но мощному именно благодаря своей детскости произведению.
 

 
ГОЛУБАЯ КОРОБКА (Израиль, Канада, Бельгия, 2021)
 
Жанр: исторический, расследование
Длительность: 82 мин
Режиссёр: Михаль Вайц
В ролях: Дрор Керен, Михаль Вайц, Гиди Вайц, Нир Вайц, Ницан Вайц, Рами Вайц
 


Еврейский национальный фонд начал устанавливать повсюду «Голубые коробки» аж в 1901 году, это старейшая в мире программа фандрайзинга, с ее помощью были привлечены огромные деньги для того, чтобы скупить и засадить лесами земли на территории Палестины. Режиссерка этого фильма Михал Вейц — правнучка основателя программы «Голубая коробка» Йозефа Вейца, и благодаря дневникам она приоткрывает завесу тайны над историей создания государства Израиль. Постановщица ведет задушевные беседы со своей семьей и благодаря этому исследует израильское прошлое и открывает для себя неудобную правду о палестинских общинах, которые вытеснили с родных мест взметнувшиеся из хрупких саженцев мощные деревья, высаженные благодаря пожертвованиям из «Голубых коробок».
 
 
 
ДЕВУШКА С ИЗЮМИНКОЙ (США, 2021)
 
Жанр: биографический
Длительность: 23 мин
Режиссёр: Илья Попенко
В ролях: Александр Гальпер
 


Алекс Гальпер — российско-американский социальный работник и поэт, который готовится отпраздновать свое 50-летие. Он узнает, что его бывшая невеста сбежала из России и попала в криминальные новостные сводки после того, как вышла замуж за скандинавского психопата-убийцу. Главный герой вспоминает о своей потерянной любви. Это известие фрустрирует Алекса, он начинает рефлексировать по поводу своей жизни и упущенных возможностей, хотя стоит ли по этому поводу переживать?
 

 
ДИЛЕММА ИСМАИЛА (Албания, 2020)
 
Жанр: драма
Длительность: 30 мин
Режиссёр: Дхимитер Исмалай-Валона
В ролях: Арбен Байрактарай, Эранд Сойли, Мехди Малкай, Энди Беголли
 


Редчайший для албанской киноиндустрии масштабный проект, тем более на такую неожиданную для страны тему. Страну оккупировали нацисты, а Исмаил, нищий крестьянин, прячет у себя дома двух ортодоксальных евреев. Главного героя мучает, что он в первую очередь должен был бы защищать свою семью, а не чужих, в общем-то, людей, но он связан по рукам и ногам важнейшим понятием албанского национального самосознания и характера, негласным, но универсальным кодексом чести, который называется «беса» — бесконечная верность данному слову.
 

 
КОШЕР (Израиль, 2020)
 
Жанр: драма
Длительность: 12 мин
Режиссёр: Гидеон Имагор
В ролях: Дания Ландсберг, Разия Исраэль, Даниэль Энгель
 

 
Резко феминистический подход к одной из важнейших еврейских традиций омовения в микве, ритуальном водном резервуаре, в который надобно окунуться женщине, чтобы «очиститься» после менструации. Главная героиня просто проходит этот отчуждающий обычай, будучи приговоренной к этой повинности по праву рождения, и это холодное, чужое пространство изображено так мучительно, как изображались приемы у врача в недавнем фильме, что навел шума на фестивалях, о подростковых абортах в США под названием «Никогда, редко, иногда, всегда» — но вся эта художественная сложность присутствует в картине длительностью всего 12 минут.
 
 

ПОЗДНИЙ КАДДИШ (Израиль, 2020)
 
Жанр: драма
Длительность: 14 мин
Режиссёр: Рой Алон
В ролях: Юваль Сегель, Габи Амрани, Ошер Бет Халачми, Шерил Сваген
 

 
Крепкая драма про грустного мужчину, который похоронил мать, но не может собрать миньян, специальную группу молящихся, чтобы прочитать похоронную молитву, каддиш. Ситуация становится абсурдной, когда картина становится сюрреалистичной и превращается в задушевный и парадоксальный мюзикл — неожиданное художественное решение переводит «Поздний каддиш» в совершенно иной регистр.
 
 
 
ЛЮБОВЬ И ВСЯКОЕ (США, 2020)
 
Жанр: биографический
Длительность: 80 мин
Режиссёр: Джудит Хелфанд
В ролях: Джудит Хелфанд
 


Режиссер фильма Джудит Хелфанд около семи месяцев ухаживала за своей смертельно больной матерью. После ее смерти Джудит в возрасте 50 лет решается на материнство. После смерти матери часть ее вещей осталась в квартире Джудит. Она разбирает эти вещи, вспоминает свою жизнь и готовит свой дом к появлению ребенка. «Любовь и всякое» исследует тему привязанности — как к людям, так и к вещам, — таким образом создательница показывает настоящие ценности, как минимум для себя.
 
 

ЭТО БЫЛА НЕ ЛЮБОВЬ (Израиль, 2020)
 
Жанр: биографический, драма, расследование
Длительность: 83 мин
Режиссёр: Майя Сарфати
В ролях: Хелена Цитрон, Айелет Альбенда, Даниэль Лангбейн
 


Документальная противоречивая мелодрама о трагической любви между узницей Освенцима и надзирателем СС — прямо как в «Рае» Андрея Кончаловского или в «Ночном портье» Лилианы Кавани. В 1942 году молодая красавица Хелена Цитрон была одной из той тысячи еврейских женщин, которых отправили в концлагерь Освенцим первыми. Там она вскоре привлекла внимание австрийского офицера СС Франца Вунша. Вунш безумно влюбился в нее, старался защитить, где это было возможно, и однажды спас ее сестру Розу. Спустя 30 лет после Второй мировой войны встреча Цитрон и Вунша случится снова — в зале суда, где Вунш предстанет перед судом за свои военные преступления.
 
 
 
ШЛОМО И РАВВИН (Франция, 2020)
 
Жанр: комедия
Длительность: 9 мин
Режиссёр: Жюльен Дэвид
В ролях: Гилберт Леви, Дэвид Гутманн, Бенджамин Паскаль, Жюли Яковелла
 


Фантасмагорический мультфильм-анекдот, стиль которого напоминает о лучших образчиках мировой анимации. Шломо пытается как-то выжить в своем же доме в еврейском местечке, когда там нарождается уже десятый ребенок, и идет к раввину за советом, но это ни к какому решению ситуации его, конечно, не приводит. Предлагается внимательнее следить за французской студией Caïmans Productions, которая пока что больше специализируется на короткометражных фильмах, в том числе и игровых, и анимационных, — они еще явно себя покажут.
 
 

ТОРА ИЗ КОСМОСА (США, 2020)
 
Жанр: биографический
 
Длительность: 25 мин
Режиссёр: Роб Купер
В ролях: Доктор Джефф Хоффман, Раввин Шаул Осадчей, Яна Каплан
 


В 1996 году астронавт НАСА доктор Джефф Хоффман принес небольшой свиток Торы на борт космического корабля «Колумбия». В Шаббат, вращаясь вокруг Земли, он прочитал из книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю». Это история о вдохновении, сообществах и пути человека, о том, как семья, педагоги, научные и религиозные сообщества достигают больших успехов и переносят нашу идентичность в новые сферы.
 
 
 
ОБЕЩАНИЕ (Германия, 2020)
 
Жанр: драма
Длительность: 10 мин
Режиссёр: Адам Барух
В ролях: Кристиан Хартинг, Даниэль Леннерц, Майкл Марвиц
 

 
Мощный фильм про Аббу Ковнера, поэта и политактивиста, партизана вильнюсского гетто, после войны — организатора диверсантской группы «Нокмим», которая, если максимально упрощать, хотела отомстить немцам за Холокост. Именно в этот момент мы и застаем героя, когда он готовит свой так и не претворенный в жизнь «план А» по отравлению водопровода сразу в нескольких немецких городах, чтобы убить таким образом 6 миллионов немцев. Режиссер Адам Барух философски интерпретирует в киноформе этот период из жизни вечного мятежника, который не может остановиться в своем бесконечном гневе, и дело-то его, наверно, правое, но фильм застает его в момент тягостных мучительных сомнений о целесообразности продолжения череды массовых убийств.
 

 
ШРАМ ЗЕМЛИ (Франция, 2020)
 
Жанр: биографический
Длительность: 10 мин
Режиссёр: Маша Овчинникова
В ролях: в фильме отсутствуют персонажи и закадровый голос
 

 
Мария Овчинникова следует по стопам своей двоюродной прабабушки в Киеве, пока мать рассказывает о ее гибели, раскрывая драматический эпизод Холокоста: «В доме моей прабабушки висела черно-белая фотография бесплодной, холмистой пустоши, местами покрытой сухой травой. На фотографии черной ручкой нарисован крест, указывающий на примерное место, где была похоронена ее сестра Эсфирь со своей семьей. До войны у Эсфирь была счастливая семья: муж и трое детей. Они жили в еврейском квартале Киева, недалеко от Бабьего Яра. 22 сентября 1941 года немцы вошли в Киев. А 28 сентября 1941 года все евреи города были вызваны на место встречи с документами и личными вещами. На рассвете 29 сентября тысячи евреев покинули свои квартиры, нагруженные чемоданами и провизией, чтобы отправиться в долгое, как они думали, путешествие. Сегодня Бабий Яр — это неприметное место памяти, пустынный и незастроенный парк, который, кажется, хранит эти стигматы земли. Когда я впервые посетила это место, меня поразил его пустынный, безликий вид. Это видео пытается передать мое первое болезненное впечатление: холодные цвета, сухой треск. Именно на местную могилу моей двоюродной прабабушки, невидимую, виртуальную, указывал маленький крестик, нарисованный ручкой на фотографии. Это был единственный оставшийся след этой женщины, чьи документы были сожжены, книги и одежда украдены».
 
 

ДО СКОНЧАНИЯ ВРЕМЕН (Израиль, Великобритания, Норвегия, 2020)
 
Жанр: расследование, социальный
Длительность: 76 мин
Режиссёр: Майя Зинштейн
В ролях: Сондра Остер Бараз, Йоси Даган, Яэль Экштейн, пастор Уильям Бингхэм III
 


В новом провокационном документальном фильме режиссерка Майя Зинштейн исследует политический союз между американскими евангелистами и правым крылом Израиля, а также их влияние на внешнюю политику администрации Трампа. Почему руководители американских церквей побуждают даже самых небогатых прихожан делать пожертвования Израилю? Потому что они верят, что расширение территории Израиля сыграет ключевую роль в пророчестве о конце света, когда христиане будут спасены, а другие, включая евреев, погибнут. Полная дичь — и в то же время, вполне возможно, настоящая примета нашей с вами сегодняшней реальности.
 
 
 
ЖЕНИСЬ НА МНЕ (Канада, 2019)
 
Жанр: комедия, драма
Длительность: 13 мин
Режиссёр: Грег Фокс
В ролях: Хайден Финкельштейн, Холли Пауэр
 


Шикса четыре года встречается с евреем, пытается выбить из него предложение руки и сердца, но борется с его закоренелым, сидящим где-то глубоко внутри предубеждением против иноверки, которую он при этом любит всем сердцем — но в то же время словно недостаточно ей доверяет. Тонкий, выразительный и при этом наполненный честной киногенией витальный фильм о любви и преградах, которые могут стоять у нее на пути.
 
 

ФИНАЛЬНЫЙ СЧЕТ (Великобритания, США, 2020)
 
Жанр: исторический
Длительность: 94 мин
Режиссёр: Люк Холланд
В ролях: Марианна Шантелау, Герман Нот, Маргарет Шварц, Ханс Верк
 


Важный портрет последнего живого поколения тех, кто еще был причастен к Третьему рейху и деятельности СС. Этот документальный фильм представляет собой серию личных, ранее не публиковавшихся интервью, поднимающих жизненно важные вопросы об авторитете, национальной идентичности, личной роли и ответственности в величайших человеческих преступлениях мировой истории. Последний фильм британского документалиста Люка Холланда.
 

 
ЗИЯРА (Франция, Морокко, Бельгия, 2020)
 
Жанр: роуд-муви, исторический
Длительность: 99 мин
Режиссёр: Симон Биттон
В ролях: Симон Биттон
 


До 1950-х годов еврейское население в Марокко насчитывало более 300 000 человек. С того времени еврейские эмигранты разлетелись по всему миру. Семья режиссерки Симон Биттон поселилась во Франции. В фильме «Зияра» (термин, обозначающий форму паломничества к священным местам) Биттон возвращается на свою родину и ищет еврейский след. Она путешествует на машине и ищет наследие: кладбища, остатки Меллы (еврейского квартала), синагоги и школы — места, которые местные жители ценят и хранят. Местные жители рассказывают ей о важности сохранения наследия и их преданности, а также об отношениях между евреями и мусульманами. Один из ее собеседников размышляет вслух: каким было бы Марокко сегодня, если бы евреи остались? И действительно.
 
 
 
ЭРВИН (Австралия, 2020)
 
Жанр: драма
Длительность: 12 мин
Режиссёр: Лев Юцен
В ролях: Даррелл Хоффман, Акосия Сабет
  


Пожилой и одинокий еврей-интеллектуал готовится праздновать Шаббат вместе со своей сиделкой, но его преследуют призраки прошлого. В этой короткой, но убедительной австралийской драме о старческой деменции, чем-то напоминающей недавний оскаровский фильм «Отец», доходчиво объясняется, что ничто на земле не проходит бесследно, но в то же время жизнь достойна того, чтобы продолжать ее проживать.
 
 
 
ЗЕЛЕНОЕ ПЛАТЬЕ (Германия, Россия, 2020)
 
Жанр: биографический
Длительность: 30 мин
Режиссёр: Юлия Соловьева
В ролях: Дина Соловьева, Людмила Клименко, Анна Агеева, Ксения Соловьева
 


Зеленое платье — это вещь, причем, как выясняется, вещь, объединяющая поколения. Его надевали только на разнообразные праздники. Сегодня члены большой семьи рассеяны, но история зеленого платья заставляет их снова встречаться, хотя бы в интернете. Юлия Соловьева сняла этот фильм в формате скринлайф и благодаря этой форме для документальной работы еще глубже смогла исследовать историю своей еврейской семьи.
 

 
ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ ЙОСЕФА И ЦИЛЛИ (Канада, 2020)

Жанр: биографический
Длительность: 19 мин
Режиссёр: Дин Голд
В ролях: Йозеф Абрахами, Цилли Абрахами, Дорон Абрахами
 

 
После долгого брака, наполненного любовью и нежностью, Йозеф и Цилли готовят свою семью ко дню их совместного одновременного самоубийства. По мере того как они претворяют в жизнь (простите за каламбур) свой план, их младший сын Дорон пытается сохранить память о них с помощью своей камеры.
 
 
 
СИДЕЛКА: ИСТОРИЯ ЛЮБВИ (США, 2021)
 
Жанр: биографический, драма
Длительность: 24 мин
Режиссёр: Джессика Нутик Циттер, Кевин Гордон
В ролях: Бэмби Фасс, Рик Таш, Арье Шлейдер, Дэвид Шлейдер
 
 

После четырех лет борьбы с раком 60-летняя Бэмби Фасс сдается. Она, конечно, прирожденный боец и оптимистка, но когда ее онкология дает метастазы, она решает отказаться от повторной лучевой терапии и вместо этого проживает свои последние недели дома в окружении своей еврейской общины в Окленде. Ее решение поддерживает муж Рик, ведь он не хочет отпускать свою любимую, с которой познакомился всего три года назад. Эмоциональное путешествие начинается с наполненных песнями дружеских и семейных встреч, но дальше Рик остается с Бэмби один на один, на его плечах содержание домашнего хосписа, опека над двумя своими детьми, а еще на него давит разрушительная реальность.
 

 
263 НОЧИ (Беларусь, Израиль, Россия, 2021)
 
Жанр: исторический
Длительность: 27 мин
Режиссёр: Ирина Тарасова
В ролях: Аристарх Ливанов, Ксения Черницкая, Анна Козлова, Амелия Абрамович
 


Белорусская документальная анимация, озвученная народным артистом РФ Аристархом Ливановым. Абсолютно реальная история 26 заключенных Минского гетто, которые добровольно заточили себя в подвале, где на всех не хватало еды и воды, — до прихода Красной армии. Там они и просидели ужасающие 263 дня и ночи. До сих пор жив младший сын печника Пинхуса Добина, соорудившего спасительный и губительный подвал.
 

 
СЕМЕЙНОЕ ФОТО (Польша, 2021)
 
Жанр: исторический
Длительность: 7 мин
Режиссёр: Якуб Душинский
В ролях: Анна Гринграс, Роман Гринграс, Ричард Гринграс
 


Документальный фильм о семейной истории, действие происходит в современных Варшаве, Париже и Тель-Авиве. Вообще, это работа для музея польских евреев в той же Варшаве, и «Семейная фотография» будет впервые показана на широком экране в рамках Московского еврейского кинофестиваля. В фильме снялась семья режиссера Якуба Душинского (он здесь также выступил сценаристом, оператором и монтажером), которая разглядывает старинные снимки, на которых вроде бы давно ушедшие в иной мир люди, но в памяти они живы навсегда.
 
 
 
Внеконкурсная программа
 
 
КОЛЕНО АХЕД (Франция, Израиль, Германия, 2021)
 
Жанр: драма
Длительность: 109 мин
Режиссёр: Надав Лапид
В ролях: Авшалом Полак, Нур Фибак, Лидор Эдри, Йонатан Куглер, Наама Прейс
 

 
Сложный израильский контекст в разговоре об этом фильме начинается уже на названии. Ахед — это имя палестинской активистки Ахед Тамими, которую обвинили натурально в избиении израильских солдат, что нагрянули к ней домой после участия в митинге, хотя ей на тот момент было 17 лет (сейчас — 20), а во внутриизраильской пропаганде ее действия подали как попытку инсценировать полицейский произвол. За это она получила восемь месяцев тюрьмы. Но Надав Лапид, недавний лауреат «Золотого медведя», главного приза Берлинского кинофестиваля, за фильм «Синонимы», снял фильм не об этом и не за кинореконструкцию поступка Тамими получил приз жюри в Каннах-2021. Согласно сюжету «Колена Ахед», один режиссер (очевидное альтер эго Лапида, который все фильмы снимает о себе или около того) читает об этом инциденте неприятный комментарий в интернете, где озлобленный аноним требует, чтобы Тамими прострелили колено. Это так возмущает главного героя, что он решает снять об этом кино, — но эта идея приходит ему в голову во время поездки за деньги израильского Минкульта в отдаленное селение, где ему предстоит представить и обсудить свою предыдущую работу с местными жителями.
 

 
УРОКИ ФАРСИ (Россия, Германия, Беларусь, 2020)
 
Жанр: драма, военный
Длительность: 127 мин
Режиссёр: Вадим Перельман
В ролях: Науэль Перес Бискаярт, Ларс Айдингер, Йонас Най, Давид Шюттер
 

 
Мощный фильм о Холокосте и неожиданном спасении от этой глобальной катастрофы, при этом не основанный ни на какой реальной истории — все здесь сочинено сценаристом Вадим Цофиным, который придумал неожиданную мемориально-лингвистическую коллизию. По сюжету, молодой еврей (Науэль Перес Бискаярт) попадает в концлагерь и в качестве фола последней надежды врет надзирателю, что он вообще-то перс и заключения не заслуживает. На его счастье, оказывается, что офицер СС (Ларс Айдингер, просто гениальный немецкий артист) как раз хочет выучить фарси, и тогда протагонисту приходится выдумывать для него язык, звучащий похоже, — и в качестве «лексической базы» он выбирает имена тех заключенных, которых убивают. Предельно качественная копродукция, снятая при этом на территории Беларуси.
 
 
БАБИЙ ЯР. КОНТЕКСТ (Нидерланды, Украина, 2021)
 
Жанр: исторический, экспериментальный
Длительность: 121 мин
Режиссёр: Сергей Лозница
В ролях: в фильме отсутствуют персонажи и закадровый голос
 


Один из важнейших в мире режиссеров-киноархивистов Сергей Лозница в этот раз объединился с музеем «Бабий Яр», чтобы собрать исчерпывающее исследование истории киевского урочища, в котором остались навеки похоронены десятки и сотни тысяч человек, расстрелянных нацистами, в том числе огромное количество евреев. Лозница подходит к этому вопросу с максимально нейтральной позиции, отыскивает огромное количество материала, который ранее никогда не публиковался, и пытается благодаря этому фильму ответить на примере Бабьего Яра для себя на вопрос: как же устроен любой геноцид, каковы его симптомы и механизмы. Проще говоря, помещает ужас Бабьего Яра в глобальный контекст.
 
 

ВОЙНА РАИ СИНИЦИНОЙ (Израиль, 2020)
 
Жанр: биографический
Длительность: 89 мин
Режиссёр: Ефим Грабой
В ролях: Рая Синицина
 

 
Одна из самых громких документальных русскоязычных премьер 2021 года. Молодой режиссер встречает Раю, 94-летнюю блокадницу, ветерана Великой Отечественной войны. Рая — глава клуба ветеранов Второй мировой войны города Холон. Она демонстрирует на камеру жизнь уходящего израильского поколения. Ее боевой дух и сила воли по-прежнему сильны. По мере того как Рая одного за другим хоронит своих последних товарищей, а со здоровьем у нее становится по понятным причинам все хуже и хуже, постановщик и героиня неожиданно достигают взаимопонимания. Их нежданная душевная близость превращает фильм о войне и потерях в мистическую историю любви и дружбы.
 
 

ЕВРЕЙСКАЯ СУДЬБА (Австрия, 2021)
 
Жанр: биографический
Длительность: 114 мин
Режиссёр: Кристиан Кронес, Флориан Вайгенсамер, Кристиан Кермер, Роланд Шроттофер
В ролях: Марко Файнгольд
 


Герой этого фильма Марко Файнгольд говорил: «Ничто не может навредить тем, кто уже однажды умер». Сам он умирал несколько раз, пережив четыре концлагеря: Освенцим, Нойенгамме, Дахау и Бухенвальд. С момента своего освобождения и до дня своей смерти в возрасте 106 лет он посвятил свою жизнь помощи нуждающимся, а позже направил свои усилия на сохранение памяти о Холокосте. Грандиозная судьба настоящего человека разворачивается в этом документальном байопике.
 
 
 
ШАЛОМ, ПАПИК (США, 2020)

Жанр: комедия
Длительность: 77 мин
Режиссёр: Эмма Селигман
В ролях: Рэйчел Сеннот, Молли Гордон, Дианна Агрон, Дэнни Деферрари, Полли Дрэйпер
 


Просто один из лучших и уж точно самых недооцененных, во всяком случае в России, (на главном синефильском сайте Letterboxd «Шалом, папик», картину, которая в оригинале называется куда умереннее, Shiva Baby, уже провозгласили инди-хитом) фильм — и не пугайтесь ее нарочитого локализованного заглавия. Дебютантка в полном метре Эмма Селигман умудрилась в собственном сценарии и его экранизации совместить такие, казалось бы, разноразрядные и противоречивые темы, как еврейская традиционность (особенно в ритуальных вопросах), женская бисексуальность, отношения с привлечением материальной помощи (проще говоря, содержанство), семейные ценности (или «бесценности») и так далее. Студентка Даниэль отправляется со своего свидания с «папиком» сразу на еврейские похороны родственницы, шиву, где встречается и со своими любимыми до боли родственниками, и с тем самым ухажером, который, оказывается, скрывает свои финансовые и личные отношения с протагонисткой, поскольку у него семья, чудесная жена и даже ребенок. Пожалуй, это одна из самых остроумных картин на тему секса за последние годы — и в то же время один из самых приятных отчетливо еврейских фильмов за тот же отчетный период.
 
 

СМЕРТЬ КИНО И МОЕГО ОТЦА (Израиль, 2020)
 
Жанр: комедия, драма
Длительность: 100 мин
Режиссёр: Дэни Розенберг
В ролях: Марек Розенбаум, Рони Кубан, Ина Розенберг, Ноа Колер, Натан Розенберг
 


Правильно об этом фильме пишет издание Cineuropa, посвященное европейскому кино: «Когда режиссер в своем программном тексте о фильме цитирует Хорхе Луиса Борхеса, он уже наполовину создает ожидание от картины, и зритель может сразу понять — его здесь ждет что угодно, только не типичное простое повествование». В этом фильме, который вышел с лейблом несостоявшегося Каннского фестиваля 2020 года, несколько сюжетных слоев, и они свободно переходят друг в друга, пересекаются и сливаются. Вроде бы Иран готовит массированную военную атаку и совсем скоро сотрет с лица земли Тель-Авив. У режиссера умирает отец, но тот никак не может его отпустить (говорят, для Дэни Розенберга «Смерть кино и моего отца» оказалась очень личной и основана была на переживаниях постановщика, когда заболел Розенберг-старший), и тогда он пытается оставить его на этом свете как можно дольше, встречая при этом сопротивление со стороны угрюмого родителя. Отличить быль от небыли в этом фильме невозможно — и тем интимнее становится местный сюжет.
 
 

ЗНАЧЕНИЕ ГИТЛЕРА (США, 2020)
 
Жанр: исторический, биографический
Длительность: 93 мин
Режиссёр: Петра Эпперлейн, Майкл Такер
В ролях: Матильда Такер, Мартин Хекманн
 


Почему в мире люди все больше увлекаются Гитлером и нацизмом, нормализуют в массовой культуре антисемитизм и превращают историческую науку в идеологическое оружие? «Значение Гитлера» снимали в девяти странах. Создатели прослеживают передвижения Гитлера, исследуют редкие архивы, изучают феномен его прихода к власти. Фильм деконструирует мифы и неправильные представления о прошлом и иллюстрирует трудный процесс примирения с ним в самый странный момент — в современности.
 

 
ДЕТИ УИНДЕРМИРА (Великобритания, Германия, 2020)
 
Жанр: драма
Длительность: 88 мин
Режиссёр: Майкл Сэмюэлс
В ролях: Томас Кречман, Ромола Гарай, Иэн Глен, Тим Макиннерни, Марсель Сабат
 

 
Реальная история, оттого не менее захватывающая и символичная. Оказывается, в августе 1945 года британские власти пригласили к себе в страну около тысячи осиротевших еврейских детей и подростков, чтобы подготовить их к новой, восстанавливающейся во всем мире нормальной жизни. Их лагерь, вовсе не конц-, был неподалеку от озера Уиндермир, кстати, крупнейшем в стране. Около 300 постояльцев оказались в деревеньке Калгарт-Эстейт. Удивительно, но юные персонажи не превращаются в декорации, как это часто бывает в кино, — все же сложно бывает объяснить еще маленьким людям, что конкретно нужно изобразить перед камерой. Но кроме того, это еще и кино о тех взрослых, которые пытаются постичь чужое горе, чужую травму, не имея к тому никакой возможности.
 

 
ОНИ НЕ ГОТОВЫ ПРИНЯТЬ МЕНЯ (США, 2020)
 
Жанр: биографический
Длительность: 89 мин
Режиссёр: Брэд Ротшильд
В ролях: Тамар Манассия
  


Тамар Манасс — афроамериканская студентка-раввин, которая ведет борьбу с бессмысленными убийствами в южной части Чикаго. Каждый день она, жизнерадостная, самоуверенная и притягательная мать двоих детей, сидит на углу 75-й улицы и Саут-Стюарт-авеню в районе Энглвуд в Чикаго. Это пугающее гетто — там процветают бедность, безработица, наркомания и насилие. В 2015 году молодую женщину убили, когда та пыталась прекратить чужую драку. Устав ждать, пока что-то сделают политики, Тамар взяла ситуацию в свои руки. Она сделала что-то простое, но революционное — села на угол улицы и с тех пор не уходила. Тамар принадлежит к двум культурам — она еврейка и афроамериканка. Фильм «Они не готовы меня принять» разбирает проблемы, с которыми ежедневно сталкивается Тамар, а также исследует ее мотивацию и то, как истинная вера ей помогает.
 

 
ЗИМНИЙ ПУТЬ (Дания, Германия, 2019)
 
Жанр: биографический, драма, исторический
Длительность: 90 мин
Режиссёр: Андерс Эстергорд
В ролях: Бруно Ганц, Мартин Голдсмит, Леонард Шайхер, Андраш Балинт, Дани Леви
 


Одна из последних ролей великого швейцарского Бруно Ганца, ушедшего из жизни в 2019 году, — в сложносочиненном постдокументальном, но по большей части все же игровом фильме, где сын в продолжительном разговоре исследует прошлое своего отца, в котором был такой нестандартный эпизод, как участие в Ассоциации культуры немецких евреев (он же «Культурбунд»), которая до 1941 года активно поддерживала всех еврейских культурных деятелей Германии, но позже была разгромлена, а многие ее функционеры погибли в концлагерях. Все это — экранизация документальной автобиографической книги радиоведущего, специализирующегося на классической музыке, Мартина Голдсмита под названием «Неугасимая симфония: Правдивая история музыки и любви в нацистской Германии», названной в честь Четвертой симфонии датского композитора Карла Нильсена.
 

 
КАФЕ «ЗЕЛИГ» (Германия , 2020)
 
Жанр: социальный
Длительность: 96 мин
Режиссёр: Таня Каммингс
В ролях: Сало Вольф, Генри (Гилель) Ротменш, Натан Гроссманн, Рон Эйгер
 

 
Последние из доживших до наших дней из тех, кто уцелел в Холокосте, выходцы со всей Европы, они встречаются каждую неделю в кафе «Зелиг», что в немецком Мюнхене. Вместе они спорят и обсуждают различные темы, радуются жизни и справляют праздники, но также и вспоминают о тех, кого с ними уже нет. Некоторые из выживших берут своих детей и отправляются в Польшу, к себе на родину, чтобы вспомнить о том, как же они оказались в Германии, и о жизненных трудностях, что были в прошлом и остаются в настоящем.
 
 

АНТОН (Украина, Грузия, Литва, США, Канада, 2019)
 
Жанр: драма
Длительность: 102 мин
Режиссёр: Заза Урушадзе
В ролях: Наталия Рюмина, Юозас Будрайтис, Регимантас Адомайтис, Вайва Майнелите
 


Посмертная работа номинанта на «Оскар» за фильм «Мандарины», грузинского режиссера Зазы Урушадзе. С одной стороны, это вроде бы детское кино, с другой — с совсем не детскими сюжетными обстоятельствами. Действие происходит в 1920 году в Украине, в предвестии волны Большого террора и Голодомора. Двое мальчиков растут в еврейском местечке, и для них происходящие вокруг загадочные события, которые позже войдут в историю, кажутся игрой, правила которой трудно познать. Впоследствии события выходят на новый уровень, когда в кадре появляется, к примеру, актер, загримированный под Льва Троцкого, который соблазняет женщину. В общем, сложное многофигурное произведение, в котором гуманистически уравниваются роли в истории легендарных личностей и простых ребятишек.
 
 

КОШЕРНЫЙ ПОЦЕЛУЙ (Германия, Израиль, 2020)
 
Жанр: комедия, мелодрама
Режиссёр: Ширел Пелег
В ролях: Моран Розенблатт, Луиза Вольфрам, Ривка Михаэли, Юлиана Келер
 
 

В чем секрет успеха Ширел Перег, для которой «Кошерный поцелуй» (в оригинале — еще более острое название, Kiss Me Before It Blows Up, что-то в духе «Поцелуй меня, пока все не взорвалось») оказался дебютом в полном метре, причем сразу же удачным? В том, что она соединила темы ЛГБТ и сложность во взаимоотношениях израильтян и немецких потомков — и не только их. Когда Мария прилетает из Берлина к своей возлюбленной Шире, то сталкивается с непониманием, которое всеми силами выражает сардонически настроенная бабушка. Тем временем в сюжете возникнет еще одна противоречивая парочка, но о ней мы до показа фильма рассказывать, пожалуй, не будем.
 
 

ОСЛО (США, 2021)
 
Жанр: триллер, драма, исторический
Длительность: 118 мин
Режиссёр: Бартлетт Шер
В ролях: Рут Уилсон, Дэвид Ола, Сэм Голдин, Эндрю Скотт, Карел Добры
 


Звездный телефильм, снятый специально для одного из самых интересных ныне существующих онлайн-кинотеатров HBO Max, причем оперным режиссером Бартлеттом Шером и, как ни удивительно, по пьесе, хотя это вроде бы по мотивам реальных событий, правда, с трудом экранизируемых. Ведь эта картина рассказывает о работе над соглашениями в Осло и их последующим подписанием. А ведь эти соглашения до сих пор регулируют приблизительно все израильско-палестинские отношения, и их актуальность в современности не подлежит сомнению — особенно если смотреть это кино в 2021 году. Оказывается, за этими документами стоит не какая-нибудь скучная дипломатическая работа, а целая международная драма с участием множества самых разных людей: Рут Уилсон, лауреатка «Золотого Глобуса» за роль в сериале «Любовники», играет норвежскую дипломатку Мону Джуул, а Эндрю Скотт, тот самый Мориарти из «Шерлока», — ее мужа, социолога Руда-Терье Ларсена, и именно им предстоит навести мосты между руководством двух государств, которые вечно находятся в состоянии войны и при этом фактически на момент подписания — в 1993 году — не контактировали друг с другом.
 
 

АМЕРИКАНСКИЙ ОГУРЧИК (США, 2020)
 
Жанр: комедия
Длительность: 88 мин
Режиссёр: Брэндон Трост
В ролях: Сет Роген, Сара Снук, Молли Ивенсен, Элиот Глейзер, Кален Аллен
 


Исключительная работа Сета Рогена, короля жанра «укурочной комедии» (stoner comedy), который в очередной своей картине, на этот раз сделанной эксклюзивно для стримингового сервиса HBO Max, сыграл сразу две роли одновременно. Один из главных комедиографов мира, выступивший здесь на правах автора изначальной концепции и продюсера, играет Гершеля Гринбаума, простого еврейского рабочего, который вместе с женой Сарой (Сара Снук, звезда сериала «Наследники») пытается заработать себе на кусок хлеба и два места на кладбище — вот и все их амбиции. Однажды Гершель падает в маринад для соленых огурцов и таким образом переносится во времени — в наши дни, когда его гигантскую банку случайно открывают. Выясняется, что у него есть правнук Бен, который пытается стать стартапером, но у него ничего толком не получается. Тогда Гершель затевает партизанскую компанию по производству все тех же огурчиков, но в этот раз органических, чтобы лучше покупали. И вся эта абсурдная коллизия приведет героев только к осознанию того, что еврейские семейные ценности вечны и никакая вековая разница в возрасте им не помеха, чтобы наконец друг друга понять.
 
 

ГДЕ АННА ФРАНК (Бельгия, Люксембург, Франция, Нидерланды, Израиль, 2021)
 
Жанр: исторический
Длительность: 99 мин
Режиссёр: Ари Фольман
В ролях: Эмили Кэри, Руби Стоукс, Нелл Барлоу, Скай Беннетт, Себастьян Крофт
 


Грандиозный продакшен одного из заметнейших аниматоров мира Ари Фольмана, в прошлом — участника основного конкурса Каннского кинофестиваля со своим автобиографическим и уже культовым «Вальсом с Баширом» (а «Где Анна Франк» показали там же, но уже вне конкурса, на правах гала-премьеры), хотя на главном фестивале планеты анимацию в основную программу берут довольно редко. В новой работе режиссер рифмует актуальное и вневременное, сравнивает историю Анны Франк, описанную ею в дневнике, и судьбу современных беженцев в Европе. И все это при помощи замысловатого сюжета, по которому в наши дни материализуется из воздуха та самая выдуманная подруга Китти, к которой обращалась юная Франк в своих текстах. Она живет в музеефицированном доме Анны Франк, обладает магическими способностями, дружит с амстердамским малолетним вандалом и вором и хочет найти свою лучшую и любимую Анну — раз она появилась, значит, где-то появилась и Франк.
 
 
 
Антисионистское кино

 
200 МЕТРОВ (Государство Палестина, Иордания, Катар, Италия, Швеция, 2020)
 
Жанр: драма, приключенческий
Длительность: 97 мин
Режиссёр: Амин Найфе
В ролях: Али Сулиман, Анна Унтербергер, Лана Зрейк, Гассан Аббас, Набиль Аль Раи
 

 
Успешное политическое кино, премьера которого прошла в программе Venice Days, проходящей параллельно Венецианскому кинофестивалю, а затем фильм поехал на «Оскар» от Иордании, правда, в номинации не попал. Это вдумчивый и трагичный фильм, в котором реализм совмещается с лиризмом, а сюжет построен вокруг отца-палестинца, который пытается прорваться к своему сыну сквозь заградительные меры Израиля, но не получается.
 

 
ПЕРВЫЕ 54 ГОДА — КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ВОЕННОЙ ОККУПАЦИИ (Израиль, Франция, Финляндия, Германия, 2021)
 
Жанр: расследование
Длительность: 110 мин
Режиссёр:  Ави Мограби
В ролях: Цви Барел, Шломо Газит, Ави Мограби
 


Критики пишут об этом новом фильме ведущего документалиста Израиля Ави Мограби, что это исчерпывающее объяснение действий соответствующего государства по отношению к территории Палестины в форме кино, что это честная и наукообразная картина о многолетней оккупации. Фильм действительно имеет право на существование, а режиссер — на мнение, оформлено кино как доходчивое «руководство по военной оккупации», показали его впервые на Берлинском кинофестивале 2021 года.
 

 
ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ (ЦЕЛИ И ДЕЯНИЯ СИОНИСТОВ) (СССР, 1973)
 
Жанр: расследование
Длительность: 89 мин
Режиссёр: Борис Карпов
В ролях: Леонид Хмара
 


Антисионистское кино снимали еще в Советском Союзе, когда в государственной риторике преобладали подобные настроения. Самый яркий тому пример — «Тайное и явное», якобы разоблачительная работа документалиста Бориса Карпова 1973 года, где выясняется, что сионисты якобы сотрудничали с нацистской Германией и вообще втайне масштабно наследили в истории XX века. Пусть фильм начинается явным подлогом (за хронику срежиссированной сионистской демонстрации у советского посольства в Лондоне выдаются совсем другие кадры) и им же продолжается, но сегодня это произведение все же важно — как минимум в качестве исторического документа, где зафиксировано, что признанный на государственном уровне советский антисионизм зачастую превращался в антисемитизм.
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Классный журнал